Сущность и основные черты государства как субъекта управления

За многие тысячелетия своего существования государство проявило себя как универсальная и всеобъемлющая организация общества, обладающая разнообразными характеристиками и вы­полняющая уникальные функции по управлению всеми жизнен­но важными составляющими общественного бытия. Сложивши­еся к началу XX века теории и доктрины сводились в основном к тому, что государство - это совокупность трех взаимосвязан­ных и взаимообусловленных элементов: территории, населения и публичной суверенной власти.

Тем не менее, до сих пор в науке так и не сложилось единого мнения по поводу сущности государства как главного субъекта государственного управления. По-прежнему популярна трактов­ка государства как власти, стоящей над обществом, как машины управления и насилия. Нередко государство рассматривается как «собственность» тех политических сил, которые экономически господствуют и обладают в данный момент властью.

Если обобщить имеющиеся точки зрения, то сущность госу­дарства можно представить в трех различных системах методоло­гических координат.

Сторонники цивилизационного (общечеловеческого) подхода рассматривают государство сквозь призму культурных, религиоз­ных, национальных, психолого-ментальных признаков, пред­ставляют его в качестве ведущего средства решения общих задач общества. Этот подход позволяет трактовать государство как по­литическую организацию, которая является не столько фактором господства, сколько механизмом регулирования общественных отношений, средством обеспечения определенного баланса инте­ресов людей, поиска социальных компромиссов и согласия, обеспечения мирного проживания людей в стране.

Такого понимания государства придерживались многие мыс­лители прошлого. Государство - это ни от кого не зависящая са­модовлеющая сила по отношению к гражданам (Аристотель); это общее благо, которое получает общество от выполнения реаль­ных государственных задач (Н. Макиавелли); это общая воля, яв­ляющаяся выражением преобладающей силы (Дж. Локк); это «союз членов социальных групп, основанный на общечеловечес­ком принципе справедливости, под соответствующей ему вер­ховной властью» (Л.А. Тихомиров); это организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и при­знающих эту солидарность не только умом, но и силой патриоти­ческой любви, жертвенной волей, достойными и мужественны­ми поступками (И.А. Ильин).

В последнее время все большее число ученых склоняется к по­ниманию государства как самостоятельной социально-политиче­ской организации, создаваемой и действующей на основании и во исполнение права, являющейся основным регулятором общест­венных отношений. Государство выстраивает взаимоотношения между различными социальными группами, слоями, классами не путем ущемления прав и свобод одних в интересах других, а на ос­нове законодательства, учитывающего общие, групповые и част­ные интересы всех участников социальных отношений. Норма­тивно закрепляя и проводя на практике, например, принцип ра­венства наций и религий, государство обеспечивает правовое равенство граждан независимо от их национальной принадлеж­ности и вероисповедания. Оно не только вводит запрет на разжи­гание социальной, национальной и религиозной розни, но и ве­дет непримиримую борьбу с такого рода проявлениями.

Формационный (классовый) подход - трактует государство как средство властвования определенных классов, угнетения одних классов другими, представляется как комитет по защите классо­вых интересов господствующих классов. Сущность такого госу­дарства состоит в диктатуре экономически и политически гос­подствующего класса - рабовладельцев, феодалов, буржуазии, пролетариата (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Чтобы пра­вить в обществе, класс должен «завоевать политическое господ­ство». Реализовать же свое господство он может только через го­сударство с помощью государственного аппарата.

Классовый подход к определению понятия государства и его сущности, несомненно, является крайностью. Однако крайностью является и конъюнктурно трактуемый общечеловеческий подход. Отказываясь от одной, чисто классовой концепции, приверженцы общечеловеческих интересов впадают в другую, искажающую объективную действительность, крайность. В реальной жизни нет ни чисто классовых, ни чисто общечеловеческих государственных институтов, а, следовательно, и соответствующих им определений государства. Важно, подчеркивает профессор М.Н. Марченко, учи­тывать не только его классовые элементы и соответствующие при­знаки, но и надклассовые, общечеловеческие признаки и черты.

