Понятие, предмет и источники конституционного права.
Понятие, предмет и источники конституционного права.
КПРФ - это ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы конституц. строя РФ, основы правового статуса личности, фед. гос. устройства РФ, основы орг-ции и функционирования российской гос. власти и отношения, связ. с направлением и пересмотрением Конституции РФ.
ПРЕДМЕТ К.П. – это отношение между ч-ом и гос-ом, основы конституционного строя, устройства гос-ва, форма правления, основу правового статуса личности, система органов гос. Власти и МСУ. МЕТОД К.П. в основном императивный.
Сис-ма нормат.-правовых актов, ~ явл-ся источниками КП, достаточно многообразны в зависимости от формы содержания и юр. силы делятся на 4 группы:
1. Конституция РФ, Конституция республик, уставы др. субъектов РФ.
2. Декларация, ~ содержит нормы КП о гос суверенитете РСФСР 90 г., декларация прав и свобод человека 91 г., декларация о гос суверенитете отдельн. республик.
3. Федеративный договор 21.03.92 о разграничении предметов ведения и полномочий между фед органами власти и органами гос власти субъектов РФ + 50 двусторонных договоров о том же.
4. Значит. кол-во фед Конституционных законов, и фед законов + з-ны субъектов РФ.
ФКЗ о прав-ве РФ
ФКЗ о судебной сис-ме РФ
ФКЗ о Референдуме
5. Акты, принимаемые Конституционным судом РФ в порядке осуществления им Конституционного контроля, постановления, касаемые толкования Конституции.
6. Общепринятые принципы и, например, м/н права и м/н договоры РФ, касающиеся Конституционно-правовых отношений (м/н права человека и гражданина).
№2
Понятие и сущность Конституции.
Современное понятие Конституция приобрела 200 лет назад. Впервые Конституция была принята в 1787 в США, затем в 1791 во Франции, Польше. Конституция, как осн. закон гос-ва появ-ся в историч. Эпоху, хар-ся наступлением юрид. рав-ва граждан и подданных и олицетворяла собой эти рав-ва, закрепляя права и свободы человека, ограничивала всевластие гос монархии.
1) Сущность Конституции в том, что это осн. з-н гос-ва вообще и осн. з-н насчет избират. права, представляет учреждения, их компетенцию и прочее, выражающее действительное соотношение сил в классовой борьбе. (Ленин).
2) Конституция - универсальный правовой акт высшего юр. ранга, ~ регулирует устройство гос-ва, принципы его орг-ции.
Конституция - осн закон или сис-ма законов, закрепляющих основы обществ. и гос. устройства страны, сис-му ее гос. органов, осн. начала их орг-ции и дея-ти, основы правового статуса человека и гражданина, и устанавливающие порядок внесения в Конституцию поправок, изменений и дополнений.
Юр. св-ва Конституции.
Юр. св-ва конст. - важнейшие правовые черты и признаки К., отличающие ее от др. законов и иных правовых актов.
Св-ва:
1) Юридическое верховенство Конст. (обладает высш. юр. силой). Кроме того юр. верховенство Конст. проявл. в том, что все законы и подзаконн. акты принимаются органами указ. в Конст. и в порядке установленном ею.
2) Конст. явл. основой, базой всей правотворческой и законотворческой деятельности соотв. S-в, т.к. нормы К. носят первичный, учредительный хар-р.
3) К. характеризует особый порядок принятия, внесения в нее поправок, изменений и дополнений. (Простой закон принимается (изменяется) простым большинством членов законодат. органа, а Конст. поправки квалифицированным большинством).
Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в РФ.
К. (ст. 62 п.3)
Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, могут работать в качестве рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан России. А временно пребывающие могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания в России. Иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с российским законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами РФ, а так же, имеют право на отдых на общих основаниях с гражданами РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в РФ,имеют право на охрану здоровья. Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, пользуются медицинской помощью наравне с гражданами России. А временно пребывающим в РФ иностранным гражданам медицинская помощь оказывается в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения РФ.№15
Конституционно-правовой статус РФ как суверенного государства.
В К. РФ в общем виде закреплен принцип гос. суверенитета совр. российского гос. ( ст. 2,3 К.) Он означает, что фед. гос. власть РФ обладает верховенством, самост. и независимостью от к-л др. властей как на тер-рии самой РФ, так и в её взаимоотн. с зарубежными гос..
