Конфедерация как форма межгосударственного союза
Конфедерация — союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно.
Вот признаки, характерные для этой формы государственного устройства:
- Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.
- Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличии от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.
- Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.
- Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.
- В конфедерацию образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенных по договорным актам.
- В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.
- Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.
- Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.
- Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.
- Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.
- Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.
- Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.
Конфедерация выступает как фоpма союза госyдаpств, сохpаняющих сyвеpенитет в полном объеме. Такое государственное устройство в настоящее вpемя нигде не сyществyет, хотя и делаются попытки создания конфедераций, например, между Россией и Белоруссией, а также в Западной Европе. В Европейском Союзе уже существует в безналичном обращении единая валюта, границы внутри Союза несколько лет открыты, отсутствует таможенный и визовой контроль. Но всё же о создании конфедерации говорить рано, хотя Европа к ней все же приближается. Hа pазных этапах истоpии обpазовывались конфедеpации, но после своего непpодолжительного сyществования они pаспадались, либо обpетали федеpативнyю фоpмy госyдаpственного yстpойства. По сyти, совмещая в себе чеpты как междyнаpодно-пpавовой, так и госyдаpственной оpганизации, она под воздействием ряда пpичин теpяет pавновесие, необходимое для ее сохpанения. В конфедерации отсутствует союзное гражданство.
47. Федеративное устройство РФ– это институт российского конституционного права, представляющий собой совокупность правовых норм, устанавливающих форму территориального устройства российского государства. Данный институт имеет определенные источники:
- Гл. 3 Кон. РФ «Федеративное устройство»
- Международные акты. (Устав СНГ 1993 г., договор о создании союзного гос. Белоруссии и России 1999 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах евразийского экономического сообщества 2001 г.)
- ФКЗ и ФЗ. (ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах гос. власти субъектов РФ 1999 г.)
- Указы Президента и акты органов исполнительной власти. Указ Президента о полномочном представителе в Федеральном округе 2000 г.
- Акты субъектов РФ. Устав СК 1994 г.
- Постановления КС РФ. Постановление от 7 июня 2000 г. № 10 П.
Следует выделить юридические признаки РФ, которые позволяют отнести ее к числу федеративных государств:
1) территория РФ состоит из территорий субъектов Федерации, которые представляют собой ограниченно-правоспособные государственные образования, обладающие определенной учредительной властью;
2) компетенция между Федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией;
3) в российском государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
4) субъекты Федерации обладают правом принятия собственной Конституции (Устава), имеют свои высшие законодательные и исполнительные органы;
5) в России существует единое гражданство;
6) в российском парламенте - Федеральном Собрании РФ - имеется палата представляющая интересы субъектов Федерации (Совет Федерации);
7) внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы государственной власти. Они официально представляют РФ в межгосударственных отношениях.