Государственный строй Японии по Конституции 1889 г. и Конституции 1947 г. (сравнительный анализ)

Конституция 1889г., принятая по образцу Прусской конституции 1850г., стала продолжением предшество­вавших ей социально-экономических и политических реформ, проведенных вслед за событиями 1868 г. и в от­вет на широкое либерально-демократическое движение в стране — «Движение за свободу и народные права». Она закрепила некую переходную форму правления от абсолютистской к дуалистической монархии.

Утверждение Конституции 1947 г. в принципиально иных условиях ознаменовало крах профашистского по­луабсолютистского режима в Японии и привело к уста­новлению особой формы японской парламентской мо­нархии, с всемерным ограничением власти японского императора, сохранившего главным образом обязанно­сти формального характера.

При рассмотрении формы правления студенту необхо­димо обратить особое внимание на ст. 1 Конституции 1947 г., в которой император Японии объявлялся лишь «символом единства государства и единства народа». Такая формула монархии не встречается ни в одной из современных конституций, что дает основание некоторым японским правоведам говорить о фактическом утверждении в Японии республиканского, а не монархического строя.

Собственную точку зрения на эту проблему студент может обосновать путем анализа соответствующих конституционных положений гл. I Конституции, сравнив, например, правовое положение японского императора и английской королевы. Причем следует учитывать, что «вестминстерская модель» английской конституционной монархии оказала непосредственное влияние на япон­скую Конституцию 1947 г., так же как и Американская конституция 1787г. В связи с этим возникает вопрос, который студенту необходимо решить самостоятельно: в каких положениях Конституции Японии 1947 г. это вли­яние проявилось особенно заметно?

При сравнении государственного строя, который зак­реплялся в Конституции 1889 г, и в Конституции 1947 г., следует иметь в виду, что основой первого акта стала концепция добровольного самоограничения императо­ром своих «священных» абсолютных полномочий путем:

а) предоставления японцам ограниченного перечня формальных демократических прав и свобод, не обеспе­ченного гарантиями их осуществления;

б) закрепления законодательных полномочий за соз­даваемым на основе Конституции двухпалатным зако­нодательным органом, с традиционной для октроиро­ванных хартий верхней палатой господ и нижней пала­той, избираемой на основе цензового избирательного права;

в) предоставления крайне ограниченных полномо­чий правительству как совещательному органу.

Идеи этой концепции нашли отражение не только в структуре и функциях высших органов власти по Кон­ституции Японии 1889г., но и в структуре самой Кон­ституции, которая открывается статьями о положении и полномочиях японского «священного и неприкосновен­ного» императора как главы государства, обладающего «верховной властью, осуществляющего ее в соответствии с постановлениями настоящей Конституции» (ст. 4).

В этих последних словах заключен главный смысл политических изменений, которые произошли в стране во второй половине XIX в. С признанием значения Кон­ституции в осуществлении полномочий японского императора, с провозглашением формальных прав и сво­бод японцев, было связано начало развития конституци­онализма в традиционной, по сути еще феодальной стра­не. Этот шаг в сторону утверждения новой формы госу­дарства, несмотря на все антидемократические изъяны Конституции 1889г., имел для Японии того времени бесспорно прогрессивное значение.

На основе анализа соответствующих статей Консти­туции 1889 г. студенту надлежит изучить систему органов государственной власти, их полномочия, прежде всего полномочия японского императора (гл. I), принципы создания двухпалатного японского парламента и прави­тельства, основы их деятельности и взаимоотношений, обратив особое внимание на полное отсутствие контро­ля представительного органа над правительством и по­литическое бессилие последнего перед такими полуфео­дальными учреждениями, как Тайный совет, Генро (со­вет старейшин), Министерство двора, перед всесильным положением японской военщины (гл. I, III, IV).

Конституция 1947г., принятая на основе решений Потсдамской конференции 1945г., создавалась с уче­том новых принципов народного суверенитета, разделе­ния властей (с модифицированным механизмом «сдержек и противовесов»), требований полной ликвидации антидемократических, милитаристских учреждений, от­ветственных за развязывание Второй мировой войны (Тайного совета, Министерства императорского двора и др.), на признании парламентской монархии как фор­мы правления послевоенной Японии.

При рассмотрении государственного строя Японии по Конституции 1947 г. следует проанализировать пол­номочия подконтрольного правительству японского им­ператора, сохранившего лишь ограниченные процессу­альные функции, структуру, принципы формирования и деятельности каждой из двух избираемых на основе всеобщего избирательного права палат парламента — Палаты представителей и Палаты советников, выявив основы их взаимоотношений, роль каждой из палат в принятии законов, возможности их досрочного роспус­ка и т. д.

Особого внимания заслуживает вопрос о механизме формирования и полномочиях Кабинета министров — главного звена государственной машины Японии, обла­дающего значительной политической властью, и, преж­де всего его премьер-министра.

При анализе судебной власти по Конституции необ­ходимо отметить закрепление за японским судом права конституционного надзора, заимствованного из амери­канской конституционной практики.

Наши рекомендации