Основные полномочия конституционных (уставных) судов
Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации обладают следующими основными полномочиями:
— дают толкование конституции или устава (Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Коми, Марий Эл, Хакасия, Саха (Якутия), Свердловская, Воронежская, Амурская, Кемеровская и Воронежская области, г. Санкт-Петербург. В Республике Алтай Конституционный Суд толкует также республиканские законы);
— проверяет на соответствие конституции (уставу) субъекта Российской Федерации:
—- законы, нормативные акты президента (губернатора), законодательного органа, правительства (Бурятия, Карелия, Тыва, Саха (Якутия), Марий Эл, Адыгея);
— нормативные акты органов местного самоуправления (Карелия, Дагестан, Свердловская и Воронежская области).
Конституционные (уставные) суды не проверяют конституционность следующих видов законов, имеющих место в субъектах Российской Федерации: конституционные, о поправках конституции (уставов), принятые особым учредительным органом (Конституционным Собранием в Бурятии и Марий Эл, Великим Хуралом (съездом) народа Республики Тыва) и на референдуме.
Дискуссионным является вопрос о полномочиях уставных судов осущствлять контроль в отношении нормативных актов, принятых органами государственной власти автономных округов, входящих в состав края или области, на предмет их соответствия уставу края или области. Такой подход в известных пределах исключать нельзя. Однако, если ориентироваться на положения Конституции Российской Федерации о равноправии субъектов Федерации, их самостоятельности в нормотворческой сфере и подконтрольности региональных уставов, законов и нормативных актов федеральному Конституционному Суду, то решение уставного суда по этому вопросу не может приниматься в одностороннем порядке. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 г. по делу о толковании содержащегося в ч. 4 ст. 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области определялось, что распространение полномочий областных (краевых) органов власти на территорию автономного округа возможно, но в пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договорами между их органами государственной власти. Причем в сфере исключительного ведения округов только на основе договора, в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов только на основе договора между окружными и краевыми, областными органами власти, Федерального закона и краевого, областного закона (при условии, что он базируется на нормах Федерального закона, не претендует на первичное регулирование);
— законы субъектов Российской Федерации, примененные или подлежащие применению в конкретном деле по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод и по запросам судов
— международные договоры субъектов Федерации (Башкортостан, Бурятия, Карелия, Кабардино-Балкария, Марий Эл, Татарстан, Тыва), договоры и соглашения с другими субъектами Федерации (Адыгея, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Коми, Бурятия, Марий Эл, Тыва), между субъектом и Российской Федерацией (Башкортостан, Кабардино-Балкария, Марий Эл, Карелия). Конституционные суды Дагестана и Са(Якутия) дают заключения о конституционности договоров, заключаемых в порядке ч. 3 ст. 11 Конституции Российской Федерации.
Естественно, в силу особой природы Российской Федерации как конституционной федерации конституционные и уставные суды не могут проверять международные договоры Российской Федерации, в том числе действующие на территории субъектов Российской Федерации (хотя попытки такого рода были при определении юрисдикции конституционных судов в отдельных республиках). Этого не может делать даже Конституционный Суд Российской Федерации, так как он может проверять международные договоры Российской Федерации на соответствие Конституции Российской Федерации лишь в порядке предварительного, а не последующего контроля.
Договоры, заключаемые в порядке ч. 3 ст. 11 Конституции Российской Федерации, могут быть предметом проверки на соответствие конституции или уставу лишь в порядке предварительного контроля, т.е. в процессе согласования воли субъекта Российской Федерации с волей федеральной власти. В случае заключения и вступления в силу такого договора он обладает верховенством по отношению к конституции или уставу субъекта Российской Федерации;
— разрешают споры о компетенции между органами государственной власти субъекта Федерации; между органами государственной власти и органами местного самоуправления субъекта; между органами местного самоуправления.
При определении полномочий конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации целесообразно расширить предварительный конституционный нормоконтроль, т.е. возможность активно участвовать в нормотворческом (законотворческом) процессе в субъектах Российской Федерации в качестве экспертов, заключения которых были бы обязательны для законодателей, а их преодоление законодателем возможно лишь при определенных условиях и в установленном законом порядке. Наделение конституционно-уставных судов полномочиями осуществлять предварительный нормоконтроль повысило бы их востребованность. Последующий (репрессивный) конституционный контроль, осуществляемый конституционными (уставными) судами, целесообразен лишь по жалобам граждан и их объединений в порядке конкретного нормоконтроля. Полагаем, что при сочетании предварительного и последующего (репрессивного) конституционного контроля в компетенции конституционных (уставных) судов перспектива их создания в субъектах Российской Федерации была бы более обнадеживающей.
Дополнительные полномочия конституционных (уставных) судов.Конституционные и уставные суды в ряде субъектов Российской Федерации наделены дополнительными (неосновными) полномочиями. В обобщенном виде они включают:
а) проверку конституционности (уставности) (в Саха (Якутии) и законности): . |
— правоприменительной практики; , ^
— ненормативных актов органов государственной власти; |
— решений общественных объединений (Тыва); |-
б) участие в процессе отрешения от должности главы субъекта Федерации (в Якутии, кроме того, глав органов местного самоуправления и судей);
в) разрешение споров между государственными органами и обще^ ственными объединениями (Тыва);
г) участие в законодательном процессе путем:
— предоставления права законодательной инициативы по предметам ведения;
— права на внесение предложений об изменениях и дополнениях в конституцию (устав);
— дачи заключений о конституционности предложений о пересмотре определенных положений конституции (устава);
— права направлять послания парламенту (Адыгея, Бурятия, Даге-фпш, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия). В Бурятии, Кабардино-Балкарии и Тыве конституционный суд обязан воспользоваться правом законодательной инициативы, если от принятия закона зависит соблюдение Конституции;
д) участие в процедуре принятия присяги главой, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации;
е) участие в процедуре подтверждения стойкой неспособности главысубъекта Российской Федерации по состоянию здоровья выполнятьсвои функции;
ж) проверку конституционности (уставности) организации и деятельности политических партий и общественных объединений (Баш-1кортостан, Ингушетия, Саха (Якутия);
з) проверку конституционности (уставности) назначения региональным парламентом референдума, об условиях и результатах его проведения (Кабардино-Балкария, Марий Эл), избрании президента (Марий Эл);
и) дачу заключения о нарушении парламентом конституции, служащего основанием для решения вопроса о роспуске парламента (Ингушетия, Тыва);
к) дачу заключений о несоответствии деятельности органа местного самоуправления конституции и законам, уставу муниципального образования, служащего основанием для прекращения в установленном порядке полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления |(Марий Эл).
Юрисдикция, закрепленная в конституции, уставе, носит преиму-щественно исчерпывающий характер. В ряде субъектов Российской Федерации (Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Кабардино-Балкария, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия), Татарстан) предусмотрена возмож-ность рассмотрения судом иных, не указанных в конституции дел, если это предусмотрено законом и не противоречит юридической природе конституционного суда. Всякое расширение юрисдикции конституционных и уставных судов должно быть предусмотрено конституцией или (уставом субъекта Российской Федерации, в ином случае будет принижена роль указанных судов в системе органов государственной власти субъекта Российской Федерации.