Органы Союзного государства России и Белоруссии
В соответствии с Договором «О создании Союзного государства», вступившим в силу 26 января 2000 года, к органам Союзного государства Беларуси и России относятся Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд и Счетная палата.
Высший Государственный Совет является высшим органом Союзного государства. В состав Высшего Государственного Совета входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников. Согласно Договору, в заседаниях Высшего Государственного Совета участвуют Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства.
К основным задачам Высшего Государственного Совета относятся:
1) решение важнейших вопросов развития Союзного государства;
2) образование в пределах своей компетенции органов Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера;
3) назначение выборов в Палату Представителей Парламента Союзного государства;
4) утверждение бюджета Союзного государства, принятого Парламентом Союзного государства, и годовых отчетов о его исполнении;
5) утверждение международных договоров Союзного государства, ратифицированных Парламентом;
6) утверждение государственной символики Союзного государства;
7) определение местопребывания органов Союзного государства;
8) заслушивание ежегодного отчета Председателя Совета Министров о реализации принятых решений.
Парламент Союзного государства является представительным и законодательным органом Союзного государства.
К основным вопросам ведения Парламента относятся:
1) решение вопросов развития нормативно-правовой базы интеграции государств-участников в политической, правовой, экономической, социальной, экологической, гуманитарной и других областях;
2) одобрение проекта Конституционного Акта Союзного государства;
3) принятие законов Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;
4) принятие Основ законодательства Союзного государства по вопросам, отнесенным к совместному ведению Союзного государства и государств-участников;
5) внесение предложений по вопросам развития нормативно-правовой базы Союзного государства в органы Союзного государства;
6) содействие унификации законодательства государств-участников и внесение соответствующих предложений в органы государств-участников, обладающих правом законодательной инициативы;
7) обеспечение взаимодействия парламентов государств-участников;
8) заслушивание ежегодных посланий Высшего Государственного Совета о положении в Союзном государстве и об основных направлениях его развития;
9) принятие бюджета Союзного государства, заслушивание годовых и полугодовых отчетов о его исполнении;
10) ратификация международных договоров, заключаемых от имени Союзного государства;
Совет Министров является исполнительным органом Союзного государства. В Совет Министров входят Председатель Совета Министров, главы правительств, Государственный секретарь (на правах заместителя Председателя Совета Министров), министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства.
На заседания Совета Министров могут приглашаться руководители центральных банков и министры государств-участников.
Функции Совета Министров, его состав, а также порядок его деятельности определяются Положением, утверждаемым Высшим Государственным Советом. Государственный секретарь, руководители отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства назначаются и освобождаются от должности Высшим Государственным Советом по представлению Председателя Совета Министров.
Совет Министров в соответствии со своей компетенцией, определенной Договором «О создании союзного государства» и решениями Высшего Государственного Совета, призван решать следующие задачи:
1) разрабатывать основные направления общей политики по вопросам развития Союзного государства и вносить их в Высший Государственный Совет для рассмотрения;
2) вносить в Высший Государственный Совет предложения по формированию отраслевых и функциональных органов Союзного государства и осуществлять руководство их деятельностью;
3) вносить в Парламент Союзного государства проекты союзных законов и Основ законодательства;
4) обеспечивать контроль над выполнением положений Договора, актов Союзного государства и при необходимости вносить мотивированные представления государствам-участникам в случае невыполнения обязательств, вытекающих из них;
5) разрабатывать и вносить в Парламент Союзного государства проект бюджета Союзного государства, обеспечивать исполнение бюджета, представлять Парламенту годовые и полугодовые отчеты об исполнении бюджета;
6) рассматривать отчеты и доклады Счетной палаты;
7) осуществлять управление собственностью Союзного государства;
8) обеспечивать создание и развитие единого экономического пространства, проведение единых финансовой, налоговой, кредитной, денежной, валютной, ценовой и торговой политики;
9) координировать процесс унификации законодательства государств-участников;
10) способствовать проведению согласованной политики государств-участников в международных делах, в сфере обороны, безопасности, обеспечения законности, прав и свобод граждан, обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, а также в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраны окружающей среды.
Совет Министров в пределах своей компетенции издает постановления, директивы и резолюции. Решение Совета Министров может быть приостановлено или отменено Высшим Государственным Советом.
Таким образом, нормативно-правовая база союза России и Белоруссии соответствует международным стандартам, обеспечивает равные права и свободы граждан. Органы Союзного государства наделены широкими полномочиями и достаточно успешно выполняют свои функции.