Порядок избрания, вступления в должность и прекращения полномочий Президента РФ.
Порядок выборов Президента РФ определяется Конституцией РФ (ст. 81) и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ.
Общие принципы организации и проведения выборов главы государства в России определяются также и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.
В соответствии с названными правовыми актами Президент Российской Федерации избирается на четыре года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10лет.
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд (ст. 81 Конституции).
В Конституции РФ закреплен ряд требований (цензов), предъявляемых к кандидату на пост Президента России. И прежде всего Конституция требует, чтобы кандидат в Президенты в обязательном порядке был гражданином России. Конституция РФ также устанавливает ценз оседлости для кандидата в Президенты — он должен постоянно проживать на территории России не менее 10 лет.
Понятие «постоянно проживающий» означает,
во-первых, что кандидат должен постоянно жить в России не менее указанного срока непосредственно перед его выдвижением для избрания на должность Президента;
во-вторых, этот срок должен быть непрерывным, т.е. кандидат не может «набирать» десятилетний период по частям, не допуская интервалов, во время которых он живет в другой стране. Требования постоянного проживания отнюдь не исключает командировок и визитов в зарубежные страны, поездок для отдыха и лечения. В сложных и спорных случаях вопрос о «постоянном проживании» может решаться при регистрации кандидатов по заключению Конституционного Суда.
В мексиканской Конституции допускается избрание президентом только на один срок, во Франции возможно переизбрание президентом неограниченное число раз.
Ограничение числа переизбраний Президента в Конституции России, как представляется, направлено против установления авторитаризма Президента, который путем систематического переизбрания мог бы фактически закрепить за собой эту должность пожизненно. Однако Конституция РФ сохраняет за бывшим Президентом страны возможность переизбрания на 3-й, 4-й и т.д. срок, если этот новый срок был отделен от первых двух «чужим» президентством.
Выборы назначаются Советом Федерации ФС РФ.
Выборы проходят по единому федеральному избирательному округу на основе мажоритарной избирательной системы.
Напомним, что в мировой практике президенты избираются различными способами:
прямым голосованием избирателей (Франция),
выборщиками (США),
парламентом (Турция) и т.д.
В России Президент избирается гражданами Федерации путем прямого голосования сроком на четыре года (в других странах существуют также пяти-, шести- и семилетние сроки). Таким образом, Президент России получает свой мандат непосредственно от народа (корпуса избирателей), что в плане легитимности ставит его в один ряд с парламентом.
Четырехлетний срок президентства исчисляется со дня официального вступления Президента в должность (принятия им присяги) и прекращается в момент принесения присяги вновь избранным Президентом. При этом не требуется, как в Конституциях некоторых зарубежных стран, указания на месяц и день недели, когда Президент вступает в должность после его избрания.
К условиям и порядку избрания Президента примыкает вопрос о процедуре вступления его в должность. В Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» установлено, что вновь избранный глава государства вступает в должность на тридцатый деньсо дня официального объявления ЦИК общих результатов выборов Президента. Обязательным атрибутом вступления Президента Российской Федерации в должность, установленным Конституцией, является присяга Президента.
Акт присяги Президента — это не формальная процедура и имеет важное юридическое значение: с одной стороны, это обязывающая Президента клятва перед народом (ее нарушение может повлечь ответственность Президента в виде отрешения его от должности в соответствии со ст. 93 Конституции РФ); с другой стороны, с момента произнесения присяги Президент вступает в должность, начинает осуществлять принадлежащие ему полномочия и прекращает исполнение своих обязанностей с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.
Присяга приносится вновь избранным президентом в большинстве стран мира (глава государства — монарх, присягу не приносит, ее в какой-то мере заменяет акт коронации на царствование). Текст присяги обычно содержится в Конституции (Россия. США), но иногда такого текста в Конституции страны нет (Франция, Индия). Если во время исполнения президентом своей должности принимается новая конституция, содержащая иной текст присяги, повторно присяга, по общему правилу, не приносится. Если одно и то же лицо избирается президентом на второй срок, то обычно требуется повторное принесение присяги.
