Теоретический анализ условий договора комиссии

Договор считается заключенным, если между сторонами в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Условие о предмете является существенным условием любого договора, поэтому должно быть согласовано сторонами в обязательном порядке (п. 1 ст. 402 ГК [1], ч. 1 п. 3 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 1999 г. № 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров» (далее — постановление Пленума № 16)) [7].

Предметом договора комиссии выступает совершение комиссионером от своего имени по поручению и за счет комитента одной или нескольких сделок (ч. 1 п. 1 ст. 880 ГК) [1].

Сделкой являются направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей действия граждан и юридических лиц (ст. 154, 290 ГК) [1]. В частности, предметом договора комиссии может выступать заключение самых разнообразных договоров: лизинга, возмездного оказания услуг, подряда, поручительства и т.п. Наиболее распространенным является поручение комиссионеру заключения договоров купли-продажи (поставки) на:

1) продажу комиссионером товара комитента третьим лицам;

2) приобретение комиссионером товаров у третьих лиц для комитента.

Совершение комиссионером каких-либо иных юридических действий, например, взыскание задолженности с третьих лиц, не может выступать в качестве предмета договора комиссии, т.к. законодательство прямо предусматривает в качестве предмета данного договора только совершение сделок (ч. 1 п. 1 ст. 880 ГК) [1].

Так как условие о предмете является существенным, во избежание признания договора незаключенным при согласовании данного условия, по нашему мнению, следует:

1) указать, какие сделки должен совершить комиссионер;

2) конкретизировать эти сделки.

Кроме указания на совершение сделок в договоре следует предусматривать, что сделки совершаются комиссионером за вознаграждение и за счет комитента.

Отметим, что законодательством установлен запрет на заключение между поставщиками товаров, с одной стороны, и субъектами торговли, общепита, имеющими сети или крупные магазины, с другой стороны, договора комиссии, а также смешанного договора с элементами комиссии, если предметом такого договора выступает поставка продовольственных товаров (за исключением договоров между субъектами торговли, входящими в одну сеть) (подп. 2.3 п. 2 ст. 26 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь») [6].

Если условие о предмете договора комиссии не согласовано, то договор считается незаключенным и не порождает для его сторон никаких прав и обязанностей (п. 1 ст. 402 ГК) [1]. Это означает, что стороны будут не вправе требовать друг от друга исполнения предусмотренных договором обязательств, а также не смогут применить ответственность за их неисполнение.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно констатировать, что предметом договора комиссии являются действия комиссионера по совершению сделок, а также действия комитента по уплате вознаграждения комиссионеру.

Законодательством при этом не определено, какие конкретно сделки вправе совершать комиссионер. Наибольшее распространение получило заключение комиссионером договоров купли-продажи (поставки), что порождает ошибочное представление об ограниченной сфере использования договора комиссии [16].

Однако даже в юридической литературе советского периода, когда в условиях плановой экономики сфера применения договора комиссии была ограничена, указывали, например, что «предметом договора комиссии являются услуги, выражающиеся в заключении сделок. Чаще всего — это сделки купли-продажи, но предметом данного договора может быть совершение и других правомерных сделок — подряда, страхования грузов и т.д.» [5, с. 363].

Тем не менее, хотя положения ГК о договоре комиссии и не содержат ограничительных предписаний в этой части, исходя из сущности данного вида обязательств вряд ли можно согласиться с утверждением, что «...предметом договора комиссии могут быть все допускаемые законом гражданско-правовые сделки» [2, с. 270].

Классифицируя сделки по различным основаниям, выделяют, в частности, следующие их виды: а) односторонние и двусторонние; б) возмездные и безвозмездные; в) реальные и консенсуальные [16].

Основываясь на положении, что договор комиссии представляет собой средство получения правового результата одним лицом (комитентом) в результате деятельности другого лица (комиссионера), заключаемые на основе договора комиссии сделки принципиально должны быть возможны к исполнению в отношениях с третьими лицами самим комиссионером (самому комиссионеру), рассмотрим, какие виды сделок может быть поручено совершать комиссионеру.

Как известно, односторонняя сделка обычно порождает обязанности лишь для лица, совершившего ее (ст. 156 ГК) [1]. Анализ положений ГК о договоре комиссии позволяет утверждать, что у третьего лица по его сделке с комиссионером должны быть встречные обязанности. Так, законодательство возлагает на комиссионера обязанность передать комитенту полученное от третьего лица по сделке. Кроме того, согласно нормам ГК комитент может требовать перевода на себя прав по сделке, заключенной комиссионером. Однако по односторонней сделке никаких прав не возникает, поэтому односторонние сделки не могут являться предметом договора комиссии ввиду противоречия существу этого договора.

Двусторонние, как и многосторонние сделки, по общему правилу могут являться предметом комиссии, поскольку в полной мере соответствуют вышеуказанным критериям [16].

