Основные черты конституционного статуса субъекта РФ.

Все субъекты — неотъемлемые части Российской Федерации.

Они не обладают

государственным суверенитетом и

правом выхода из состава РФ.

Конституционный Суд РФ 7 июня 2000 г. постановил, что в федеративном государстве не может быть двух уровней суверенных властей.

Субъекты РФ обладают собственной государственной властью.

Однако эта власть имеет ограниченный и иерархически подчиненный характер.

Это выражается

· в том, что важнейшие вопросы общественной государственной жизни отнесены Конституцией РФ к исключительному ведению Федерации, в том числе и определение общих принципов организации государственной власти в субъектах Федерации,

· в принципе верховенства федерального права,

· в возможности использования федерального принуждения по отношению к субъектам РФ в случае нарушения ими федеральных Конституции и законов.

Статус субъекта РФ не может быть изменен Федерацией в одностороннем порядке, а также самим субъектом.

Народ может выбрать новую форму самоопределения, но изменение статуса государственного образования в составе Федерации — ее субъекта — требует согласия обеихсторон — Федерации и субъекта. Создание федеральных округов с назначенными в них полномочными представителями Президент РФ не меняет конституционного статуса субъектов.

На всех субъектов РФ распространяется принцип территориальной целостности. Согласно общему правилу границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.

В данном случае следует, однако, различать изменение границ, связанное с изменением территории РФ (например, уступка части территории субъектов РФ иностранному государству), и изменение границ между субъектами внутри государства иной территории РФ. О первом случае мы уже говорили выше: такое изменение невозможно без согласия Федерации. Что касается границ между субъектами РФ, то они могут быть изменены, согласно ч. 3 ст. 67 Конституции РФ с их взаимного согласия (порядок такого изменении должен установить федеральный конституционный закон, который пока не принят) при участии Федерации, поскольку такие изменения утверждаются Советом Федерации. Границы субъектов РФ изменялись неоднократно, например, в связи с передачей некоторых населенных пунктов из одной области в другую (в частности, между Владимирской и Ивановской, Костромской я Вологодской областями и гл.). Подобные изменения обусловлены прежде всего экономическими связями районов, тяготением населения к определенным центрам, характером путей сообщения и тд.

Субъекты РФ самостоятельно устанавливают деление своей территории, создают административно-территориальные единицы (если считаю: это целесообразным), муниципальные образования, изменяют границы между ними (при участии населения), издают законы о местном самоуправлении и организуют его. Законодательство в этой сфере должно соответс1вовать федеральной Конституции и основным принципам Федерального закона об основных принципах местного самоуправления.

Конституция РФ устанавливает, что все субъекты РФ равноправны, в том числе и в отношениях с федеральными органами государственной власти.

Все они имеют свои представительства при Президенте или Правительстве РФ, на всех субъектов в равной мере распространяются федеральные гарантии (полного равноправия субъектов, как отмечалось, не существует).

Субъекты РФ самостоятельно создают собственные органы государственной власти, избирают президентов (только в республиках, и то не во всех), иных глав администраций (губернаторов и др.), нередко создают свои правительства. Собственной судебной системы и прокуратуры у них нет. Создавая свои органы, субъекты РФ должны действоватъ в соответствии с принципами Конституции РФ и исходить из федеральной схемы отношений органов законодательной и исполнительной власти, как это постановил Конституционный Суд РФ в решении от 18 января 1996 г.

Субъекты РФ обладают правом собственного правового регулирования, что позволяет им регулировать вопросы их собственного ведения, а также вопросы совместного ведения с Федерацией и том случае, если они не урегулированы ею.

Основу правового регулирования в республиках составляют их конституции, в других субъектах РФ — уставы. В настоящее время в некоторых республиках приняты различные кодексы, во всех субъектах — свои законы, акты президентов, правительств, губернаторов и т.д. При всех условиях, однако, правовое регулирование каждог из субъектов РФ является частью единой системы права Российской Федерации.

Субъекты РФ имеют собственную сферу предметов ведения.

Как отмечалось, за пределами исключительной компетенции Федерации и в сфере совместной компетенции, в той части, где не приняты федеральные законы, они вправе самостоятельно регулировать соответствующие отношения. В сфере совместной компетенции действует примат федерального права, но в сфере исключительной (по Конституции РФ — остаточной) компетенции субъектов РФ верховенство имеет закон субъекта (при условии его соответствия Конституции РФ).