Суверенитет - это качественное состоян. гос. власти. Оно выражается через опред. "совокупность суверенных прав госуд, т.е важнейших, фундаментальных прав.
Одновременно они хар-ют РФ как гос.
1) право учредит. власти, т.е. право разрабатывать, принимать свою К., вносить в неё необходимые измен., дополнения и поправки;
2) право установления системы фед. органов законодат., исполнит. и судебной власти, порядка их организации и деятельности, право принимать ф.к.з. и ф.з., осуществлять контроль за их соблюдением;
3) право иметь свое российское гражданство, приобретен. и прекращен. ~ осущ. в соотв. с ф.з.;
4) право иметь российские вооруж. силы для обеспечения и защиты гос. суверенитета РФ; 5) право иметь свой гос. язык на всей тер-рии РФ - русский язык;
6) право иметь свои символы гос суверенитета; герб, флаг, гимн и столицу. Суверенные права РФ как самост. гос. составляют ядро его компетенции. Именно через полномоч. и предметы собств. ведения (и совместного ведения с субъектами) РФ осуществляет гос. суверенитет.
Принципы государственного устройства РФ.Федерация представляет собой юридически единое союзное государство, в состав которого входят определенные государства или государственные образования, обладающие властью и полномочиями в решении тех вопросов, которые не входят в компетенцию федеральной власти.
Федерация обладает необходимыми государственно-правовыми институтами, т. е. законодательными и исполнительными органами, которые избираются населением всех субъектов федерации, причем парламенты федерального типа, как правило, имеют двухпалатную структуру.
Принципы федеративного устройства России,закрепленные в ч. 3 ст. 5 Конституции России:
1) государственной целостности;
2) единства системы государственной власти;
3) разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации;
4) равноправия и самоопределения народов.
№16
В соответствии с ч.З ст.11 К. РФ разграничен. предметов ведения и полномочий (т.е. компетенции) = органами гос. власти РФ и органами гос. власти S РФ осуществляется К, Федеративн. и др. договорами о разграничен. предметов ведения и полномочий.
В К. РФ говорится о 3 видах полномочий (вопросов), относящихся к ведению РФ и её S.
1) относится к ведению РФ (см. ст.71 К. РФ). В него входят: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство (определение состава, порядка формирования и полномочий федеральных органов, отношений между Федерацией и ее субъектами) и территория РФ (определение состава, границ России); регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
2) находится в совместном ведении РФ и её S (см. ст.72 К.РФ). В области зак/дат-ва это: 1. административная; 2.административно-процессуальная; 3.трудовая; 4.семейное; 5.жилищное; 6.природо-ресурсное зак/дат-во; 7.экологич-ое зак/дат-во; 8. кадры судебных и правоохранительных органов,адвокатура и нотариат.
3) относится к ведению самих S РФ.
Вне этих пределов S РФ обладают всей полнотой гос. власти (см. ст.73 К. РФ). В К. РФ перечислены первые две группы полномочий и предметов ведения. Этот перечень носит исчерпывающий характер и не может толковаться в сторону его сужения или расширения (однако это не исключает их детализации и конкретизации в соответствующих двухсторонних договорах и соглашениях = федер. органами гос. власти и органами гос. власти S РФ). Третья группа полномочий и предметов ведения в К. РФ не перечисляется. Эти вопросы д.б. закреплены в К. и Уставах соотв. S РФ.
№17
В соответствии с К. РФ в её состав на правах S входят республики (21), края (6), области (49), города федер. значен. (2), автономная обл. (1), автономные округа (10), т.о. S состав РФ включает 89 образований.
Федерат. договор закрепил 3 разновидности S РФ 1) республика 2) край, область, город федерального значения 3) автономная область, автономный округ.
Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется следующими основными для всех видов субъектов Российской Федерации моментами:
1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство.
2) каждый субъект Российской Федерации имеет свою территорию в пределах границ субъекта Российской Федерации. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта Российской Федерации распространяется только на его территорию.
3) субъект Российской Федерации имеет свою систему органов государственной власти. 4) каждый субъект Российской Федерации праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят).
Согласно ч. 2 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Система органов государственной власти в субъектах РФ, как и в Российской Федерации, строится на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
№18
Компетенция и акты КС РФ.
Полномочия КС РФ. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ КС РФ:
1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) ФЗ, НА Президента РФ, СФ, ГД, Правительства РФ;
б) конституций и уставов, законов и иных НПА субъектов РФ.