В свете сказанного более приемлемое определение государст­ва с сугубо правовых позиций. Правовой подход позволяет тракто­вать государство как источник права и законов, реализация кото­рых организует жизнь общества как совокупность официально принятых норм, регулирующих жизнь и поведение граждан, юридических лиц. Ученые все больше склоняются к пониманию государства как самостоятельной социальной организации, со­здаваемой и действующей на основании и во исполнение пра­ва - основного регулятора жизни общества. Государство в их по­нимании - это особая «естественно возникающая организация», обладающая суверенной властью и специализированным аппа­ратом регулятивного воздействия на общество, «предназначен­ная для охраны определенного правопорядка».

Такое многообразие позиций и точек зрения не случайно. Оно лишний раз подтверждает тот факт, что государство представляет собой сложное многомерное явление, которое в сознании и по­ведении людей отражается разными гранями и сторонами. В са­мом широком смысле государство можно определить как поли­тическую, территориальную, структурную организацию обще­ственной жизни на основе права. В узком понимании - это особая политическая организация общества, располагающая специ­альным аппаратом управления и принуждения, выражающая волю и интересы общества, способная придавать своим решениям обще­обязательный характер. Это самостоятельная социальная органи­зация, создаваемая и действующая на основании и во исполне­ние права, с помощью которой общество решает все свои задачи. Это основной регулятор жизни общества.

С точки зрения теории государственного управления государ­ство характеризуется следующими сущностными чертами:

1) государство - это форма существования общества. Государ­ство структурирует общество. Это форма упорядочения жизни людей, обеспечения его целостности и безопасности. Оно регу­лирует общественные отношения, контролирует и, если надо, на­правляет поведение и деятельность людей, обеспечивает их взаи­модействие между собой;

2) государство - это легитимно узаконенная властная сила об­щества. Публичная власть осуществляется системой специальных государственных органов, учреждений и организаций, состоящих из государственных служащих, наделенных властными полномо­чиями и профессионально занимающимися властно-управленче­ской и другой государственно-служебной деятельностью и полу­чающих денежное вознаграждение из средств государственного бюджета. Каждая властная государственная структура занимает свое место в системе разделения государственной власти на три ветви (законодательная, исполнительная и судебная), а в услови­ях федеративного устройства и два уровня - федеральный и уро­вень субъектов федерации. К государственным органам относят­ся президенты, законодательные и представительные органы, правительства и другие органы исполнительной государственной власти, органы судебной власти, чиновничий аппарат, вооружен­ные силы и другие силовые структуры, разведка и контрразведка, учетно-регистрационные органы, фонды (статистические, нало­говые, финансовые и др.), иные государственно-властные образо­вания федерального и регионального уровней.

Это и есть государственный аппарат. Он не занимается произ­водством материальных и духовно-культурных потребительских ценностей. Его главная задача -профессиональная реализация властно-управленческих функций, защита общенациональных интересов и потребностей людей, формирование на этой основе воли и целей общественного развития, проводить принятые пра­вовые установления в жизнь;

3) государство - это территориальная организация власти и на­селения. Этот признак имеет принципиальное значение. Ведь только с появлением государства преодолеваются родоплеменные («кровные») взаимосвязи между людьми и заменяются сугу­бо общественными, нейтральными к национальным, религиоз­ным и биологическим признакам разных людей.

Разделение населения и рассредоточение государственной власти по территориальному принципу с точки зрения управле­ния включает два аспекта. Во-первых, власть государства (по со­ответствующей иерархической системе государственных и муни­ципальных органов) распространяется на все территориальные единицы и всех граждан, независимо от места их проживания, социально-статусных, экономических, духовно-культурных и родственных отношений. Во-вторых, территориальный прин­цип позволяет создать систему централизованного государствен­ного управления в масштабах всей страны. В царской России на­селение делилось по по губерниям и волостям, в современной России - по республикам, краям, областям, городам, районами. В последнее время появились еще и федеральные округа во главе с полпредами Президента РФ. Соответствующим образом струк­турируется и власть;

