Главы правительств и их статус в зарубежных странах

Правительство в зарубежных странах представляет собой коллегиальный исполнительный орган власти. Для определения места правительства в системе государственных органов необходимо проанализировать его отношения с парламентом, главой государства, органом конституционного надзора (такой орган существует не во всех странах) и политическими партиями. Отношения правительства с парламентом зависят от формы правления. В президентских республиках правительство, возглавляемое президентом, формируется внепарламентским путем и не несет за свою деятельность ответственности перед парламентом. Юридически в этих странах правительство должно только исполнять законы, принимаемые парламентом. Поэтому само правительство, согласно применяющемуся в президентских республиках принципу разделения властей, рассматривается как исполнительный орган, лишенный каких-либо средств воздействия на законодательное учреждение, кроме права отлагательного вето. Президентская модель правительства предполагает создание системы, при которой обе "ветви власти" - законодательная и исполнительная - действуют независимо друг от друга, но имеют возможность уравновешивать одна другую. "Система сдержек и противовесов", как ее называют в США, исходит из предположения об идентичном правовом положении высших органов государства. Действительность, однако, отличается от законодательных установлений. Хотя относительная самостоятельность парламента в президентских республиках значительнее, чем в парламентарных странах, правительства тем не менее занимают центральное положение и играют решающую роль как в управлении, так и в законодательстве. В парламентарных странах правительства занимают по отношению к парламенту еще более сильные позиции, чем в президентских республиках. При том, что в этих странах правительство 206

несет политическую ответственность перед парламентом, формируется парламентским путем и обязано уйти в отставку в случае выражения ему вотума недоверия, оно фактически контролирует и набавляет деятельность парламента. Нельзя забывать, что правительство состоит из лидеров правящей партии, а это означает, что парламентское большинство в своем поведении связано партийной дисциплиной. Эта закономерность находит свое наиболее полное выражение в тех странах, где действуют однопартийные правительства (в настоящее время консервативное правительство Великобритании). В тех странах, где у власти находятся коалиционные правительства, парламенты обладают большей долей относительной самостоятельности по отношению к правительству. Чем сложнее парламентская коалиция, тем она менее устойчива, тем она более зависима от соотношения партийных сил в парламенте. Однако общая закономерность, в силу которой правительство при всех политических ситуациях играет главную роль в практическом осуществлении государственной власти, действует повсеместно. Отношения правительства с главой государства могут быть рассмотрены только применительно к парламентским странам. В президентских республиках президент лично возглавляет правительство. В парламентских странах глава государства может осуществить свою конституционную компетенцию только через правительство или с его санкции. Любые акции главы государства есть не что иное, как правительственная деятельность. Такие важнейшие полномочия главы государства, как право роспуска парламента, досрочного перерыва сессии, издание указов, право вето и т.д., осуществляются только по прямому указанию правительства. Институт контрасигнатуры нейтрализует любую попытку главы государства осуществить какие-либо дискреционные действия. Участие главы государства в формировании правительства носит чисто номинальный характер. В еще меньшей степени он может оказывать влияние на практическую деятельность. Только при экстраординарных обстоятельствах глава государства может оказать влияние на формирование правительства или его политику. Отношения правительства с высшим органом конституционного надзора в определенной степени зависят от способа формирования последнего и от объема его полномочий. Известную роль играет и партийный состав органа конституционного надзора. В тех странах, где орган конституционного надзора формируется при щрямом (Япония, США) или косвенном (Франция, Индия) участии правительства, последнее, как правило, имеет большие возможности для контроля над этим органом. Но даже в тех государствах, где орган конституционного надзора создается без участия правительства (ФРГ, Италия), имеются достаточные возможности для воздействия на него высшего исполнительного органа государственной власти





Названия главы правительства бывают различны, однако в большинстве стран он именуется премьер-министром (Великобритания, Франция). В других странах глава правительства называется председателем Совета министров (Италия), председателем Правительства (Испания, Чехия), министром-председателем (Болгария), федеральным канцлером (Германия и Австрия).

Глава правительства наделен большими полномочиями:

- устанавливает число министерских постов, формирует правительство, осуществляя назначение и смещение его членов;

- вносит на рассмотрение парламента законопроекты;

- докладывает парламенту об общем состоянии государственных дел и внешних сношений;

- осуществляет контроль и наблюдение за различными отраслями управления;

- организует проведение в жизнь законов, ведение государственных дел;

- руководит внешней политикой, заключает договоры;

- организует гражданскую службу;

- составляет бюджет и вносит его на рассмотрение парламента;

- издает правительственные указы;

- принимает решения о всеобщих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах.

По общему правилу, министры, как члены правительства, должны подчиняться главе правительства. В последние годы отмечается усиление роли премьер-министра и ограничение коллегиальности в его работе.

