Кодифицированные и некодифицированные конституции

· Если конституция есть единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера, то ее можно определить как кодифицированную.

· Если те же вопросы регулируются несколькими писаными актами, то мы имеем дело с некодифицированной конституцией.

Кодифицированные конституции в зависимости от степени кодификации можно подразделить на

· Развернутые

· Неразвернутые.

Примеры развернутых конституций дают греческая, португальская, неразвернутых – действующая французская, не говоря уже об американской.

Кодифицированные конституции нередко содержат нормы, которые в других странах включены в текущее или органическое законодательство.

Конституции смешанного типа.

Частично они писаные и включают парламентские законы и судебные решения, являющиеся обязательными прецедентами. Частично же состоят из обычаев и доктринальных толкований.

Например, конституция Великобритании включает законы (статуты), как, например, Акт о Парламенте 1911 года, Акт о Палате общин (управление делами) 1978 года, далее судебные прецеденты (так называемое общее право), но также обычаи, именуемые конституционными соглашениями, в которых содержатся конвенционные нормы. Британская конституция эволюционирует в направлении постепенной замены обычаев и судебных прецедентов законами, принимаемыми Парламентом.

Неписанные конституции

Бывают и неписаные конституции, вообще незафиксированные в документах, но они существуют обычно временно – после революций, переворотов и т. п., как, например, было в Румынии в первые месяцы после декабрьского восстания 1989 года. В это время, как правило, сохраняют свое действие прежние акты текущего законодательства, если не противоречат сущности и целям нового режима.

Структура конституций

В данном случае речь идет об актах, имеющих кодифицированный характер, то есть, как правило, единых и единственных – охватывающих в одном документе все нормы высшей юридической силы (не считая решений конституционных судов).

Эта структура, за редким исключением, имеет стандартизированный вид:

· преамбула (введение)

· основнаю часть (основное содержание)

· заключительные, переходные и дополнительные положения

· изредка также приложения.

Преамбула

· В преамбуле обычно излагаются цели конституции

· характеризуются исторические условия ее издания

· иногда провозглашаются права и свободы или руководящие начала государственной политики.

· важна в политическом и идеологическом плане.

Нормативная природа и юр сила преамбул

Положения преамбул правовыми нормами не являются.

НО: имеют нормативное значение для толкования и применения остальных положений конституции, то есть преамбулы указывают направления, в которых должны толковаться остальные конституционные положения.

Исключение:

В тех случаях, когда преамбулы содержат провозглашаемые права и свободы (как, например, преамбула французской Конституции 1946 г., продолжающая действовать), они могут иметь то же юридическое значение, что и нормы основной части конституции.

Основная часть

· В нее входят нормы о правах и свободах,

· об основах общественного строя

· о системе и статусе государственных органов

· о государственной символике

· о порядке изменения конституции.

Порядок расположения норм о государственных органах

Нормы о статусе государственных органов обычно помещаются в соответствии с принципом разделения властей: чаще всего сперва идут нормы о парламенте, затем о главе государства и правительстве, далее следуют нормы о судебной власти и наконец об организации власти на местах.

Но нередко встречается иной порядок: сначала – глава государства, а в конце – орган конституционной юстиции (например, в Конституции Испании).

Иногда порядок расположения норм об органах государственной власти может указывать на превалирующее значение одних органов по отношению к другим. Например, в Конституции Франции на первом месте стоят нормы о Президенте Республики, затем о Правительстве и лишь потом о Парламенте. Данное размещение разделов указывает на действительное положение соответствующих органов в системе государственной власти.

Заключительные положения

· устанавливается порядок вступления конституции в силу

· определяются сроки образования вновь учреждаемых органов власти, сроки издания органического и иного законодательства, к которому имеются отсылки в конституции

· могут находиться разъясняющие положения

· содержаться нормы о толковании конституции

· содержатся статьи, значение которых весьма велико и которые в существенной мере определяют новый государственный строй. Так, ст. XII и XIII заключительных положений Конституции Италии запрещают восстановление в какой бы то ни было форме распущенной фашистской партии, а также отстраняют членов и потомков Савойской династии от участия в политической жизни.

Заключительные положения чаще всего помещаются в конституциях в одном разделе с переходными и отменительными положениями. Иногда, если это не урегулировано в основной части, сюда включаются нормы о порядке изменения конституции или о государственных символах.

Переходные положения

· определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу

· порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.

Представляют собой неотъемлемую часть конституции и очень важны для правоприменителя (особенно суда), потому что указывают, с какого времени подлежит применению та или иная конституционная норма.

Подчас в переходных положениях устанавливаются сроки для издания законов, к которым отсылает конституция, либо вообще для приведения законодательства в соответствие с конституцией.

Дополнительные положения

Обычно оформляются иначе, чем основная часть, и содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частных вопросов.

Приложения

Подчас имеют важное юридическое значение. Например, в первом приложении к Конституции Индии приводится перечень штатов и союзных территорий, в седьмом – содержится распределение компетенции между Союзом и штатами.

Наши рекомендации