в) м/н договоров РФ;
2) разрешает споры о компетенции;
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами гос. власти РФ и органами гос. власти S РФ;
в) между высшими органами государственной власти субъектов РФ;
3) по жалобам о нарушении конституционных прав и свобод граждан и запросам судов проверяет конституционность закона.
4) дает толкование Конституции РФ.
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении тяжкого преступления;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и ФКЗ;
Счетная палата. Счётная палата осуществляет оперативный контроль:
за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга.
За использованием кредитных ресурсов,
за внебюджетными фондами,
за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью,
за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания.
№20
А. создаёт условия для:
1) реализации Пр. РФ функций гаранта К.РФ, прав и свобод
3) определения Пр. РФ основных направлений внутренней и внешней полит. гос;
4) руководства Пр. РФ внешней политикой РФ;
5) решения Пр.РФ кадровых вопросов. относящихся к его ведению;
6) обеспечения Пр. РФ согласованного функционир. органов гос. власти;
7) обеспечения реализации Пр. РФ иных .возложенных на него К. РФ и ф.з полномочий. А. Пр. РФ явл. юр. Лицом.
№23
Полномочия Президента РФ:
1)Пр. принимает меры по охране суверенитета,гос.целостности России.
2)Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос.власти.
3)Пр. определяет основные направления внутр. И внеш. Политики гос-ва.
4)Пр. представляет Россию внутри страны и зарубежом.
5)Пр. обладает неприкосновенностью(ст.91) решает вопросы гражданства,предоставления политического убежища.
6)Награждает гос.наградами, присваивает почетные звания.
7)Присваевает воинские звания и осущ-я помилования.
Процесс отрешения Пр. РФ от должности, закрепленный в К.РФ (ст. 93), проходит как бы две, хотя и взаимосвязанные, однако относительно самост. стадии.
На 1 стадии ГД ФС РФ инициирует процесс об отрешении Пр. РФот должности путем выдвижения против него обвинения в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления. (инициатива не менее чем 1/3 депутатов ГД., до этого она д. создать спец. комиссию., состоящую только из депутатов ГД ,и получить от нее соотв. Заключение)
Затем ГД д. получить заключен. Верх. Суда РФо наличии или отсутствии в действиях Пр. РФ состава преступления.
В случае положительного заключения Верх. Суда РФ, процесс отрешения Пр. РФ от должности д.б. продолжен. Еще необходимо также заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
2 стадияВместе с принятым ГД постановлением о выдвижении обвинения в СФпередаются заключения Верховного Суда РФ и К. Суда РФ, и др. документы. СФ обязан не позднее чем в 3-х мес. срок после выдвижения обвинения ГД решить вопрос об отрешении его от должности 2/3 голосов. Если в указанный выше срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным .
№26
В соотв/ с К. - СФ "верхней" палатой ФС. В действ.
СФ выполняет три осн. задачи:
1) не позволяет нижн. палате принимать не до конца продуманные законы;
2) ограничивать злоупотребления исполнит. власти (в т.ч. и главы государства);
3) обеспечивать интересы отдельных терр. или национально-терр. общностей.
Формирование СФ.В соотв. с К. РФ и ФЗ от № 192 95г. "О порядке формирования Совета Федерации РФ" в СФ входят в качестве его членов по два представителя от каждого из S-в РФ (главы законодат. и исполнит. органов гос. власти субъкта). Если в S двухпалатный законод. орган, то представитель в СФ определяется обеими палатами.
По Закону формирование СФ происх. по должностному принципу - но скорее по смешаному, т.к. главы зак. и исп. органов S-в д.б. избраны гражданами S РФ (свободные, альтернативн., всеобщ., прямые выборы). А глава законод. органа гос. власти S РФ д.б. избран как депутат в данный орган, затем из депутатов - избран главой его.
Сроков полномочий СФ (по К.) законодательству не имеет.
Внутренняя структура СФ. Исходя численности S-в РФ (89), число членов СФ д.б. - 178 чел. Из своего состава СФ избирает Председателя СФ и заместителей Председателя СФ (они не м.б. представителями от одного S РФ). При голосовании на эти посты необходимо получить более половины голосов всех членов СФ.
Председатель и заместители ведут заседания палаты; ведают внутр. распорядком, организуют работу всех органов и структурных подразделений СФ. В соотв. с К. РФ и Регламентом СФ из состава членов СФ образ. комитеты, комиссии СФ.
