Тема 2.1. Конституция — Основной Закон Российской Федерации

В правовой системе Российской федерации важная роль принадлежит конституционному(государственному) праву. Эта отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих ключевые для любого государства отношения, связанные с установлением политических и социально-экономических основ общест­венного строя, определением места и роли личности в государстве, укреплением формы устройства государства, механизма осуществления власти и системой местного самоуправления. Ведущая роль конституционного права в правовой системе определяется тем, что среди всех законов, входящих в эту отрасль (они носят название конституционных), главным источником является КонституцияРоссийской Федерации.

Сам термин «конституция» происходит от латинского слова «constitutio», что означает установление, учреждение, построение, и первоначально использовался для обозначения правовых актов римских императоров.

Под конституцией в любой стране сегодня понимается Основ­ной Закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и свобод человека и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Мировой опыт конституционного развития знает два основных вида конституции: писаные и неписаные. Писаные конституции представляют собой единый правовой документ, занимающий до­минирующее место в правовой системе страны как по своему со­держанию (регулирование важнейших ключевых общественных отношений), так и по форме (особый порядок принятия и пересмот­ра этого акта и т.д.). Неписаные конституции — совокупность отдельных конституционных законов и обычаев, взаимосвязанно выполняющих (по содержанию) роль основного закона страны и не имеющих по форме каких-либо значительных отличий от иных законов государства. Большинство современных государств, вклю­чая Россию, имеют писаные конституции. Неписаные конституции — сравнительно редкое явление в мировой практике (Англия, Израиль, Новая Зеландия).

Конституция, как и любой закон в государстве, имеет не только формально-юридическую, но и содержательную сторону. Появле­ние любого закона опирается на перемены в самом обществе, должно быть подготовлено его экономическим и социально-поли­тическим развитием. С другой стороны, конституция становится реальным фактором правовой жизни лишь при исполнении ее предписаний.

Появление конституции как особого юридического акта и поли­тического документа исторически обусловлено итогами буржуаз­но-демократических революций, выразившимися в создании пред­ставительных учреждений и реализации процесса всеобщего изби­рательного права, провозглашением незыблемых прав человека, заменой подданных феодального государства на граждан, имею­щих равные права перед законом и судом. Таким образом, первые конституции государств (США 1787 г. и Франции 1791 г.) юридичес­ки закрепили создание обществом и государством основ конститу­ционного строя, демократических принципов организации государственной власти.

Характер соотношения конституции фактической (конституци­онного строя) и юридической (правового акта особой юридической силы) дает основания для вывода о фиктивности или реальности конституции. Значительное расхождение между конституцией фактической и юридической делает фиктивными, т.е. не соответст­вующими реальной жизни, конституционные акты. Причины появ­ления фиктивных конституций могут быть самыми различными. В авторитарных и тоталитарных государствах они появляются в силу стремления правящих сил приукрасить, заведомо исказить недемо­кратическую сущность государства.

Реальной является конституция, когда нет принципиальных, глубоких расхождений между конституционными нормами и об­щественными отношениями, жизнью людей. Это достигается как работой по воплощению в жизнь конституционных норм, так и отказом от устаревших конституционных предписаний, частичным либо полным изменением Основного Закона. Однако обеспечить полное соответствие конституции фактической и юридической — задача практически непосильная для любого, даже самого демокра­тического государства, ибо в любой стране допускаются наруше­ния конституционных норм. Весь вопрос в мере, характере этих нарушений, в возможностях государства через судебные и иные органы восстановить нарушенные конституционные права своих граждан.

В любом государстве конституция является не только важней­шим правовым актом, но и политическим документом, выполняет разнообразные функции в обществе. В период господства в нашей стране марксистско-ленинской идеологии социальное назначение конституции сводилось главным образом к обеспечению полити­ческих интересов экономически господствующего класса. Основ­ные социальные силы общества безусловно стремятся отразить свои политические интересы в конституции. Однако в условиях демократического правового государства, живущего при многопар­тийной системе, содержание конституции в большей мере высту­пает как результат компромисса социальных, общественных сил, а сама она — как юридический инструмент своеобразного общест­венного договора, правила которого являются законом жизни для подавляющего большинства граждан,

Первой конституцией в истории России стала Конституция РСФСР 1918г. Однако и до октября 1917г. идеи конституционализ­ма, различные проекты конституционного обустройства России ак­тивно использовались в борьбе с самодержавием. В 1809 г. свой «План государственного преобразования» предложил граф М.М. Сперанский, его основной идеей было создание конституци­онной монархии и отмена крепостного права. Конституционные идеи декабристов нашли свое отражение в конституционных про­ектах Н.М. Муравьева и П.И. Пестеля, которые также исходили из необходимости учреждения широких политических прав, равенст­ва всех граждан перед законом и судом.