49. Публичная администрация – в административном праве зарубежных стран аппарат управления публичными делами, включающий в себя совокупность публичных служб, не входящих в сферу законодательной и судебной властей.

Публичная служба в ФРГ — это деятельность на службе юридического лица публичного права. Под формальное понятие государственной службы кроме чиновников подпадают также судьи, профессиональные солдаты, солдаты по контракту на определенное время и служащие вместе с рабочими, которые состоят на службе юридического лица публичного права. Чиновничество в землях ФРГ (особенно в так называемых "старых" землях ФРГ) в силу многочисленности полицейских чиновников и учителей (учитель в Германии — чиновник) составляет большинство, т. е. чиновников больше, чем просто служащих и рабочих, занятых на государственной службе.

Публичная служба в Германии — это профессиональная деятельность, состоящая в выполнении определенными субъектами публично-правовых функций в органах федеральной государственной власти, земельных органах, общинах и других субъектах публичного права. К государственной службе относятся:

а) профессиональные судьи, которые выполняют функции правосудия;

б) профессиональные военные;

в) министры, члены дирекции федерального банка;

г) чиновники, осуществляющие управленческие функции.

В США законодательство выделяет политических служащих (в частности, лиц, избранных парламентом на высшие государственные должности). Лица, работающие по найму в государственной администрации и выполняющие возложенные на них "государственные поручения" или "функции", специальным законодательством поставлены в особое правовое положение, отличное от положения прочих граждан.

Институт профессионального чиновничества традиционен для Германии. Чиновник — это настоящая профессия, для которой требуется специальное образование и сдача соответствующих государственных экзаменов, а также наличие профессиональных убеждений. Профессионально выполняя выбранную на всю жизнь деятельность, чиновники должны гарантировать стабильность государства, безупречность управленческой деятельности, ее независимость от политических изменений, которые происходят в обществе регулярно.

Чиновников в Германии следует отличать от так называемых "почетных" чиновников (бургомистр, почетный член окружного управления, торговый судья, судебный заседатель, почетный административный судья, заседатель в дисциплинарном суде и т. д.).

Служащие (как вид занятых на службе лиц) принимаются на публичную службу на основе особых публично-правовых предписаний и состоят, как и чиновники, в публично-правовом служебном отношении. Выделяют различные правовые формы таких публично-правовых отношений: от публично-правовых трудовых отношений до особых публично-правовых отношений различных категорий служащих, например, служащих высшей школы. В общинах, где персонал принимается на службу на основе публично-правовых норм, в соответствии с правилами Обязательственного кодекса заключаются трудовые договоры. Эта возможность установлена отчасти и в законах о чиновниках. Вместе с тем трудовые отношения характерны лишь для особых категорий служащих и, как правило, формируются в тех случаях, когда служащие принимаются на службу временно (на определенный срок). Правовые нормы, устанавливая статус чиновников и служащих, определяют основы и порядок формирования и окончания публично-правовых служебных отношений, а также возлагаемые на чиновников определенные права и обязанности. Возникновение публично-правовых служебных отношений обусловлено существованием системы законодательных актов. Эти правоотношения не должны основываться на административно-правовых документах, т. е. они не возникают в результате применения административных положений и распоряжений.

В публично-правовом служебном отношении особого вида состоят члены органов местного управления или так называемые должностные лица муниципального совета. Для них действуют многочисленные разъяснения и уточнения, особенно касающиеся принадлежащих им прав и обязанностей. Специфика правового положения этих должностных лиц обусловлена, главным образом, политической природой формирования публично-правового служебного отношения, а именно проводимыми выборами этих служащих в двух формах: населением муниципального образования или местным парламентом. Поэтому образование и отчасти окончание этих служебных правоотношений лишены традиционного для публичной службы правового обоснования и оформления. Аналогичные правила действуют также для некоторых других категорий служащих, например для окружных прокуроров, учителей народных школ.

В других странах система квалификационных разрядов (рангов) построена более логично и определенно. Например, в ФРГ в органах государственной власти для чиновников устанавливается 16 рангов (AI—А16). При этом в каждой должностной группе предусматривается увеличение окладов чиновников в зависимости от служебного стажа. Соответственно должностные оклады государственных служащих повышаются через каждые 1—2 года службы в органах государственной власти. Для руководящего состава органов государственной власти Германии действует специальный закон, устанавливающий систему рангов государственных служащих (В1—В11). У этой категории служащих должностные оклады не зависят от стажа службы.

В ФРГ в зависимости от содержания государственной службы и характера деятельности чиновников занимаемые ими должности и, соответственно, виды прохождения государственной службы подразделяются на 4 уровня:

1) простые должности (простая публичная служба) — низший ранг;

2) средние должности (средняя публичная служба) — средний ранг;

3) высокие должности (повышенная публичная служба) — высокий ранг;

4) высшие должности (высшая публичная служба) — высший ранг.

Наши рекомендации