Полномочия конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, их классификация

Юрисдикция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации представляет собой комплекс полномочий указанных судов, установленных конституциями (уставами)и законами субъектов Российской Федерации. Предмет ведения конституционных (уставных) судов в общем виде определяется Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. Согласно его положениям указанные суды создаются для рассмотрения соответствия конституции (уставу) субъекта Российской Федерации законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, актов органов местного самоуправления, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 27). Указанный перечень полномочий не является исчерпывающим, закрытым. Субъекты Российской Федерации вправе расширить указанную компетенцию, но вопреки существующему мнению не могут сузить ее. Полномочия конституционных (уставных) судов можно классифицировать на два вида: закрепленные в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации и закрепленные в законах субъектов Российской Федерации. По распространенности и социально-правовой значимости полномочия конституционных (уставных) судов, как и полномочия Конституционного Суда РФ, следует разделить на основные и дополнительные. Конституционные (уставные) суды обладают следующими основными полномочиями: дают толкование конституции или устава (республики Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Коми, Марий Эл, Хакасия, Саха (Якутия); Свердловская, Воронежская, Амурская, Кемеровская области, г. Санкт-Петербург). В Республике Алтай Конституционный суд толкует также республиканские законы;проверяют на соответствие конституции (уставу) субъекта

Российской Федерации: законы, нормативные акты президента (губернатора), законодательногооргана, правительства (республики Бурятия,Карелия, Тыва, Саха (Якутия), Марий Эл, Адыгея);нормативные акты органов местного самоуправления (республикиКарелия, Дагестан; Свердловская и Воронежскаяобласти). законы субъектов Российской Федерации, примененныеили подлежащие применению в конкретном деле по жалобамграждан на нарушения их конституционных прав исвобод и по запросам судов (в Бурятии, Дагестане, Кабардино-Балкарии дополнительно — и иных нормативных актов,а в Карелии и Коми запросы судов исключаются);международные договоры субъектов Федерации (республикиБашкортостан, Бурятия, Карелия, Кабардино-Балкария,Марий Эл, Татарстан, Тыва), договоры и соглашенияс другими субъектами Федерации (республики Адыгея,Башкортостан, Кабардино-Балкария, Коми, Бурятия, МарийЭл, Тыва), между субъектом Федерации и РоссийскойФедерацией (республики Башкортостан, Кабардино-Балкария,Марий Эл, Карелия). разрешают споры о компетенции между органами государственнойвласти субъекта Федерации; между органами государственнойвласти и органами местного самоуправления субъекта;между органами местного самоуправления. Конституционные (уставные) суды в ряде субъектов РоссийскойФедерации наделены дополнительными (неосновными)полномочиями. В обобщенном виде они включают: проверку конституционности и законности: правоприменительной практики;ненормативных актов органов государственной власти;решений общественных объединений (Республика Тыва);участие в процессе отрешения от должности главы субъектаФедерации (в Республике Саха (Якутия), кроме того, главорганов местного самоуправления и судей);разрешение споров между государственными органами иобщественными объединениями (Республика Тыва);участие в законодательном процессе путем:предоставления права законодательной инициативы попредметам ведения;права на внесение предложений об изменениях и дополненияхв конституцию (устав);дачи заключений о конституционности предложений о пересмотреопределенных положений конституции (устава);права направлять послания парламенту (республики Адыгея,Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия)).В Бурятии, Кабардино-Балкарии и Тыве конституционныйсуд обязан воспользоваться правом законодательнойинициативы, если от принятия закона зависитсоблюдение конституции;участие в процедуре принятия присяги главой, высшимдолжностным лицом субъекта Российской Федерации;участие в процедуре подтверждения стойкой неспособностиглавы субъекта Российской Федерации по состоянию здоровьявыполнять свои функции;проверку конституционности организации и деятельностиполитических партий и общественных объединений (республикиБашкортостан, Ингушетия, Саха (Якутия));проверку конституционности назначения региональнымпарламентом референдума, об условиях и результатах его проведения(республики Кабардино-Балкария, Марий Эл), избрания

президента (Республика Марий Эл); дачу заключения о нарушении парламентом конституции, служащего основанием для решения вопроса о роспуске парламента (республики Ингушетия, Тыва); дачу заключений о несоответствии деятельности органа местного самоуправления конституции и законам, уставу муниципального образования, служащем основанием для прекращения в установленном порядке полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (Республика Марий Эл).Юрисдикция, закрепленная в конституции, уставе, преимущественно носит исчерпывающий характер.

Наши рекомендации