4) государство объединяет людей в форме такой юридической связи, как институт гражданства. Государство устанавливает граж­данство, подданство, определяет статус беженца, предоставляет политическое убежище и т.д. Поскольку государство объединяет людей (граждан данной страны, лиц с двойным гражданством, граждан других государств, лиц без гражданства), проживающих на его территории, оно объективно выражает общие для всех них интегрированные потребности, интересы и цели. Проблема со­стоит лишь в том, чтобы найти ту «золотую середину», которая, с одной стороны, обеспечивала бы права и свободы человека, да­вала простор его активности и творчеству, а с другой - вносила в общество нужное организующее начало, упорядочивала по­вседневную деятельность индивидуумов, коллективов, социаль­ных институтов и т.д.;

5) государство - единственный социальный институт, кото­рый обладает монополией на законодательную деятельность и госу­дарственно-управленческое нормотворчество. Это особая форма выражения всеобщей воли народа и придания государственным решениям общеобязательный характер. Государство издает зако­ны и иные нормативные правовые акты, а также имеет право принуждения к исполнению правовых актов, а в случае отказа - привлечения виновных к ответственности. Никакие другие, даже самые уважаемые социальные структуры таким правом не обла­дают. Они могут принимать нормы не юридического, а корпора­тивного характера, обязательные только для членов определен­ной организации;

6) государство обладает легитимным правом на применение на­силия. Оно выражается в наложении уголовного наказания, ад­министративных, имущественных и других санкций. В экстраор­динарных случаях воздействие принимает специфические фор­мы: вводится чрезвычайное положение, запрещаются митинги и демонстрации, приостанавливается деятельность политичес­ких партий и объединений и т.п.;

7) государство - это ведущий компонент системы общественно­го самоуправления. Вследствие длительного действия самодержавно-вождистского режима в сознании широких масс закрепи­лось представление о том, что государство отдалено от общества, стоит «высоко» над ним и чуть ли не с небесных вершин адресует людям свои мудрые решения. Немало было сделано и для того, чтобы верховную власть превратить в нечто сверхъестественное, доступное лишь «особым» людям. Теперь государство восприни­мается более адекватно, как форма общественного самоуправле­ния в огромных масштабах - масштабах всей страны. А ведь еще совсем недавно все было по-иному - господствовала команд­но-административная система, которая обеспечивала управле­ние буквально всем и вся в обществе и не позволяла даже усом­ниться в справедливости своего существования;

8) государство, в отличие от других социальных структур, об­ладает суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью в принятии и проведении в жизнь государственных решений. В этом выражается реальная способность государства принимать окончательные решения, вырабатывать и проводить в жизнь свою собственную независимую внутреннюю и внешнюю политику.

Граждане, общественные организации (в том числе профсою­зы, политические партии и религиозные объединения), крупные собственники и предприниматели не вправе вмешиваться в за­конную деятельность государства. Незаконные же действия вла­стей могут быть оспорены только в судебном порядке. Более то­го, суверенитет государственной власти неделим. Нельзя его сме­шивать и с народным суверенитетом. Параллельно, наравне с госвластью не могут существовать другие конкурирующие власти (религиозные, политические, власть частей государства, т.е. его субъектов при федеративном государственном устройстве), претендующие на верховенство и бесконтрольность. Любые дей­ствия общественных, религиозных или политических организа­ций должны осуществляться в строгом соответствии с предписа­ниями легитимно сформированной государственной власти, в противном случае они теряют юридическую силу, а их деятель­ность становится противоправной.