Известными шагами на пути учреждения конституционной мо­нархии в России стали царские манифесты от 6 августа, 17 сентября и 19 октября 1905 г., которыми был создан законодательный орган — Государственная Дума, введены избирательные и иные права подданных Российской империи (неприкосновенность лич­ности, свобода совести, свобода слова, собраний), учрежден орган исполнительной власти — Совет Министров.

Конституции России советского периода (1918, 1925, 1937, 1978 гг.), несмотря на ряд отличительных моментов, имели много общего. Все они исходили из тезиса о преимуществе социализма как общественной системы, закрепляли приоритет государствен­ной формы собственности, планово-регулируемой экономики, гос­подствующее положение КПСС как единственной политической партии, ограничивали пределы осуществления основных прав граждан «классовыми интересами трудящихся». Конституции этого периода отрицали общепризнанные ценности конституцио­нализма: разделение властей, приоритет прав человека над интересами государства, политический плюрализм и многопартийность, частную собственность и свободу предпринимательства.

Политические, экономические и социальные преобразования российского общества, начавшиеся с 1989 г., потребовали соответ­ствующих конституционных реформ. Первоначально они осущест­влялись путем внесения изменений и дополнений в действующую тогда Конституцию РСФСР 1978 г. Таким образом было оформлено введение поста Президента России, в текст Конституции включены «Декларация прав и свобод человека и гражданина», а также феде­ративный договор.

Радикализация проводимых реформ потребовала принятия новой Конституции России. 12 декабря 1993 г. проект новой Кон­ституции был вынесен на всенародное голосование (референдум) и получил одобрение народа.

Действующая Конституция Российской Федерации как по свое­му содержанию, так и по своей юридической форме вполне соот­ветствует демократическим стандартам конституционализма.

Основное социальное содержание Конституции Российской Федерации определяется ее принципами — главными, стержне­выми идеями Основного Закона, закрепленными в ее нормах и статьях.

Принципы Конституции Российской Федерации наиболее концентрированно закреплены в ее главе 1, которая называется «Осно­вы конституционного строя». По сути, эти принципы и выступают в качестве основ конституционного строя России. Будучи закреп­ленными в этой главе Конституции, они конкретизируются, детали­зируются в других главах и статьях Основного Закона.

Одним из ключевых принципов российской Конституции явля­ется приоритет прав и свобод человека над иными ценностями общества и государства (ст. 2 Конституции). Реальный демократизм государства определяется не его широковещательными харак­теристиками («общенародное», «демократическое» и проч.), а тем объемом прав и свобод человека, который закрепляет и гарантирует Конституция. Конституция России 1993 г. закрепила максималь­но широкий перечень прав и свобод личности в самых различных сферах общественной жизни (экономика, политика, социальная защищенность, правосудие, сфера личной свободы). Впервые в оте­чественной конституционной истории Основной Закон четко под­разделяет права человека и права гражданина. Первые носят универсальный характер, распространяющийся на всех лиц, находя­щихся на территории России. Вторые предоставляются только гражданам России, отражают специфику нашего государства, сте­пень социальной поддержки им своего населения. Объем прав че­ловека и гражданина, закрепленный Конституцией РФ, отвечает Международным пактам о гражданских и политических правах, социальных и экономических правах, другим общепринятым миро­вым стандартам в области прав человека.

Содержание данного конституционного принципа определяет основные характеристики главы 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина». Важнейшим принципом Конституции Российской Федерации является народный суверенитет, полно­властие народа. «Носителем суверенитета и единственным источ­ником власти в Российской Федерации, — говорится в ч. 1 ст. 3 Конституции, — является ее многонациональный народ».

Суверенитет народа означает его верховенство и полновластие в решении всех вопросов государственной и общественной жизни. Основным инструментом реализации воли народа является осуществление принадлежащей ему власти. «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государствен­ной власти и органы местного самоуправления» (ч. 2 ст. 3 Конститу­ции). В Конституции России закреплена система государственно-правовых институтов, механизмов, с помощью которых народ реа­лизует принадлежащую ему власть. Это прежде всего институты прямого властвования народа (референдум, свободные выборы, со­брания, митинги, демонстрации и др.), деятельность формируемых народом органов государственной власти (Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации), а также функционирование системы местного самоуправления (выборы населением предста­вительных и исполнительных органов самоуправления, местные референдумы, сходы граждан). Более детально механизмы осуществления народного суверенитета прописаны вдругих главах Конституции РФ (гл. 4, 5, 7).

Юридической формой, инструментом осуществления народно­го суверенитета являются государственный суверенитет Россий­ской Федерации, верховенство и независимость российского госу­дарства. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство (приоритет) на всей территории Российской Федера­ции, наше государство обеспечивает целостность и неприкосновен­ность своей территории (ст. 4 Конституции).