Возмездные сделки, несомненно, могут являться предметом договора комиссии. Что касается безвозмездных сделок, то в предпринимательской деятельности их круг ограничен ссудой и безвозмездным хранением. Представляется, что комиссионер не может заключать безвозмездные сделки, в которых комитент должен осуществлять предоставление без получения встречного, например, выступать в роли ссудодателя по договору безвозмездного пользования.

Подчеркнем, что буквально это не указано в ГК, но системное толкование положений данного законодательного акта позволяет утверждать, что по своей сущности договор комиссии в целом направлен на получение материальных благ комитентом, а в рассматриваемом случае обязанность должна устанавливаться в интересах комитента.

Что касается ситуации, когда комиссионер выступал бы в роли ссудополучателя, то здесь налицо противоречие между целями и регламентацией комиссии и ссуды, поскольку ссудополучатель не вправе без согласия ссудодателя передать вещь третьему лицу (п. 1 ст. 652 ГК) [1].

Помимо этого, правовая сущность некоторых видов договоров не позволяет их заключать на комиссионных началах. Так, не могут заключаться на основе договора комиссии так называемые фидуциарные сделки (сделки, в которых личность кредитора или должника имеет существенное значение, например, договор поручения). Помимо того, что заключение таких сделок противоречит самой сущности договора комиссии, это входило бы в противоречие со ст. 354 ГК, указывающей, что переход к другому лицу прав, связанных с личностью кредитора, недопустим [1] (в то время как ст. 883 ГК указывает на безусловную возможность уступки комиссионером комитенту прав по заключенным имсделкам) [1].

Полагаем, что кредитный договор не может заключаться на основании договора комиссии, поскольку исходя из конструкции кредитного договора предоставляемые денежные средства должны передаваться в собственность кредитополучателя (в данном случае — комиссионера), а исходя из конструкции договора комиссии они должны поступать в собственность комитента. Таким образом, при попытке совмещения данных договорных конструкций возникает неразрешимое противоречие.

Сделки могут быть направлены на возникновение обязательств, их изменение или прекращение. Полагаем, что лишь сделки, направленные на возникновение обязательств, могут совершаться на основании договора комиссии. Изменение и прекращение обязательств на комиссионных началах противоречит сущности обязательств и положений ГК о них. Поскольку, не являясь стороной в обязательстве, а также ееправопреемником, комиссионер, действующий в гражданском обороте от своего имени, не может быть наделен правом изменять или прекращать соответствующие обязательства, для этого может использоваться, скорее, конструкция поручения.

В силу особого правового регулирования сделок с недвижимым имуществом они также не могут заключаться комиссионером [16].

Таким образом, весь круг сделок, которые могут являться договором комиссии, определить невозможно. В самом общем виде можно указать, что предметом договора комиссии могут являться соответствующие законодательству двух- и многосторонние возмездные сделки (договоры), которые направлены на возникновение обязательств.

Предметом комиссионного обязательства может являться совершение комиссионером лишь таких сделок, которые могут быть исполнены без участия комитента и результат совершения которых может быть при необходимости перенесен на это лицо.

В соответствии с п. 2 ст. 880 ГК, договор комиссии может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия, с указанием или без указания территории его исполнения, с обязательством комитента не предоставлять третьим лицам право совершать в его интересах и за его счет сделки, совершение которых поручено комиссионеру, или без такого обязательства, с условиями или без условий относительно ассортимента товаров, являющихся предметом комиссии [1].

Следовательно, условие о сроках выполнения поручения не относится к существенным условиям договора комиссии, если ни одна из сторон не заявит о необходимости достижения соглашения по этому условию (ч. 2 п. 1 ст. 402 ГК)[1].

В договоре комиссии могут содержаться указания комитента относительно исполнения поручения. При наличии таких указаний комиссионер обязан руководствоваться ими (ч. 1 ст. 882 ГК) [1]. В числе прочего в качестве указаний комитента в договоре могут быть определены сроки выполнения поручения.

Срок исполнения поручения, установленный договором комиссии, ограничивает период, в течение которого комитент заинтересован в совершении в его интересах сделки от имени комиссионера. Неисполнение поручения в оговоренный срок отменяет его исполнение на будущее, если стороны не предусмотрели возможность его пролонгирования.

Кроме того, стороны вправе согласовать частные сроки в отношении деталей выполнения поручения, например, сроки исполнения обязанностей по сделкам, поручаемым комиссионеру: определяют день или период времени, в течение которого конкретные обязанности должны быть исполнены сторонами сделки, поручаемой комиссионеру [8].

Условие о сроках формулируется в договоре с учетом правил исчисления сроков, предусмотренных гл. 11 ГК [1]. При согласовании условий о сроках стороны могут определить день исполнения обязательств либо период времени, в течение которого обязательство должно быть исполнено (п. 1 ст. 295 ГК) [1].

