Сущность государства. Основные изменения в современном понимании сущности государства.
Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории. При рассмотрении сущности государства необходимо учитывать два аспекта: 1. любое государство есть организация политической власти; 2. чьим интересам служит данная организация.
Можно выделить следующие подходы к сущности:
Классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. В этом случае государство используется как средство для обеспечения интересов господствующего класса. Первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном снятии данного сопротивления с помощью диктатуры, насилия. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но отходят на второй план.
Общесоциальный подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. В этом случае государство используется уже в более широких целях как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны.
Можно также выделить религиозный, национальный, расовый и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.
Т.О. сущность государства многоаспектна, она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.
В 6.
Особенности современного подхода к вопросу о происхождении государства. Вопрос о происхождении государства остается и, видимо, еще длительное время останется в науке дискуссионным. Это связано с тем, что: 1) в основе этой проблемы лежат сложнейшие проблемы различных идейных, философских воззрений и течений (например, есть мнение, что государство и право существовало вечно. Для его сторонников вышеуказанной проблемы нет). 2) Историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства. Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике. В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к 3-м крупным разделениям труда: 1. Отделению скотоводства от земледелия; 2) Отделению ремесла; 3) Обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена-торговли (купцов).
В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, родовая община начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. В результате этого появился прибавочный продукт и появилась возможность для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения общества, образования классов, зарождения государства.
Формирование государства у различных народов шел по-разному:
Восточный путь возникновения государств, основанных на азиатском способе производства: появление государства вызвано необходимостью проведения масштабных общественных работ. Экономика основывалась на государственной и общественной формах собственности, а социальное расслоение явилось следствием узурпации не самих средств производства, а управления ими.
Европейский путь: первичным фактором государствообразования выступил процессе социально-имущественного расслоения общества, вызванный формированием частной собственности. Т.о., на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену приходит новая организационная форма общества – государственность.
В 7.
Технократические теории государства. Технократия (от греч. tehne - мастерство, kratos - власть) - этослой высококвалифицированных специалистов, превращающихся в ходе становления индустриального общества в одну из наиболее влиятельных групп, занятых в экономике и приобретающих экономическую и политическую власть. К технократам обычно относят тех, кто обладает информацией и активно манипулирует ею: а) специалистов, работающих в государственных учреждениях ("бюрократия", "аппарат"); б) специалистов "академического" профиля (ученых, работников академических институтов и исследовательских центров); в) менеджеров разного уровня; г) специалистов технического профиля, составляющих, по выражению Дж. К. Гэлбрейта, "техноструктуру", "мозг современной корпорации".
Составная часть большинства технократических теорий, основана на концепции произошедшего перехода управления и власти в производстве и обществе от собственников и политиков к инженерно-технической интеллигенции и специалистам по управлению ("технократам"), выступающим в виде главной "движущей силы" прогресса.
Технократические теории зародились на основе критики господства финансовой олигархии (как не соответствующего интересам развития техники и производства). Передача власти инженерам, техникам и специалистам по управлению стала лозунгом радикального технократизма 30-х гг. 20 в. (X. Скотт, С. Чейз - США, Ж. Бенд - Франция). Сторонники теории управленческой революции в 30-40-е гг. провозгласили переход власти к менеджерам, устраняющий, по их мнению, господство собственников и трансформирующий всю систему капитализма.
Технократические теории складываются из трех основных групп:
Элитарные Т.т. приписывают власть и роль главной силы прогресса "элите общества" (образованным людям, составляющим растущий "технологический" или "новый средний класс").
Авторитарные Т. т. либо апеллируют к "твердой руке" государственной бюрократии и руководителей корпораций как к необходимому условию рационализации и планомерности в "эру автоматизации", либо с леворадикальных позиций обрушиваются на "тоталитарную технократию", которая безраздельно управляет "государством корпораций" и обществом.
Третья группа - буржуазно-демократическая Т. т. - пытается сочетать концепцию "исторических заслуг" технократии с признанием огромного значения общекультурного развития трудящихся масс как главной производительной (и даже общественной) силы.
В 8.
Механизм ( аппарат ) государства- это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделённых властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций. Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата.
Структура механизма государства включает в себя:
1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций;
2) государственные учреждения и предприятия, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.; .
3) государственных служащих, специально занимающихся управлением;
4) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, проводит ту или иную политику.
Механизм государства и его структура не остаются неизменными, они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства с другими государствами) факторами.
В 9.