Содержание многих конституционных норм и институтов определяется принципом федерализма, закрепленным в Основном За­коне РФ (ст. 5). Согласно этому принципу субъектами российского государства являются не административно-территориальные еди­ницы, а национально-государственные и государственно-террито­риальные образования. «Российская Федерация, — говорится в ст. 5 Конституции, — состоит из республик, краев, областей, горо­дов федерального значения, автономной области, автономных ок­ругов — равноправных субъектов Российской Федерации». Феде­ративное устройство России обеспечивает децентрализацию госу­дарственной власти, учет национальных и региональных особен­ностей ее субъектов, дает возможность передать в регионы значи­тельный объем управленческих вопросов. Федеративное устройст­во определяет систему государственных органов страны, структуру законодательства, распределение полномочий между органами власти и управления. Детально федеративное устройство России регулируется в гл. 3 Конституции.

Государственная система Российской Федерации в соответст­вии со ст. 10 Конституции построена и функционирует по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судеб­ную. Суть этого принципа, теоретически обоснованного француз­ским просветителем XVIII в. Ш. Монтескье, состоит в недопущении сосредоточения всех ветвей власти в одних руках, признании само­стоятельности каждой из них при осуществлении своих функций, а также создании инструментов воздействия властей друг на друга в целях сдерживания их от злоупотреблений (система сдержек и противовесов). При всей специализированное™ ветвей власти и соответствующих органов (законодательных, исполнительных и судебных) они остаются звеньями единой системы, нуждающейся в повседневной координации. В условиях России эту функцию выполняет Президент, являющийся главой государства (ст. 80 Консти­туции).

Важным принципом Конституции является положение о России как социальном государстве. «Российская Федерация, — говорится II ст. 7 Основного Закона, — социальное государство, политика ко­торого направлена на создание условий, обеспечивающих достой­ную жизнь и свободное развитие человека».

Суть этого принципа заключена в том, что государство берет на себя часть функций и ответственности за социальную сферу обще­ства, обязано направлять ресурсы на охрану труда и здоровья людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оп­латы труда, обеспечивать поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, посо­бия и иные гарантии социальной защиты.

Социальная направленность деятельности российского государ­ства отчетливо выражена в его конституционной обязанности обес­печить реализацию основных прав человека: право на свободный груд, право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болез­ни, инвалидности, в других установленных законом случаях, право на жилище, право на охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду, право на образование, В целях обеспечения соответствующих прав органы государства разрабатывают и осу­ществляют федеральные и региональные программы охраны здо­ровья, защиты и поддержки семьи, детства, охраны окружающей природной среды и др.

Принципом российской Конституции является экономическая свобода, многообразие форм собственности при сохранении еди­ного экономического пространства. В отличие от конституций со­ветского периода, обеспечивавших ориентацию на преимущест­венное развитие государственной собственности и чрезмерно рас­ширявших сферу государственного регулирования, Основной Закон России 1993 г. (ст. 8) признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собст­венности (например, собственность общественных объединений). Таким образом, каждая из них может развиваться свободно, кон­курируя друг с другом и заполняя различные сферы экономики России.

Экономическая свобода выражается в возможности человека использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экологической деятельности (ст. 34 Конституции), вправе продавать на рынке труда свою рабо­чую силу (ст. 37 Конституции). При этом, однако, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Многообразие форм собственности и экономическая свобода могут проявить свои сильные стороны лишь в условиях сохранения единого экономического пространства, которое означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Гарантирование и признание местного самоуправления — один из принципов Конституции Российской Федерации. Местное само­управление представляет собой совокупность органов и институ­тов, обеспечивающих самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Согласно Конституции России местное самоуправление выступает в качестве самостоятельного канала (формы) осуществления власти народом. Органы местного самоуп­равления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции).

Местное самоуправление способствует децентрализации управления государственными и общественными делами, «разгружа­ет» государственную власть, способствует развитию социальной активности граждан по месту жительства.

Перечисленные выше принципы Конституции одновременно являются и основами конституционного строя Российской Феде­рации. Это означает, что они определяют содержание, главный смысл не только самой Конституции как Основного Закона госу­дарства, но и (при условии их реального воплощения) устройство общества и государства.

Конституция России, как и любого государства, характеризует­ся не только принципами, но и рядом юридических свойств, отли­чающих ее от других законов и определяющих ее особое место в правовой системе.