Суверенное государство представляет собой объединенное со­общество людей в качестве определенной органической целост­ности на мировой арене. Оно является главным субъектом во вза­имоотношениях с другими странами, народами и международ­ными организациями. Государство устанавливает и поддерживает дипломатические отношения, заключает и исполняет междуна­родные договоры и соглашения, создает региональные и миро­вые организации и союзы, унифицирует и защищает права и сво­боды людей. Формирование открытых обществ усиливает интегра­ционные связи между народами, что повышает роль государств (их органов) в налаживании международного сотрудничества и укреплении мирового правопорядка;

9) важный признак, который свойственен только государст­ву - наличие собственной налоговой системы. Государство уста­навливает и взимает налоги с физических и юридических лиц, причем делает это принудительно и безвозмездно. Налоги и зай­мы необходимы для того, чтобы государство могло успешно ис­полнять свои властно-управленческие, экономические, соци­альные и иные функции. Налоги взимаются для содержания го­сударственного аппарата и армии, организации образования и здравоохранения, пенсионного обеспечения, инвестиций в промышленность, строительство, агропромышленный ком­плекс, другие отрасли народного хозяйства, развитие науки и культуры, выполнения специальных социальных программ в общегосударственном или региональном масштабе. Для по­крытия дефицита бюджета проводятся займы;

­10) многие суверенные государства имеет свою собственную национальную валюту, которая используется как средство платежа при совершении различного рода имущественных сделок внутри страны, а также по договорам и сделкам с другими странами и международными финансовыми структурами. Государство са­мостоятельно формирует денежную систему, поддерживает и охра­няет ее.

Мы изложили устоявшуюся систему признаков и представили государство как публичную и легитимно организованную власт­ную силу общества, что и наделяет его управленческими полно­мочиями. Другое дело, каково соотношение этой властной силы и общества, насколько власть отчуждена от народа или, наоборот, близка ему, связана с ним и охраняет его, какие цели и интересы движут ею, что она, наконец, несет обществу. Является ли она ос­новой гражданского мира и согласия, гармонизации социальных интересов или выступает объектом политического противобор­ства, подавления несогласных и уничтожения неугодных. Все эти вопросы требуют специального рассмотрения и будут исследова­ны по мере изложения учебного курса.

В каждом государстве в любой исторический момент его су­ществования имеет место сочетание различных типовых форм государственной организации, от которых во многом зависит ха­рактер управленческой деятельности. Весьма разнообразны и его связи с обществом, между ними идет непрерывный взаимообмен ресурсами, информации, деятельностью, функционируют мно­гочисленные управленческие отношения. При этом доминирую­щую роль играет именно государство, как организованная пуб­лично-легитимная властная сила общества. Поэтому необходимо конкретное знание типологических характеристик государства, которое и способно давать соответствующие интеллектуальные импульсы для понимания сущности государственного управле­ния, его целей и задач.

Функции государства

Между государством и обществом существуют многочислен­ные прямые и обратные связи. В пределах этих связей государ­ство реализует свои властные полномочия по упорядочению и совершенствованию частной, коллективной и общественной жизнедеятельности людей. Вот эта «погруженность» государства в общество характеризуется таким понятием, как «функции госу­дарства». Посредством реализации этих функций государство проявляет свою сущность и реализует свое социальное предназ­начение.

Слово «функция» (лат. functio) в дословном переводе с латин­ского языка означает исполнение, осуществление. Функция - категория производная, вторичная по отношению к целям, зада­чам и принципам. Цели обусловливают функции и задачи, функ­ции же в свою очередь определяют статус и полномочия управля­ющего субъекта. Если цели и задачи ориентированы на конеч­ный результат деятельности субъекта управления, то функция - на процесс достижения цели и решение заранее поставленных задач по преобразованию (оптимизации) действительности по­средством определенных стандартизированных и оригинальных социальных действий.

Функции проявляются в конкретных действиях социальных институтов, имманентно присущих социальным процессам. В них всегда присутствуют прогностическая, целеполагающая, преобразовательная, информационная, мировоззренческая и многие другие составляющие, которые в конечном итоге фор­мируют основу каждого управленческого цикла. В полной мере все это касается и государства.

Функции государства - это основные направления деятель­ности государства и его структур, обусловленные целями, соци­ально-политической сущностью и характером стоящих перед го­сударством задач. Применительно к функции управления это понятие трактуется как конкретный вид целенаправленного, орга­низующего и регулирующего управляющего воздействия государ­ства в целом, отличающийся предметом, содержанием и способом сохранения либо преобразования управляемого явления.