Комитеты СФ явл. постоянно действ. органами палаты. Они осущ.: подготовку заключений по проектам ФЗ и ФКЗ, принятых ГД и переданных на рассмотрение СФ; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты; организуют проведение парламентских слушаний; решают вопросы организации своей деятельности и деятельности палаты;
В состав комитетов входят все члены СФ, (кроме Председ. и заместителей).
Состав комитета СФ утверждается большинством голосов всех членов СФ и оформляется постановлением СФ.
Постоянные и временные комиссии (из членов комитетов СФ, Председателя, заместителей). Вр. комиссии созд. для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок.
Мандатная комиссия(из членов СФ) (постоянно действующая). - по вопросам признания переизбрания членов СФ.
Комиссия по регламенту и парламентским процедурам (для контроля за соблюдением Регламента) (постоянно действ.)
№27
Акты Правительства РФ.
Правительство РФ издает в рамках своей компетенции два вида актов: постановления и распоряжения ~ носят подзаконный характер.
1) они обязательны к исполнению на всей территории РФ.
2) постановления носят нормативный характер, а распоряжения являются, актами по текущим вопросам.
3) Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, ФЗ или указам Президента РФ м.б. отменены Президентом.
4) Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства РФ регулируется Указом Президента от 23 мая 1996 г. № 763.
5) Акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и собрании законодательства РФ в течение 10 после дня их подписания.
6) Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус ФОИВ, а также организаций, вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.
7) Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
8) В актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу.
Пр. РФ издаёт 2 вида юр. актов: указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей тер-рии РФ. Указы и распоряжения Пр. РФ носят подзаконный хар-р, они не д. противоречить К. РФ и ф.з.
№29
В соотв. с К. (ст. 112). Председатель прав-ва в теч. недели предлагает Президенту стр-ру ФОИВ. Президент своим указом утверждает ее. В настоящее время в соотв. с указом № 651 Президента от 29.05.99 сущ. след. структура ФОИВ:
1) Правительство РФ - председатель, заместители, федер. министры.
2) Федеральные Министерства (24 шт.) (внутренних дел; обороны; здравоохранения; образования; экономики и другие).
3) Гос. комитеты (11 шт.) (по молодежн. политике, по охране окружающей среды и др).
4) Федеральные комиссии России (2 шт.) (Высшая аттестационная, по рынку ценных бумаг).
5) Федеральные службы (15 шт.) (пограничная, налоговая, безопасности и др.)
6) Российские агентства (10 шт.) (авиационно-космическое, по боеприпасам, по гос. резервам и др.)
7) Федеральные надзоры России (2 шт.). (горный и промышленный, по ядерной и радиационной безопасности).
8) Иные органы (управления)
Акты ФОИВ. - постановления, распоряжения, приказы, инструкции и т.п. Порядок опубликования и вступления в силу актов ФОИВ регулируется Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и НПА ФОИВ".
№30
Судебная власть - это особый вид гос. власти, связанный с отправлением правосудия.
Принципы судебной власти - это основополагающие начала, идеи, закрепленные в нормах права (прежде всего, конституционного права) на ~ базируется и функционирует судебная власть. Принципы определяют сущность и назначение судебной власти.
В Конституции сформулированы след. принципы:
1) Правосудие в РФ осуществляется только судом (ст. 118).
2) Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ. Создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 118).
3) Судьи (и суды) независимы и подчиняются только Конституции, и ФЗ (ст. 120).
4) Разбирательство дел во всех судах открытое, слушания в закрытом заседании - в случаях, предусмотренных ФЗ (ст. 123).
5) Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных ФЗ (123).
6) Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123).
7) В случаях, предусмотренных ФЗ, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (ст. 123).
8) Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с ФЗ.
Формы осуществления судебной власти. Судебная власть осущ. посредством Конституционного, гражданского, административного, уголовного, а также арбитражного судопроизводства.
№31
Конституционный Суд РФ - высший судебный орган конституционного контроля на общефедеральном уровне. Он осуществляет свою деятельность в форме конституционного судопроизводства самостоятельно и независимо.
Порядок формирования, состав, сроки деятельности КС РФ определяются Конституцией РФ и ФКЗ от 24 июня и 12 июля 1994 г. № 1 "О Конституционном Суде РФ".
