Тема 14. Конституционно-правовые основы организации местного самоуправления в Российской Федерации

Цель семинарского занятия:формирование общего представления у студентов о назначении системы местного самоуправления, конституционных основ ее организации и механизма функционирования; рассмотрение структуры и конституционно-правового статуса органов местного самоуправления, современных проблем муниципальной реформы.

Вопросы к теме:

9. Понятие и сущность местного самоуправления в России.

10.Система местного самоуправления: территориальная организация, организационно-правовые формы осуществления, функции, вопросы местного значения, муниципальная реформа.

11.Органы местного самоуправления и их компетенция.

8. Механизм обеспечения законности в местном самоуправлении.

Литература:

основная – [1, 3, 4, 7, 14].

дополнительная - [см.. источники к теме 14].

Методические указания для преподавателей

Преподавателям, ведущим семинарские занятия по дисциплине «Конституционное (государственное) право Российской Федерации» следует учитывать особенности изучения дисциплины. Также особенности связаны с проводимыми в стране реформами. Осуществление реформ влечет за собой бурное развитие законодательства, требующего своего осмысления и анализа.

По каждой теме семинарского занятия в данном УМК предлагаются вопросы для обсуждения, список нормативных правовых актов и литературы, а также задачи (задания).

При проведении семинарских занятий преподавателю нужно учитывать цели семинарского занятия:

- изучение студентами теоретических положений конституционного (государственного) права Российской Федерации и их использование при решении задач (заданий);

- анализ студентами нормативных актов, умение их применять в решении задач (заданий);

Для реализации указанных целей преподавателю рекомендуется начинать семинарские занятия с устного опроса по теме, позволяющего уяснить основные понятия науки, различные точки зрения ученых по тому или иному вопросу.

При этом преподавателю нужно обращать внимание студентов на необходимость комплексного подхода к теме: использования при ответе лекционного материала, рекомендуемой учебной, специальной литературы, а также нормативных правовых актов, публикуемых в официальных изданиях и юридических журналах.

Учитывая круг общественных отношений, регулируемых конституционным (государственным) правом Российской Федерации, их специфику и постоянное динамическое развитие этих отношений, что влечет за собой постоянное изменение и дополнение действующего законодательства, а отсюда и новые публикации, преподаватель, ведущий семинарские занятия, может рекомендовать дополнительные источники. Кроме того, студенты в процессе обучения должны самостоятельно осуществлять поиск соответствующей литературы (в том числе использовать правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант»).

После проведения устного опроса преподавателю рекомендуется переходить к решению студентами задач (заданий), которые подобраны с учетом конкретных дел из юридической практики. При решении задач преподавателю рекомендуется учитывать то, что студенту необходимо:

- раскрыть содержание правоотношения;

- найти соответствующие нормы права, уяснять их смысл и применять к конкретным правоотношениям;

- четко ответить на поставленные вопросы со ссылкой на нормативные источники и специальную литературу.

По итогам проведения семинарского занятия преподаватель выставляет каждому студенту оценку с учетом его работы на семинарском занятии (по пятибалльной шкале).

По окончании курса преподаваемого предмета, преподавателем выставляется общая оценка каждому студенту и доводится до сведения преподавателя принимающего экзамен.

Помимо семинарских занятий, формами организации учебного процесса по дисциплине является самостоятельная работа, проведение контрольных, курсовых работ. Методические рекомендации по указанным формам организации учебного процесса даны в настоящем УМК. Преподавателю нужно обращать внимание и контролировать выполнение студентами приведенных работ.

Преподаватель, ведущий семинарские занятия должен вести журнал учета посещаемости студентов.

В случае пропуска студентом семинарского занятия преподавателю нужно требовать от студента отработки пропущенного занятия во время консультации преподавателя.

Наши рекомендации