Понятие конституционного строя и его основные принципы.

Каждое государство характеризуется определенными чертами, совокупность которых позволяет говорить об определенной форме государства, или о государственном строе (форму правления; политический режим; территориальной устройство).

Государственный строй — это способ функционирования го-сударственной власти и соответствующей ему системы социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых законом.

Государственный строй в большинстве стран мира закреплен в Основном законе — Конституции. Наличие в государстве Конституции и закрепление в ней государственного строя еще не означает, что в таком государстве уже установлен конституционный строй. При конституционном строе прежде всего должно обеспечиваться и гарантироваться подчинение государства и его органов Конституции и праву вообще.

Конституционный строй — это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.

Существуют и другие понятия конституционного строя. В частности, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин считают, что «конституционный строй — это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции». М.В. Баглай определяет его как «порядок, при котором соблюдаются права и свобода человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем».

Данные определения подчеркивают различные подходы к пониманию конституционного строя и его содержанию. Однако известно, что всякое государство подчинено праву, является одновременно и субъектом права, и фактором правообразования. Поэтому для того, чтобы государство в полной мере подчинялось праву, такое подчинение должно быть обеспечено определенными гарантиями. Эти гарантии в совокупности обеспечивают такую форму или способ организации государства, который и может быть назван конституционным строем.

Основы конституционного строя Российской Федерации — это главные устои государства, ее основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства.

Конституция РФ дает исчерпывающую характеристику Российскому государству: демократическое, правовое, федеративное, социальное, светское — с республиканской формой правления.

Демократическое государство

Российская Федерация есть демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ).

Демократизм Российской Федерации находит выражение прежде всего в обеспечении в нем: народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления.

Народовластие. Данный принцип нашел закрепление в Конституции РФ (ч. 1 ст. 3), в которой указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это положение является исходным для закрепления демократии (народовластие в переводе с древнегреческого — демократия).

Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3).

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия - это осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, прожинающее на той или иной территории.

Выборное представительство — важнейшее средство обеспечения подлинного народовластия. Его образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Возможность для граждан России выражать свою волю в процессе как формирования этих органов государства, так и их работы закрепляется несколькими конституционными нормами ст. 32: граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч.1); граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2); граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе (ч. 4); граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5).

Непосредственная демократия — это формы непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).

Референдум — это способ принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни путем всенародного голосования.

Право каждого гражданина участвовать в референдуме закреплено в ст. 32 как форма реализации права фаждан на участие в управлении делами государства. Порядок проведения референдумов устанавливается Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации».

Референдум Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации.

В частности, предусматривается, что инициатива проведения референдума принадлежит 2 млн. граждан РФ при условии, что на территории одного субъекта Федерации проживает не более 1056 от инициаторов.

На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы: 1) изменение статуса субъектов Российской Федерации; 2) досрочное прекращение или продление срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования): 3) принятие и изменение федерального бюджета, исполнение и изменение внутренних финансо-ВЕ,1\ обязательств государства; 4) введение, изменение и отмена федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; 5) принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 6) амнистии и помилования.

Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Референдум может быть проведен и но инициативе Конституционного Собрания, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ.

Решения, принятые всероссийским референдумом: обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

Помимо всероссийских референдумов могут проводиться республиканские (республик в составе РФ), других субъектов РФ и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни населения данной территории.

Другая форма непосредственного волеизъявления народа — свободные выборы.

Выборы — это участие народа в формировании органов государственной власти и местного самоуправления путём тайного голосования.

Непосредственное осуществление власти народа путем проведения свободных выборов — исходный принцип организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Воля народа, выраженная на выборах, позволяет осуществить демократическую организацию власти.

Путем выборов формируются представительные органы государственной власти РФ, субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления, Президент РФ.

Уставами и законами субъектов РФ может быть предусмотрено избрание глав исполннтельной власти субъектов Федерации, глав местного самоуправления (местной администрации).

Необходимые гарантии для участия в выборах гражданам предоставляются Федеральным законом «0б основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. (далее — Закон).

Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Гражданин РФ в соответствии с Законом может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3, ст. 32).

В соответствии с Законом избиратели участвуют, в выборах на равных основаниях, а также избиратель голосует на выборах в Российской Федерации «за» или, «против» кандидатов (списка кандида-

тов) непосредственно, т.е. Законом устанавливается прямое избирательное право при тайном голосовании (ст. 6, 7 Закона).

Разделение властей является одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека.

В классическом виде теория разделения властей была сформулирована Д. Локком и Ш. Монтескье. Ее сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная — должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга. Однако, согласно этой теории, для обеспечения свободы недостаточно лишь одного распределения власти между несколькими органами. Нужно взаимное равновесие таких органов, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательств на свою самостоятельность со стороны другого.

Разделение властей — один из основных принципов действующей Конституции РФ 1993 г. В ст. 10 указывается, что государственная власгь в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых осуществляют свои полномочия самостоятельно. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законодательством.

Согласно Конституции разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и реальное взаимное уравновешивание властей, при котором ни одна из трех властей не может ущемлять или подчинять себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами, при этом они ограничивают друг друга.