Функции управления современного цивилизованного демо­кратического государства направлены на обеспечение безопас­ности общества, защиту конституционного строя, целостности и суверенитета страны, интересов, запросов и ожиданий каждого человека. И главное - обеспечение оптимального баланса между интересами общества и его социально-экономическими возмож­ностями; властными полномочиями государства и потребностя­ми населения; интересами правящей элиты и народа в целом; между внешними задачами государственных органов и их внут­ренними задачами. Неспособность разрешить естественные про­тиворечия между указанными субъектами грозит застоем и не­стабильностью общества, сначала нарастанием социальной на­пряженности, а затем и конфликтными ситуациями.

Структурировать функции можно по разным основаниям. По сферам действия они делятся на внутренние и внешние; по значимости - на основные и вспомогательные; по времен­ным параметрам - на постоянные и временные; по уровням вла­стной иерархии - на функции федерального уровня и функции субъектов федерации; по характеру воздействия - на регулятив­ные, охранительные и воспитательные. С точки зрения полномо­чий государства можно говорить о правотворческих, правопри­менительных и правоохранительных функциях.

Внутри страны государство реализует:

1. Политическую функцию: обеспечение народовластия, ре­гулирование отношений между различными классами, слоями, нациями, религиозными конфесиями, центром и регионами по поводу власти, ее удержания и использования в интересах обес­печения социального спокойствия, сотрудничества, разрешения возможных противоречий и конфликтов. Многие из перечислен­ных функций закреплены на конституционном уровне. Так, ст. 3 Конституции РФ нормативно закрепляет функцию реализации народовластия, противодействия захвату власти или присвоению властных полномочий; ст. 2 - признания, соблюдения и защиту прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности госу­дарства; ст. 4 - обеспечения суверенитета, целостности и непри­косновенности территории Российской Федерации. Гарантом прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимо­сти и государственной целостности Российской Федерации явля­ется ее Президент (ст. 80);

2. Правоохранительную Функцию, включая функцию легали­зованного принуждения: упорядочение совместной жизни лю­дей; охрана законности и правопорядка в обществе; защита прав и свобод граждан, их достоинства, жизни, здоровья и имущества; пресечение коррупционных, экстремистских, террористических и других преступных проявлений; наказание правонарушителей, умиротворение социальных конфликтов. В Российской Федера­ции на конституционном уровне закреплены функции обеспече­ния законности (ст. 114. п.е.), правосудия (ст. 46, 118, 125, 126, 127) и прокурорского надзора (ст. 129);

3. Административную функцию: контроль и надзор за испол­нением общеобязательных правил и предоставление государ­ственных услуг физическим и юридическим лицам, включая вы­дачу разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности, а также регистрацию документов, прав и объек­тов. Эта функция является ведущей для всех органов исполни­тельной власти. Для них установлена также функция по управле­нию государственным имуществом, в том числе переданного в оперативное управление государственным унитарным пред­приятиям, казенным предприятиям и учреждениям.

Исчерпывающий перечень базовых функций федеральных органов государственной исполнительной власти закреплен в Конституции РФ (ст. 71, 72, 114), Федеральном конституцион­ном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Рос­сийской Федерации», Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Указах Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов ис­полнительной власти», Распоряжении Правительства Россий­ской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р «Концепция адми­нистративной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах» и других нормативно-правовых актах;

4. Экономическую функцию. Ее суть изложена в Конститу­ции РФ (статьи 4 и 114) и заключается в создании государством благоприятных инвестиционных и организационно-правовых предпосылок, необходимых для упорядоченной, законной и эф­фективной экономической деятельности всех субъектов хозяйствования независимо от формы собственности. Конституцион­но гарантируется свободное перемещение товаров, услуг, финан­совых средств и трудовых ресурсов, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности.

Государство в лице его Правительства и соответствующих ми­нистерств, комитетов, служб и агентств разрабатывает и обеспе­чивает проведение в стране единой экономической политики (финансовой, кредитной, денежной), формирует правовое поле ее реализации с целью динамичного повышения конкурентной способности национальной экономики; формирует государствен­ный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением; управ­ляет госсобственностью; обеспечивает равноправие и защиту всех форм собственности, организует работу налоговой, тамо­женной и денежно-валютной систем; осуществляет поддержку малого и среднего бизнеса; финансирует программы научно-тех­нических и промышленных исследований.

