Правовые системы современ-ности.
Романо-германская. В странах где развита Романо-германская семья существуют писанные конститу-ции. Существуют три вида за-кона - кодексы, специальные за-коны, сводные тексты норм. Широко используются общие принципы. Дей-ствует система обычая. Судебная прак-тика отнесена к числу вспомогатель-ных источников права. Англо-саксо-нская. В основе лежит юр прецедент - решение суда по опр делу, к-рое ста-новится далее обязательным при раз-решении аналогичных дел. Суды на-делены правотворчеством. Доля нормативных правовх актов в данной системе невелика, до сих пор пользуются, в основном, юр прецеден-том. Нет деления на отрасли и инс-титуты, на частное и публичное право, его заменяет общее право и право справедливости нет кодификации, здесь характерна казуистичность. Сис-тема исламского права. Основные ис-точники - Коран, Сунна (собрание преданий о пророке Мохаммеде), Ид-жма (заключение правоведов на ос-нове толкования Корана и Сунны). Шариат- вся система Ислама. Велика роль юристов и считается, что ислам-ское право-право юристов, создается учеными-богословами. Мнение юриста имеет нормативно-обя-зательное значение, (характерно для Пакистана). Система социалистичес-кого права. Единым источником явл нормативные акты, выражающие во-лю трудящихся, народа, руководя-щей коммунистической партии. Все принимаемые акты выражали волю и интересы партийного аппарата. Частное право уступало место пуб-личному. Право носило императивный характер. Исключалась судебная прак-тика отсутствовала независимость су-да.
Правотворчество.
Правотворчество — одно из важных направлений работы любого гос-ва. Это специфическая, требующая осо-бых, знаний и умений интеллектуа-льная деятельность, связанная с соз-данием или изменением существую-щих в гос-ве правовых норм. По результатам правотворческой работы — законам и иным нормативным актам — судят о гос-ве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Повышение качества правовых решений, снижение до мини-мума числа неэффективных-норматив-ных актов — постоянная задача за-конодателя. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значе-ние изучения проблем, связанных с процессом создания норм права. «Пот-ребителями» законов явл люди, об-щество, и нельзя допускать принятия поспешных, непродуманных правовых решений, ибо любая ошибка законо-дателя влечет неоправданные матери-альные затраты, нарушение интересов граждан. Осуществляя властные пол-номочия, гос-во использует разные приемы и методы руководства — опе-ративное управление, правосудие, над-зор и контроль, но эти направления де-ятельности гос-ва не порождают норм права, хотя и осуществляются на его основе. Следует иметь в виду, что пра-вотворчество не особая функция гос-ва, а правовая форма, правовая «обо-лочка» гос деятельности. «Акт пра-вотворчества» имеет два значения. Это деятельность компетентных органов гос-ва по изданию норм права и ре-зультат данной деятельности, выра-жающийся в виде юр док-та, закона и пр. Одна из важнейших характеристик правотворчества закл в том, что это гос деятельность, т.е. деятельность глав-ным образом органов гос-ва. Они при-нимают, создают нормы права, обяза-тельные для тех, кому они адресованы. Смысл и значение правотворчества состоят в том, чтобы избрать такой ва-риант регулирования, юр регламента-ции, к-рый бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал прогрессу общества. При этом требуются учет закономерностей развития общества, благоприятных объективных и субъе-ктивных условий для принятия и при-менения закона, а также выбор опти-мальной правовой формы гос решения (закон, указ, постановление, билль, статут, регламент). Гос-во ведет свою законодательную политику на основе изучения потребностей общества и познания тенденций общественного развития. Основным импульсом к соз-данию закона или иного нормативно-правового акта служит общественно значимая проблема, острая соц ситу-ация, нерешенный вопрос, имеющий значение для большого числа людей, для гос-ва в целом. Искусство зако-нодателя в том и состоит, чтобы, во-1, вовремя, а, во-2, точно, адекватными правовыми средствами отреагировать на общественный «вызов», «снять» ос-троту ситуации. Главная роль в опре-делении времени принятия, содер-жания и формы правового решения должна принадлежать правовой науке. Именно наука обладает таким научно-познавательным инструментарием, к-рый позволяет почти безошибочно вы-являть проблемы общественного раз-вития и юр средства их решения. Одно из важнейших направлений гос де-ятельности — правотворчество. В его понимании 2 аспекта. В узком смысле под правотворчеством подразумева-ется непосредственно сам процесс соз-дания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке дан-ный процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до прак-тической реализации юр нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).