Два способа выдвижения кандидатов
1. Самовыдвижение (поддержка инициативной группы 500 чел.).
2. Выдвижение от полит. партии.
Должен собрать в свою поддержку установленное кол-во подписей (само-300000; от партии-150000)
День голосования 2-е воскресенье месяца, в котором проводилось предыдущее голосование. Явка не важна, избранным считается набравший 50% + 1 голос.
ЦИК может признать выборы несостоявшимися (все кандидаты выбыли в ходе 2-го тура; 1-й тур не выявил победителя, а перед 2-м все снялись) или недействительными ( при проведении голосования или подсчете голосов допущено значительное кол-во нарушений, что не позволяет судить о их правдивости.
62. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ.
Президента.Ст 92 Конституции.
Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки (свободное волеизъявление Президента), стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (процедура не предусмотрена) или отрешения от должности.
Статья 93 Конституции РФ.
1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.2.РешениеГ.Д.2/3голосов.
3. Решение Совета Федерации должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения(2-мя третями). Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
63. Федеральное Собрание (парламент России): структура и функции. Реализация идеи народного представительства в структуре Федерального Собрания.
Выполняет след. функции:
1.Представительская: Гос.Дума – палата народного представительства.
Совет Федерации – палата представляющая интересы субъектов.
2.Законодательная–принятие законов.
3.Ф-я парламентского контроля (Гос.Дума – за деятельностью правительства, напр. в формировании счетной палаты, назначение председателя счетной палаты).
Эта ф-я не указана в конституции РФ
Фед. Собр. Состоит из: Гос.думы (450 депутатов) и Совета Федерации
(по 2 представителя от субъекта РФ 85). С лета 2014 г. 10% от Сов.Фед. может назначать Президент.
Обе палаты явл. равнозначными по отношению друг к другу.
Самостоятельностьпалат проявл. в:
1. Различный порядок формирования палат.
2. Различная компетенция.
3. Заседают отдельно.
4. Разные роли в законодательном процессе.
Федеральное Собрание есть общенациональный представительный орган государственной власти, институт народного представительства. Народное представительство в Федеральном Собрании гарантируется демократической избирательной системой, свободным характером выборов, обеспечивающим формирование парламента в таком составе, который способен максимально отражать интересы различных групп людей, выражать общенациональные интересы, волю всего многонационального народа (всей нации) или всей совокупности российских граждан. Природа Федерального Собрания как органа народного представительства обусловлена его структурой (2 палаты)Государственная Дума формируется из числа депутатов, избираемых всем населением страны; Совет Федерации формируется путем представительства от каждого субъекта РФ. Такой способ формирования российского парламента обеспечивает наиболее полную реализацию им функции общенационального представительного органа власти.
64. Совет Федерации как палата Федерального Собрания РФ: порядок формирования, структура, компетенция.
Сове́т Федера́ции — одна из двух палат Федерального собрания РФ.
В Совет Федерации (ч. 2 статьи 95 К. РФ) входят по два представителя от каждого субъекта (по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти), а также «представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов СФ — представителей от законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Общее число членов Совета Федерации (сенаторов) от субъектов РФ — 170. По два представителя от каждого субъекта России, которых насчитывается 85 (с 18 марта 2014 года). Количество членов Совета Федерации с 1993 года менялось несколько раз из-за объединения существующих и образования новых субъектов федерации.
Совет Федерации - представляющая интересы регионов на федеральном уровне.
Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения.
Совет Федерации является постоянно действующим органом. В отличие от Государственной Думы Совет Федерации не может быть распущен Президентом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.
Члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Согласно статье 102 Конституции к ведению Совета Федерации относятся:
1. Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
2. Утверждение указа Президента о введении чрезвычайного положения;
3. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами РФ;
4. Назначение выборов Президента;
5. Отрешение Президента от должности в порядке импичмента;
6. Назначение на должность по представлению президента судей Конституционного Суда, Верховного Суда;
7. Назначение на должность и освобождение от должности Ген.прокурора и его замов;
8. Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава её аудиторов.
В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к ГД подчинённую роль. Законы сначала вносятся в ГД, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение СФ.
Как весь Совет Федерации в целом, так и его отдельные члены обладают правом законодательной инициативы, однако законы о поправках в конституцию могут быть внесены либо Советом Федерации как коллегиальным органом, либо группой численностью не менее 1/5 от конституционного состава палаты.
При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет права внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в целом. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен. Для принятия ФКЗ необходимо одобрение трёх четвертей голосов СФ.
65/Государственная Дума как палата Федерального Собрания РФ: порядок формирования, структура, компетенция. Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов (ст. 95 Конституции РФ), из которых 225 депутатов получают депутатские мандаты исходя из числа голосов, поданных за партийный список, в который входит кандидат, пропорционально числу голосов избирателей, поданных за партию. К распределению депутатских мандатов допускаются партии, за которые проголосовало не менее 7 % избирателей, принявших участие в выборах.
Остальные 225 мест замещаются непосредственно теми кандидатами, которые получили большинство голосов избирателей по одномандатному избирательному округу.
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе и не могут занимать государственные должности, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Структура Государственной Думы включает в себя: 1) Председателя Государственной Думы, его первых заместителей и заместителей (они избираются из числа депутатов Государственной Думы на первом заседании Государственной Думы); 2) Совет Государственной Думы (осуществляет основную текущую работу Государственной Думы); 3) депутатские объединения (фракции и депутатские группы); 4) комитеты и комиссии (они создаются для решения отдельных задач Государственной Думы).
Председатель Государственной Думы: 1) ведет заседания палаты; 2) ведает вопросами внутреннего распорядка палаты; 3) организует работу Государственной Думы; 4) представляет палату во взаимоотношениях с рФ, иностранными государствами, государственными органами и должностными лицами; 5) осуществляет иные организационные полномочия.
Председатель Государственной Думы и его заместители входят в состав Совета Государственной Думы и имеют право решающего голоса при принятии решения Советом.
Совет Государственной Думы осуществляет предварительную подготовку и рассмотрение организационных вопросов деятельности палаты, а также подготавливает законопроекты к обсуждению на заседании палаты.
Все депутатские объединения обладают равными правами. Они создаются в целях отстаивания интересов партии и, как правило, представлены ее членами.
Депутатские объединения вправе на своих заседаниях принимать решения по обсуждаемым вопросам, об этих решениях депутаты сообщают Председателю и Совету Государственной Думы. Такие решения имеют рекомендательный характер. Депутатские объединения, число которых составляет более 50 человек, подлежат государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке.
Основная функция Государственной Думы РФ – обсуждение и принятие федеральных конституционных и федеральных законов.
Иные полномочия Государственной Думы (ст. 103 Конституции РФ): 1) внесение Думой или ее депутатами законопроектов на обсуждение палаты; 2) рассмотрение кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 3) решение вопроса о доверии Правительству РФ; 4) назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека; 5) объявление амнистии; 6) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.