КС РФ состоит из 19 судей,назначаемых на должность СФ по представлению Президента РФ.
1) Судьей КС РФ м.б. гражданин РФ, не менее 40 лет; с безупречной репутацией; высшее юридическое образование; стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет; обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
2) КС РФ вправе осуществлять свою деят-ть при наличии в его составе 3/4 от общего числа судей.
3) Судья КС РФ назначается на должность на 12 лет. Предельный возраст судьи КС - 70 лет.
4) Назначение на должность судьи КС РФ на второй срок не допускается.
Полномочия КС РФ:
1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) ФЗ, НА Президента РФ, СФ, ГД, Правительства РФ;
б) конституций и уставов, законов и иных НПА субъектов РФ.
в) м/н договоров РФ;
2) разрешает споры о компетенции;
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами гос. власти РФ и органами гос. власти S РФ;
в) между высшими органами государственной власти субъектов РФ;
3) по жалобам о нарушении конституционных прав и свобод граждан и запросам судов проверяет конституционность закона.
4) дает толкование Конституции РФ.
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении тяжкого преступления;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и ФКЗ;
№32
Правовая основа образования и деят-ти Органов гос. власти S-в РФ: Конституция РФ, ФЗ-ы, указ Президента 9 октября 93 г. "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ", уставы и законы S-в РФ. Согласно К. - гос. власть в S РФ осущ. образуемыми ими органами гос. власти, но в соответствии с основами конст. строя РФ.
Республики РФ в соотв. со своими Конституциями и законами вправе самостоятельно определять систему своих органов гос. власти, их наименование, количественный состав, сроки полномочий, внутреннюю структуру и т.д.
Законодат. органы власти краев, областей… - Дума, Собрания …, ~ избираются на 2 года. Состав: не более 50 депутатов (представителей).
Компетенция законодат. власти S:
- сфере законодательства и конституц. строит-ва (принимает и изменяет Устав S и др. законодат. акты S, устанавливает административно - территориальное деление, утверждает структуру органов исп. власти (по представлению главы администрации))
- эк. и соц.-культурного строит-ва (утверждает бюджет, принимает решения о введении и отмене налогов, сборов, утверждает программы соц., эк. и культурного развития и осущ. контроль за его исполнением)
- в области внешних сношений (осущ. м/н связи, ратифицирует и денонсирует м/н договора).
Органы исп. власти краев, областей… - администрация (правительство) S-а. Глава администрации - высшее должностное лицо S-а, руководящее органами исп. власти этого S.
Компетенция администрации S:
- разрабатывает бюджет и обеспечивает его исполнение
- распоряжается и управляет имуществом
- принимает (в пределах компетенции) акты, постановления распоряжения.
- разрабатывает программы соц., эк. и культурного развития.
Понятие, предмет и источники конституционного права.
КПРФ - это ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы конституц. строя РФ, основы правового статуса личности, фед. гос. устройства РФ, основы орг-ции и функционирования российской гос. власти и отношения, связ. с направлением и пересмотрением Конституции РФ.
ПРЕДМЕТ К.П. – это отношение между ч-ом и гос-ом, основы конституционного строя, устройства гос-ва, форма правления, основу правового статуса личности, система органов гос. Власти и МСУ. МЕТОД К.П. в основном императивный.
Сис-ма нормат.-правовых актов, ~ явл-ся источниками КП, достаточно многообразны в зависимости от формы содержания и юр. силы делятся на 4 группы:
1. Конституция РФ, Конституция республик, уставы др. субъектов РФ.
2. Декларация, ~ содержит нормы КП о гос суверенитете РСФСР 90 г., декларация прав и свобод человека 91 г., декларация о гос суверенитете отдельн. республик.
3. Федеративный договор 21.03.92 о разграничении предметов ведения и полномочий между фед органами власти и органами гос власти субъектов РФ + 50 двусторонных договоров о том же.
4. Значит. кол-во фед Конституционных законов, и фед законов + з-ны субъектов РФ.
ФКЗ о прав-ве РФ
ФКЗ о судебной сис-ме РФ
ФКЗ о Референдуме
5. Акты, принимаемые Конституционным судом РФ в порядке осуществления им Конституционного контроля, постановления, касаемые толкования Конституции.
6. Общепринятые принципы и, например, м/н права и м/н договоры РФ, касающиеся Конституционно-правовых отношений (м/н права человека и гражданина).
№2