В отношении особо важных отраслей - энергетики, атомной и оборонной промышленности, космонавтики, воздушного, вод­ного и железнодорожного транспорта, связи государство осуще­ствляет непосредственное управление, выступая в качестве мо­нопольного собственника или основного держателя акций.

Причем речь не идет о тотальной государственной регламента­ции экономических отношений и производственно-экономичес­кой деятельности хозяйствующих субъектов. Демократия и рынок предполагают совершенно иное: формирование эффективного нормативного пространства, в котором экономические потребно­сти, интересы, цели, стимулы, санкции и другие действия тща­тельно законодательно проработаны, осуществляются рациональ­ным способом и приносят необходимый социальный эффект;

5. Социальную функцию, имеющую своей целью обеспече­ние прав и свобод каждого человека и гражданина, создание условий для его активной созидательной жизнедеятельности каждого. В конечном итоге именно качество жизни является главным критерием эффективности реализации не только соци­альных полномочий государства, но и государственного управле­ния в целом.

В соответствии с Конституцией (ст. 7) Российская Федерация провозглашена социальным государством, заявлено, что его по­литика направлена на создание благоприятных условий для до­стойной жизни человека и свободного развития личности. Отсю­да вытекает его первоочередная задача - обеспечение условий жизни, соответствующих международным стандартам. А именно, возможность трудоустройства, безопасный для здоровья труд и адекватная за него оплата, забота о семье, матери и ребенке, оптимальное социальное страхование, достойное пенсионное обеспечение, возможность получения качественного образова­ния и медицинской помощи, пригодная для жизни экологичес­кая среда, посильное налоговое бремя и, что особенно важно, правовая защищенность;

6. Экологическую функцию. Это деятельность государства по обеспечению охраны, восстановления и улучшения природных условий жизни людей. Государство запрещает вредные производ­ства, контролирует соблюдение экологических стандартов, ока­зывает помощь пострадавшим от экологических катастроф.

На международной арене реализуются внешние функции госу­дарства - основные направления деятельности государства, про­являющиеся во взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями. Внешние функции государ­ства являются логическим продолжением его функций внутри страны. Своеобразие реализации этих функций состоит в том, что каждое государство стремится проводить политику в русле своих национальных интересов, которые по тем или иным при­чинам могут не соответствовать интересам другого или других го­сударств.

Речь идет о следующих функциях:

1. Функция международного сотрудничества по поддержа­нию мира и мирового правопорядка, зашиты свободы, суверени­тета и исторического существования своей страны, ее зашиты от внешней угрозы. Реализуется эта функция посредством диплома­тических усилий, активного участия в работе Совета Безопасно­сти ООН, партнерского сотрудничества с НАТО, Европейским Союзом и другими международными организациями. А также путем укрепления собственных вооруженных сил и их участия в миротворческих мероприятиях, активной деятельности разве­дывательных и контрразведывательных структур, повышения статуса пограничных войск, строительства оборонительных со­оружений. Сотрудничество государств в этой области в основном развивается на двустороннем, многостороннем или региональ­ном уровнях;

2. Внешнеэкономическая функция: взаимодействие с други­ми государствами и международными организациями в сфере экономического, торгового, военно-технического и финансово­го сотрудничества. На этом направлении Россия активно взаи­модействует с Международной организацией труда (МОТ), Все­мирной торговой организацией (ВТО), Международным валют­ным фондом (МВФ), Всемирным банком реконструкции и развития, странами Шанхайского соглашения и другими орга­низациями;

3. Функция международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды. Огромную роль в этом смысле играет учас­тие страны в деятельности соответствующих организаций ООН, Всемирной организации здравоохранения, Международного агентства по атомной энергии, Межправительственной океано­графической комиссии и других международных специализиро­ванных учреждений. Загрязнение природы «не признает» нацио­нальных границ и распространяется на все мировое пространство, что требует строго скоординированной и целенаправленной дея­тельности всех государств. Международное сотрудничество в об­ласти экологии происходит в основном договорным путем, который регламентирует совместное использование морских бассейнов и воздушных пространств, флоры и фауны, защиту жи­вотного и растительного мира;