В некоторых странах присяга президента не приносится (например, в Швейцарии, где президент избирается на один гол Федеральным Собранием из числа его членов). Если на пост президента вследствие приоткрывшейся вакансии заступает временно другое лицо, например председатель парламента, верховного суда, председатель правительства, присяга необходима. Обычно присяга президента имеет особые формулировки, но в некоторых странах, например в Болгарии, она идентична тексту присяги депутатов парламента.
Произнося присягу. Президент РФ клянется при осуществлении своих полномочий уважать и зашищать права и свободу человека и гражданина. Конституцию РФ. суверенитет и целостность государства, верно служить народу. Как правило, предусматриваются и особые организационные формы (сценарии) принятия присяги президентом страны. Присяг приносится в торжественной обстановке, в России — в Кремле (в некоторых странах — в верховном суде) при особом составе присутствующих.
Конституция РФ предусматривает присутствие на присяге Президента членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей Конституционного Суда (кворума не требуется, но на практике торжественный акт присяга происходит при максимуме участия членов названных органов).
В России присяга носит светский характер и приносится на Конституции РФ (в некоторых странах присяга-клятва президента приносится на Библии или на Коране). После того как Президент РФ принес присягу, исполняется Государственный гимн.
Нарушение присяги президентом Является основанием для отрешения его от должности (такая процедура во многих странах носит название импичмента) и последующего возможного придания суду по обвинению в совершении тяжкого уголовного преступления.
Конституция Российской Федерации предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий Президента по трем основаниям:
— по инициативе самого Президента (добровольная отставка):
— в случае стойкой неспособности Президента осуществлять принадлежащие ему полномочия (по состоянию -здоровья);
— по инициативе Федерального Собрания — в случае принятия им решения об отрешении Президента от должности.
Следует отметить, что в Конституции РФ определена процедура прекращения полномочий Президента только для случаев его отрешения от должности.
Статья 91 Конституции РФ указывает, что Президент обладает неприкосновенностью, «но он может быть отрешен от должности на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления Советом Федерации.
При этом инициатива в данном вопросе должна исходить от Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Конституцией, а именно ст. 93, установлен весьма сложный порядок отрешения Президента от должности.
Процедура отрешения Президента от должности проводится в три этапа. Первый этап сводится к выдвижению Государственной Думой обвинения в совершении Президентом тяжкого преступления. Инициатива в принятии такого решения может исходить от группы депутатов Государственной Думы численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов. Для рассмотрения данного вопроса на заседании Государственной Думы требуется заключение специальной комиссии, образованной самой Государственной Думой. Решение принимается квалифицированным большинством, т.е. 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.
На втором этапе необходимо получить заключение Верховного Суда РФ и Конституционною Суда РФ. Верховный Суд дает заключение о наличии в действиях Президента признаков тяжкого преступления. Конституционный Суд дает заключение о том, что установленный порядок выдвижения обвинения против Президента был соблюден.
Третий этап процедуры отрешения Президента от должности включает принятие Советом Федерации решения по этому вопросу. Решение выносится на основании рассмотрения всех материалов, подтверждающих правильность решений Государственной Думы заключений Верховного Суда и Конституционного Суда. Вопрос считается решенным положительно, если за отрешение проголосует не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации.
Однако это решение должно быть принято в течение 3 месяцев после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента, если решение в указанный срок не будет принято, то обвинения против считаются отклоненными.
В любом случае отрешение Президента от должности является чрезвычайным событием для общества, которое может повлечь за собой самые различные последствия. В российской практике подобные прецеденты пока не имели места.
Что же касается механизма досрочного прекращения полномочий Президента по мотивам стойкой нетрудоспособности по состоянию здоровья, то он остался неурегулированным ни Конституцией РФ, ни иными нормативными правовыми актами. В российской политической практике неоднократно имели место попытки отрешения от должности Президента в связи с его «неспособностью исполнять свои обязанности по состоянию здоровья».
Отсутствие законодательных процедур подобного процесса поставило перед законодателем необходимость разрешения следующих вопросов:
— каковы критерии степени неспособности Президента (перечень болезней, исключающих исполнение обязанностей; длительное по времени нахождение в лечебном учреждении; иные) исполнять свои обязанности по состоянию здоровья;
— от кого должна исходить инициатива, кто и в каком порядке может освидетельствовать Президента и давать заключение по этому вопросу;
— какую юридическую силу имеет данное заключение и можно ли его оспорить.