Если стороны согласовали день исполнения, обязательство должно быть исполнено в этот день (п. 1 ст. 295 ГК) [1].

Если стороны согласовали в качестве срока исполнения обязательства период времени, обязательство подлежит исполнению в любой момент в пределах такого периода.

Если стороны не согласовали условие о сроке исполнения поручения, то по общему правилу поручение должно быть исполнено комиссионером в разумный срок, в случае неисполнения поручения в разумный срок — по общему правилу в течение семи дней со дня поступления требования комитента, если иной срок не вытекает из акта законодательства, условий обязательства или существа обязательства (п. 2 ст. 295 ГК) [1].

Закон не содержит специальных предписаний относительно формы договора комиссии. Поэтому форма договора комиссии подчиняется общим правилам о форме сделок. По отношению к отдельным видам договора комиссии могут применяться специальные правила, установ­ленные законодательством [4, с. 260].

Статья 881 ГК предусматривает, что комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, если комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), — также дополнительное вознаграждение в размере и порядке, установленных в договоре комиссии.

Если договором размер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрен и размер вознаграждения не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение уплачивается после исполнения договора комиссии в размере, определяемом в соответствии с п. 3 ст. 394 ГК.

Если договор комиссии не был исполнен по причинам, зависящим от комитента, комиссионер сохраняет право на комиссионное вознаграждение, а также на возмещение понесенных расходов [1].

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в качестве существенного условия, общего для всех видов договора комиссии, можно выделить лишь его предмет.

Даже если стороны не определили в договоре размер комиссионного вознаграждения, он определяется на основании законодательства:

Заключение договора комиссии

Каких-либо значительных особенностей у процедуры заключения договора комиссии, в том числе по сравнению с договором поручения, нет. Между тем стоит обратить внимание на следующие моменты.

1. Предметом договора, как было отмечено выше, является заключение сделок, а не их фактическое исполнение. Иначе говоря, транспортные, складские и тому подобные операции с товаром могут являться лишь дополнительным элементом договора комиссии, для чего иногда и используется специальный термин «договор консигнации», который подчеркивает эти особенности. Однако, по сути, договор консигнации — это разновидность комиссии с дополнительными элементами договора хранения или других договоров. Вместе с тем, при заключении договора всегда следует обращать внимание, что согласно ч. 2 ст.891 ГК комиссионер по умолчанию не имеет права на возмещение расходов по хранению находящегося у него имущества комитента, поэтому такое право надо оговаривать отдельно.

2. Комиссионер не обязательно должен заключать договоры купли-продажи, как это иногда ошибочно полагают. Во исполнение договора комиссии могут быть заключены самые разные договоры — лизинга, возмездного оказания услуг, поручительства и другие, а также совершены односторонние сделки (например, выдан вексель).

3. В отличие от договора поручения, комиссионер вправе скрывать свою посредническую функцию и то, от чьего имени он действует. Как в первом, так и во втором случае договор, заключенный с третьим лицом, юридически не зависим от договоров и поручения, и комиссии.

4. Договор комиссии может заключаться для одной или нескольких сделок. Более того, в нем можно указывать не только срок действия, но и территорию действия, а также включать обязательство комитента не предоставлять третьим лицам право совершать в его интересах и за его счет аналогичные сделки, в т.ч. с указанием ассортимента товара (п.2 ст.880 ГК) [1]. Подобные договоры дают возможность использовать юридическую модель договора комиссии для оформления отношений по исключительному представительству в определенном регионе между дилером (дистрибьютором, агентом) и принципалом [9].

В результате исследования вопросов второй главы курсовой работы сделаны теоретические выводы.

1. В качестве существенного условия, общего для всех видов договора комиссии, можно выделить лишь его предмет.

Полагаем, что предметом договора комиссии могут являться соответствующие законодательству, как правило, двух- и многосторонние возмездные сделки (договоры), которые направлены на возникновение обязательств.

Предметом комиссионного обязательства может являться совершение комиссионером лишь таких сделок, которые могут быть исполнены без участия комитента и результат совершения которых может быть при необходимости перенесен на это лицо.

2. Заключение договора комиссии подчинено общим правилам заключения гражданско-правовых договоров. Вместе с тем, необходимо обратить внимание на следующие моменты:

2.1) предметом договора является заключение сделок, а не их фактическое исполнение;

2.2) во исполнение договора комиссии могут быть заключены самые разные договоры — лизинга, возмездного оказания услуг, поручительства и другие;

2.3) комиссионер вправе скрывать свою посредническую функцию и то, от чьего имени он действует;

2.4) договор комиссии может заключаться для одной или нескольких сделок. Более того, в нем можно указывать не только срок действия, но и территорию действия, а также включать обязательство комитента не предоставлять третьим лицам право совершать в его интересах и за его счет аналогичные сделки, в т.ч. с указанием ассортимента товара.

Глава 3

Наши рекомендации