Такая схема взаимоотношений, часто называемая системой сдержек и противовесов, согласно Конституции выглядит следующим образом.

Законодательный орган — Федеральное Собрание — принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти, в той или иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность представления заключений Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ имеют право законодательной инициативы. Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти.

Особое место принадлежит Конституционному Суду РФ. Он разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, дает толкование Конституции.

Являясь главой государства, Президент не входит в систему разделения властей. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, должен обеспечивать необходимое согласование деятельности различных ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму, Это положение не относится к организации местного самоуправления, так как согласно ст. 12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Для того, чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в верхних эшелонах государственной власти, но и во всей ее иерархии, Конституция (ст. 5) предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением.

Идеологическое и политическое многообразие.

Демократия в Российской Федерации означает, что признается идеологическое и политическое многообразие (ч. 1 ст. 13). Идеологическое многообразие предполагает наличие в обществе различных идеологических концепций, течений, взглядов, учений.

Идеологическое многообразие — это право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений: 1) беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства РФ, зарубежных государств и мировой цивилизации; 2) пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации (прессы, радио, телевидения), а также путем издания монографических и научно-популярных работ, трудов, статей и т.п.; 3) вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партии, готовить законопроекты, иные документы, предусматривающие меры по совершенствованию, переустройству социального и политического строя РФ; 4) публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями: 5) требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.

Принцип идеологического многообразия исключает возможность существования в стране государственной или иной обязательной идеологии. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ч. 2 ст. 13). Тем самым в РФ должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.

Легализуя деятельность разнообразных и независимых, социально-политических структур, функционирующих в обществе, политический плюрализм призван способствовать повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность более широких слоев населения, вводить легальность конституционной политической оппозиции, создавать условия для преодоления апатии к отчуждения граждан от власти.

В Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийность (ч. 3 ст. 13). Общественные объединения равны перед законом.

«Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ч. 5 ст. 13).

Политическое многообразие — это свобода политических мнений и политических действий. Оно проявляется в деятельности независимых объединений граждан. Поэтому надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма — необходимая предпосылка не только для реализации принципа народовластия, но и для функционирования конституционного государства.

Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности в РФ Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики России составляет социальное рыночное хозяйство, обеспечивающее свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, разнообразие и равноправие форм собственности, их равную правовую защиту, добросовестную конкуренцию и общественную пользу.

Местное самоуправление. К числу важнейших проявлений демократизма относится наличие местного самоуправления. «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление» (ст. 12).

Базовым законодательным актом регламентирующим функционирование системы местного самоуправления является Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06 октября 2003 г. 131-ФЗ.

Местное самоуправление — одна из форм народовластия, предполагающая самостоятельное решение населением (непосредственно или через создаваемые им органы) достаточно широкого круга проблем местного характера. Посредством местного самоуправления, включающего представительные органы власти, органы управления (местная администрация), различные территориальные формы непосредственной демократии (местные референдумы, собрания граждан и др.), а также органы территориального общественного самоуправления населения, решаются вопросы местного значения в РФ.

Местное самоуправление в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя их интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Федеративное государство

Российская Федерация есть федеративное государство (ст. I). По форме государственного устройства все государства делятся на две группы — унитарные и федеративные.

Унитарным считается государство, не имеющее во внутренней территориальной структуре других государств. В этом смысле унитарное государство (т.е. одно, единое) приняло называть простым |государством.

Федерация — это объединение двух или нескольких государств в одно государство. Таким образом, федеративное государство является сложным государством, в состав которого входят другие государства.

В настоящее время РФ имеет в составе три вида субъектов — республики в составе Российской Федерации, преобразованные, как правило, из бывших автономных республик; государственно-территориальные образования — края, области и города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-территориальными единицами РФ; национально-государственные образования — автономная область и автономные округа.

Федерация в России рассматривается как одна из основ консти-щонного строя (гл. 1).

Федеративное устройство РФ основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью. Эти принципы являются исходными началами территориального устройства не только самой Федерации, но и ее субъектов. К ним согласно Конституции (ст. 5) относятся:

I) государственная целостность РФ;

2) единство системы государственной власти;

3) разграничение предметов ведения и полномочии между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов;

4) равноправие и самоопределение народов в РФ

5) равноправие субъектов РФ во взаимооотноешниях с федеральными органами государственном власти.

1. Государственная целостность Российской Федерации.

Российская Федерация состоит из государств, государственно-территориальных и национально-государственных образований, образованных федеральной властью. Это предполагает стремление субъектов Российской Федерации к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной целостности РФ. Государственная целостность в то же время обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ, единым гражданством РФ, отсутсвием у субъектов РФ права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия РФ, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу для государственной целостности РФ; единством системы государственной власти.

2. Единство системы государственной власти — одна из гарантий государственной целостности.

Вместе с тем это единство выступает в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета РФ. Единство системы государственной власти выражается в наличии единого высшего органа или системы органов, составляющих в совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства системы государственной власти заключаются в том, что совокупная компетенция этих органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функции государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

В Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы — законодательные, исполнительные и судебные, а также государственные органы всех субъектов Федерации.

Наши рекомендации