Органы союзного государства.

Высшим органом Союзного государства является Высший государственный совет. В его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников. В заседаниях Совета участвуют председатель Совета министров Союзного государства, председатели палат парламента Союзного государства, председатель Суда Союзного государства. Участники заседаний — нечлены Совета имеют совещательный голос.

Высший государственный совет решает основные вопросы Союзного государства. Он образует органы Союзного государства; назначает выборы в Палату представителей союзного парламента; утверждает бюджет, принятый парламентом; утверждает международные договоры Союзного государства, принятые парламентом; заслушивает ежегодные отчеты Председателя Совета министров Союзного государства о реализации принятых решений. В пределах своих полномочий Высший государственный совет издает декреты, постановления и директивы. Председателем Совета является один из глав государств-участников на основе ротации по договоренности между ними. Решения принимаются на основе единогласия государств-участников. Голосование от имени государства-участника осуществляет его глава или уполномоченное им лицо.

Союзное государство создает свой парламент.

Он состоит из двух палат — Палаты Союза и Палаты представителей. Палата Союза состоит из 36 членов — депутатов Федерального Собрания РФ от обеих палат, делегированных ими, и 36 членов обеих палат Национального собрания Республики Беларусь, делегированных ими. Члены Палаты Союза работают на непостоянной основе и получают вознаграждение по месту своей постоянной работы. В Палату представителей входят 75 депутатов от РФ и 28 депутатов от Республики Беларусь, избираемых на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании. Депутаты работают на постоянной профессиональной основе. Срок полномочий обеих палат — четыре года.

Руководство палат формируется на паритетных началах: председатель и его заместители не могут быть гражданами одного государства-участника. Кроме того, они избираются на основе ротации, т.е. граждане государств-участников сменяют друг друга на этих должностях.

Парламент принимает законы и Основы законодательства Союзного государства по вопросам, указанным в договоре. Он содействует унификации законодательства, заслушивает ежегодные послания Высшего государственного совета, доклады и информацию Совета министров, Счетной палаты, по представлению Высшего государственного совета назначает членов Суда Союзного государства и т.д.

Право законодательной инициативы принадлежит Высшему государственному совету, Совету министров Союзного государства, Палате Союза, а также группе депутатов Палаты представителей численностью не менее 20 человек. Законопроекты вносятся в Палату представителей. После принятия закона он направляется для одобрения в Палату Союза. Законы принимаются большинством голосов от общего числа членов каждой палаты. Решение Палаты представителей считается не принятым, если против него проголосовало более 1/4 от общего числа депутатов. Если законопроект не одобрен Палатой Союза, палаты могут создать согласительную комиссию, после чего проект подлежит повторному рассмотрению в обеих палатах. Преодолеть вето Палаты Союза Палата представителей не может.

Принятый закон направляется Палатой Союза в Высший государственный совет для подписания Председателем Высшего государственного совета и обнародования. Срок для подписания — 30 дней. Председатель подписывает закон, если у него, а также у главы другого государства-участника, не являющегося Председателем Высшего государственного совета, нет возражений. Таким образом, закон может быть подписан (а по существу — принят) только при согласии обоих глав государств-участников. Если есть возражения, закон отклоняется.

Если закон отклонен, Председатель Высшего государственного совета вправе предложить палатам парламента создать согласительную комиссию, но из текста договора вытекает, что он может этого и не Е предлагать. В таком случае решение Председателя Высшего государственного совета (как и несогласие другого главы государства-участника) может приобрести характер абсолютного вето.

Исполнительным органом Союзного государства является Совет министров. В его состав входят Председатель Совета министров Союзного государства, главы правительств государств-участников, Государственный секретарь Союзного государства (он является заместителем Председателя Совета министров), несколько министров государств-участников (иностранных дел, экономики и финансов по должности в своих государствах), руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства. На заседания Совета министров могут приглашаться руководители центральных банков и министры государств-участников, но они на таких заседаниях имеют только совещательный голос.

Председатель Совета министров Союзного государства назначается и освобождается от должности Высшим государственным советом. Участие парламента в этой процедуре договор не предусматривает. Председателем Совета министров Союзного государства может быть назначен глава правительства одного из государств-участников, но это должно осуществляться на ротационной основе.

Государственный секретарь (он, будучи заместителем главы Правительства Союзного государства, руководит Постоянным комитетом Совета министров), руководители отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства также назначаются Высшим государственным советом по представлению председателя Совета министров Союзного государства.

Совет министров разрабатывает направления обшей политики и вносит их на рассмотрение Высшего государственного совета, осуществляет руководство деятельностью отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства, вносит в парламент проек ты законов и Основ законодательства Союзного государства, проект бюджета Союзного государства, управляет собственностью Союзного государства, способствует проведению согласованной политики государств-участников в международных делах, сфере обороны, безопасности, обеспечении прав граждан, в борьбе с преступностью, в сфере науки, культуры и т.д. Он (а не парламент) рассматривает отчеты Счетной палаты.

Совет министров образует Постоянный комитет, руководимый Государственным секретарем. Он осуществляет подготовку заседаний Высшего государственного совета и Совета министров, координирует работу органов управления Союзного государства с соответствующими органами государств-участников, контролирует выполнение решений, принятых Высшим государственным советом и Советом министров.

Членов Постоянного комитета (включая Государственного секретаря) назначает Совет министров сроком на четыре года из числа кандидатов, выдвинутых правительствами государств-участников. В составе Постоянного комитета не должно быть более 2/3 граждан одного государства-участника. Члены Постоянного комитета действуют и личном качестве. Это значит, что они не связаны указаниями своих государств, а подчинены лишь органам Союзного государства.

Создается Суд Союзного государства. Его обязанность — обеснечивать единообразное толкование и применение договора, а также других нормативных правовых актов Союзного государства. В составе Суда девять судей, назначаемых парламентом Союзного государства по представлению Высшего государственного сонета сроком на шесть лет с правом переназначения еще на "один срок. В составе Суда не должно быть более пяти судей, являющихся гражданами одного государства-участника. Каждые два года осуществляется ротация — обновление состава Суда на 1/3. Устав и регламент Суда утверждает Высший государственный совет. Вопросы, связанные с компетенцией Суда (толкование договора и нормативных правовых актов), передаются на рассмотрение Суда государствами-участниками и органами Союзного государства. Решения Суд принимает 2/3 голосов от общего числа судей.

Контроль за финансами Союзного государства осуществляет Счетная палата, назначаемая парламентом Союзного государства сроком на шесть лет. В ее состав не могут входить более семи членов от одного государства-участника. Регламент Счетной палаты утверждается Советом министров. Счетная палата может действовать по своей инициативе или по просьбе любого из органов Союзного государева и дает по результатам проверки заключения.

Акты Союзного государства.

Органы Союзного государства в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты: законы, основы законодательства, декреты, постановления, директивы резолюции.

Законы и декреты Союзного государства предназначены общего применения его участниками. Эти акты являются обязательными и после их официального опубликования подлежат прямому применению на территории каждого государства-участника. В случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства. Однако это положение не применяется при коллизии норм закона или декрета Союзного государства и норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников. В этом случае преимущественную силу имеют конституционные нормы внутреннего законодательства.

Постановления не имеют общего характера, они являются обязанными для того государства, физического или юридического лица, которому они адресованы. Директивы обязательны для каждого государства, которому адресованы, при сохранении за органами соотнетствующего государства свободы выбора форм и методов действий. Резолюции - акты, посредством которых обеспечивается текущая деятельность Союзного государства.

Наши рекомендации