Наиболее значимым из них является верховенство Конститу­ции, ее наивысшая юридическая сила. Впервые в отечественной конституционной практике это юридическое свойство Конститу­ции получило развернутое закрепление в тексте самого Основного Закона. «Конституция Российской Федерации, — говорится в ст. 15, — имеет высшую юридическую силу, прямое действие и при­меняется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Высшая сила конституционных норм означает, что в случае расхождения их с нормами обычных законов действуют конституци­онные нормы. Конституционные нормы с точки зрения юридичес­кой силы неоднородны, сами могут быть дифференцированы, под­разделены на несколько групп:

1. Нормы, составляющие основы конституционного строя (гл. 1 Конституции России). Они закрепляют высшие социально-полити­ческие и юридические ценности российского общества и имеют более высокую юридическую силу в рамках самой Конституции. Они могут быть изменены в особом, по сравнению с иными норма­ми Конституции, порядке. Никакие другие положения Конститу­ции не могут противоречить основам конституционного строя Рос­сийской Федерации (ч. 2 ст. 16 Конституции).

2. Конституционные нормы о правах и свободах человека (гл. 2 Конституции). Их специфика состоит в прямом запрете (ч. 2 ст. 55 Конституции) на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Кроме того, Конституция устанавливает пределы, в рамках которых эти конституционные нормы могут быть временно ограничены (ч. З ст. 55). Все это подчер­кивает особую юридическую значимость этих конституционных норм,

3. Конституционные нормы, которые могут быть конкретизированы только в федеральных конституционных законах. Последние представляют собой особые законы, наиболее тесно (органично) связанные с Конституцией. Для их принятия необходимо повы­шенное число голосов Государственной Думы и Совета Федерации но сравнению с обычными законами. Так, положения ст. 125 Конституции о полномочиях и порядке деятельности Конституционно­го Суда России могут быть конкретизированы только в конституци­онном законе.

4. Остальные нормы Конституции, имеющие повышенную юридическую силу по сравнению с обычными законами.

Важным свойством Конституции является особое юридическое содержание. Конституцию невозможно спутать с другим законом государства именно в силу предмета правового регулирования. Она определяет основы организации государства и общества, дает целостное представление о соответствующем государстве, положе­нии в нем личности, чего не может сделать ни один из обычных законов страны.

Регулирование Конституцией главных, определяющих общественных отношений в экономике, политике, в устройстве государст­ва обусловили и ее второе общепринятое название — Основной Закон государства.

Юридическим свойством Конституции России является особый (по сравнению с обычными законами) порядок ее изменения и пере­смотра. Он чрезвычайно усложнен и ориентирован на поддержа­ние стабильности Конституции, исключение поспешных, необду­манных поправок.

В качестве юридического свойства Конституции Российской Федерации можно рассматривать и повышенную по сравнению с другими законами охрану, защиту конституционных предписаний со стороны государства. Эту задачу выполняет система консти­туционного контроля и надзора, действующая в России. Ее главное звено — Конституционный Суд, который по запросам федераль­ных органов власти, перечисленных в ст. 125 Конституции, а также органов власти субъектов РФ проверяет соответствие Конститу­ции федеральных законов, нормативных актов Президента, Сове­та Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, консти­туций и уставов субъектов РФ, а также внутригосударственных и международных договоров, Акты или их отдельные положения, признанные судом неконституционными, утрачивают силу.

Помимо Конституционного Суда ряд функций по контролю и надзор за соблюдением Конституции выполняют Президент РФ, суды общей компетенции и арбитражные суды, а также прокурату­ра и иные правоохранительные органы.

Конституция — юридическая база текущего законодательства Российской Федерации. Это юридическое свойство Конституции проявляется в том, что ее принципы и нормы определяют содер­жание и направленность как отдельных законов, так и всех от­раслей российского законодательства. Текущие законы конкрети­зируют, детализируют предписания Конституции, обеспечивая тем самым их реализацию. Все это позволяет Конституции быть ядром правовой системы Российской Федерации, цементировать и обеспечивать единство и непротиворечивость российского за­конодательства.

Принятие новой Конституции дает толчок обновлению, пересмотру текущего законодательства. На основе Конституции РФ 199З г. уже принят ряд важных законодательных актов: Конститу­ционный закон о Конституционном Суде РФ, Закон об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, Закон о Федеральной службе безопасности и др.

Таковы основные юридические свойства Российской Конституции, отличающие ее от остальных (обычных) законов.

Федеративное устройство Российской Федерации определяет наличие не только федеральной Конституции, но и конституций республик в составе РФ. Конституции республик в составе РФ, на основе и в соответствии с Конституцией РФ, определяют их статус, устанавливают правовое положение граждан, закрепляют систему органов государственной власти, организацию и функционирова­ние местного самоуправления. Конституции республик в составе РФ не могут противоречить федеральному Основному Закону. В случае, если такое несоответствие возникло, действует норма феде­ральной Конституции, а соответствующие положения конституции республики подлежат отмене органом, правомочным принимать и изменять республиканскую конституцию, либо признаются недей­ствующими по решению Конституционного Суда РФ.

Аналогично взаимоотношение Конституции РФ с уставами субъектов РФ, которые выполняют роль конституции для краев, областей, автономной области, автономных округов, городов феде­рального значения.

Наши рекомендации