Субъекты участвуют в решении федеральных вопросов. Для этого они имеют равное количество представителей в Совете Федерации, право законодательной инициативы в федеральном парламенте, постоянные представительства в центре. Они также вправе участвовать в разработке федеральных нормативных актов по предметам совместно-

го ведения (такие законопроекты после первого чтения в Государственной Думе обязательно рассылаются субъектам РФ и не могут быть поставлены на второе чтение, если против законопроекта возражает хотя бы третья часть субъектов РФ: в этом случае создается согласительная комиссия). При нарушении своих прав субъекты РФлюгут обратиться за защитой в Конституционный Суд РФ.

Субъекты РФ имеют свою собственность.

В их собственности может находиться различное имущество, кроме отнесенного к исключительной федеральной собственности (объекты исключительной федеральной собственности перечислены выше). Федеральное имущество может передаваться в собственность субъектов, их владение, пользование и распоряжение. Кроме того, доходы от федеральной собственности могут делиться между Федерацией и ее соответствующим субъектом (субъектами) в определенной пропорции, если эта собственность находится, в частности, на территории субъекта. Таким образом, распределяются, например, доходы от добычи полезных ископаемых на территории субъекта РФ. Однако в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 7 нюня 2000 г. субъект РФ не вправе объявлять своим достоянием природные ресурсы на своей территории (эти вопросы Конституцией РФ отнесены к совместному ведению Федерации и ее субъектов).

Субъекты РФ вправе заключать внутрифедеральные договоры, а также участвовать в международных и внешнеэкономических связях.

Однако они не могут заключать между собой и с другими государствами договоры политического характера, создавать внутренние федерации.

В целях координации экономической деятельности группы субъектов созданы несколько ассоциаций экономической взаимопомощи («Большая Волга», «Сибирское соглашение» и др.). Их организация и деятельность регулируются Федеральным законом 1999 г. «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации. Согласно ему ассоциации — это некоммерческие учреждения, учредителями которых являются органы государственной власти субъектов РФ. Высший орган ассоциации — общее собрание учредителей (совет) — создает постоянно действующий орган, избирает руководителя. Руководитель ассоциации представляет ее интересы в федеральных органах 'государственной власти и органах субъектов РФ. Ассоциация отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом. В состав ассоциации «Центральная Россия» входят также области Республики Беларусь. Ассоциация и ее члены не могут заключать между собой и с другими субъектами РФ соглашения политического характера.

Субъекты РФ могут осуществлять внешнеэкономические связи с субъектами иностранных федераций и их административно-территориальными образованиями. Согласно Закону 1999 г. о координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ с согласия Правительства РФ они устанавливают такие связи и с органами иностранных государств. Процедуру соответствующих соглашений определяют органы РФ (Министерство иностранных дел). Эти соглашения не являются международными договорами, федеральные органы не несут ответственности по ним (кроме соглашений с иностранными государствами, заключенными с разрешения Правительства РФ). Субъекты РФ могут по согласованию с МИД России иметь свои представительства за рубежом (некоторые субъекты РФ имеют их даже в Австралии). Такие представительства не обладают статусом дипломатических представительств, информация об их деятельности должна направляться органам РФ. Соглашения субъекта РФ с зарубежными субъектами федерации (административно-территориальными единицами) могут быть оспорены федеральными органами в суде. До решения суда Федерация вправе приостанавливать такие соглашения.

Что касается других договоров, то согласно Федеральному закону 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»2, международные договоры РФ, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъекта РФ, заключаются по согласованию с органами власти заинтересованного субъекта. При подготовке таких договоров с другими государствами, если положения договоров относятся к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, учитываются мнения заинтересованных субъектов, а представители последних по согласованию с федеральными органами могут участвовать в переговорах. Торгово-экономические соглашения, заключенные субъектами РФ с другими государствами (наибольшее их количество подписано со странами СНГ), должны предварительно согласовываться с Министерством иностранных дел РФ.

Субъекты РФ сами определяют свое наименование (оно устанавливается законодательным органом субъекта РФ), имеют свою символику — герб и флаг, нередко — гимн (например, Саратовская области Корякский автономный округ, Кемеровская область), свои столицы (административные центры).

Наряду с общими признаками правовое положение различных субъектов РФ имеет свои особенности.

Учитывая их, можно выделить три группы субъектов:

· республики;

· территориально-государственные образования по существу русскоязычного населения, хотя в них проживают лица разных национальностей (края, области, города федерального значения);

· территориально-государственные образования этнического характера, созданные малочисленными коренными народами (автономные округа).

Своеобразно характеризует правовой статус Татарстана его Конституция 2002 г. Она устанавливает, что это государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией РФ, Конституцией РТ и договором 1994 г. (ч. 1 ст. 1).

Наши рекомендации