4. Функция международного культурного, научного и спор­тивно-туристического и другого сотрудничества. Реализуется эта функция как на уровне двух- и многосторонних межгосударст­венных отношений, так посредством сотрудничества в рамках многих международных структур. Прежде всего таких, как МАГАТЭ и ЮНЕСКО. Россия участвует в многочисленных меж­дународных фестивалях, выставках, саммитах и конгрессах, се­минарах. Под патронажем указанных организаций осуществля­ются совместные научные проекты, развивается международный рынок патентов, лицензий, технологий, произведений изобрази­тельного, музыкального и сценического искусства, организуется международный книгообмен.

Убедительным доказательством справедливости вышесказан­ного, является деятельность Министерства иностранных дел Российской Федерации. Исходя из стратегического внешнепо­литического курса на защиту суверенитета, безопасности, терри­ториальной целостности Российской Федерации, защиту прав и интересов граждан и юридических лиц России, функции Ми­нистерства могут быть представлены следующим образом:

□ разработка проектов международных договоров Российской Федерации и подготовка предложений о заключении, выпол­нении, прекращении и приостановлении действий таких до­говоров;

□ ведение переговоров с иностранными государствами и между­народными организациями, в том числе по поводу расшире­ния торгово-экономических и финансовых связей, научно-технических, культурных и других обменов Российской Феде­рации с иностранными государствами и международными организациями;

□ реализация дипломатическими средствами усилий Россий­ской Федерации по обеспечению международного мира, гло­бальной и региональной безопасности с учетом ответственно­сти России как постоянного члена Совета Безопасности ООН, участника общеевропейского процесса и других региональ­ных механизмов. Обеспечение участия России в деятельности ООН, Содружества независимых государств и других между­народных организаций, конференций и форумов;

□ участие в разработке конкретных мероприятий по обороне и безопасности Российской Федерации, осуществлению кон­версии ее оборонной промышленности;

□ участие в разработке основных направлений государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом;

□ организация на территории Российской Федерации и за рубе­жом консульской работы;

□ содействие распространению за рубежом информации о внеш­ней и внутренней политике Российской Федерации, социаль­но-экономической, культурной и духовной жизни страны;

□ содействие функционированию иностранных дипломатичес­ких и консульских представительств на территории Россий­ской Федерации и осуществление в пределах своей компетенции контроля за деятельностью обслуживающих их предприя­тий, учреждений и организаций.

Функции государства реализуются в рамках четырех основ­ных направлений - правотворческой, исполнительно-распоря­дительной, правоохранительной и контрольно-надзорной дея­тельности и в трех основных формах - правовой, организацион­но-правовой и организационной. Основные методы реализации государственно-управленческих полномочий следующие: импе­ративный (властно-побудительный); диспозитивный (автоном­ный), предусматривающий значительную самостоятельность участников управленческих отношений, предоставляющий им возможность на законных основаниях регулировать свои взаи­моотношения по своему усмотрению; поощрительный, стиму­лирующий правомерное, социально активное поведение; реко­мендательный, позволяющий субъектам управленческих отно­шений согласованно избирать наиболее приемлемый вариант решения.

Используются эти методы комплексно. В реальной управлен­ческой практике их конфигурация зависит от многих факторов объективного и субъективного характера, диктуется теми целями и задачами, которые реализует субъект управления. Демократи­ческие государства преимущественно опираются на правовое ре­гулирование общественных отношений в сочетании с методами убеждения, стимулирования и контроля. Сюда же можно отнес­ти активную воспитательную и культурно-просветительскую де­ятельность. Силовое принуждение используется только в случае нарушения правовых установлений. Командно-мобилизацион­ным и императивно-принудительным методам отдают предпо­чтение недемократические режимы.

Наши рекомендации