Представительная форма осуществления власти.
Согласно ч.2 ст. 3 Конституции РФ “народ осуществляет свою власть… через органы государственной власти и органы местного самоуправления”. В этой формулировке выражена сущность самого представительства и его назначение. Отметим, здесь три важных аспекта.
Во-первых, Конституция РФ четко характеризует сущность представительства. Формулировка “Народ осуществляет свою власть… через органы государственной власти и органы местного самоуправления” означает, что народ не передает свою власть, а остается субъектом власти и осуществляет ее через представительные органы.
Во-вторых, в этой формулировке есть указание на то, что власть народа осуществляют представительные органы государственной власти, к которым относятся Президент России, Федеральное Собрание, а также органы государственной власти субъектов Федерации.
В-третьих, власть народа осуществляется не только через органы государственной власти, но и через представительные органы местного самоуправления являющегося важнейшей формой самоуправления народа. Следовательно, важная черта представительной системы Российской Федерации состоит в том, что она включает в себя не только представителей - депутатов федеральных и региональных (субъектов Федерации) законодательных органов власти, но и выборных органов местного самоуправления. Такая разветвленная система представительных органов характеризует демократический характер власти.
Всеохватывающий характер представительной системы состоит и в том, что в ее составе кроме депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления находятся другие институты власти, избираемые народом непосредственно - институт президентской власти, главы правительств и администраций субъектов Федерации.
Представительная природа органов, через которые осуществляется народовластие, проявляется в том, что: эти органы образуются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права; депутаты представительных органов ответственны и подотчетны перед избирателями, которые могут отозвать депутатов, не оправдавших их доверие; представительные органы работают под непосредственным контролем граждан и при широком участии последних в их деятельности (Конституция РФ, ст.32).
Представительные органы, составляющие основу государственного аппарата образуют и избирают органы федеральной, региональной и местной исполнительной власти, определяют основы их организации и деятельности; образуют федеральные суды и органы прокуратуры.
Таким образом, представительная демократия - это система институтов власти, избираемых народом непосредственно на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании, через которые народ осуществляет принадлежащую ему власть.
Исходя из изложенного можно определить, в чем состоят основы народовластия.
Полновластие многонационального народа России базируется, прежде всего, на конституционных основах общественного строя Российской Федерации, на закреплении в качестве политической основы общественной жизни принадлежность всей власти народу и каждому гражданину (Конституция РФ, ст. ст. 2,3,17,30,32).
Экономической основой народовластия являются разнообразные формы собственности, признаваемые и защищаемые государством равным образом, а также свобода экономической деятельности и разнообразные организационно-правовые формы производства. Закрепление в Конституции РФ этих важнейших экономических принципов ставит в равное экономическое и социальное положение всех граждан России и обеспечивает им одинаковые права и возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами. (Конституция РФ, ст.ст.8,34,35)
Важнейшим условием полновластия российского народа является полнота и реальность социальных и политических прав и свобод граждан, необходимых им для активного участия в осуществлении власти. К этим условиям относится право граждан на объединение для защиты своих интересов и свобода деятельности общественных объединений.
Другим обязательным условием осуществления полновластия народа является равноправие всех граждан, которое обеспечивает им равные возможности принимать участие в управлении делами общества и государства (Конституция РФ, ст.19).
Полнота и реальность социальных и политических прав и свобод в сочетании с равным правом граждан по их реализации есть яркое выражение свободы личности. Свобода личности - важная основа полновластия народа.
К основам полновластия народа, единства его государственной воли относится равноправие всех наций и народностей Российской Федерации, получившее правовое закрепление в федеративном устройстве России. Всем им конституционно обеспечено равное и свободное политическое, экономическое и духовное развитие. Названные основы народовластия являются одновременно и гарантиями, обеспечивающими его реальность.
Наряду с этим существует ряд специальных гарантий полновластия народа. К их числу относятся:
- конституционные принципы деятельности органов государственной власти, обеспечивающие эффективное сочетание непосредственной и представительной демократии;
- демократическая избирательная система, дающая возможность гражданам свободного выбора своих представителей в органы государства;
- ответственность представителей народа перед своими избирателями и право досрочного отзыва депутатов, не обеспечивающих выражение воли избирателей, воли народа;
- правовой статус депутатов и других представителей народа, обеспечивающий им возможность выражать и утверждать волю и интересы избирателей, волю и интересы всего народа;
- выборность и сменяемость руководящих работников государственных и общественных органов;
- обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и Законы, ответственность за их нарушение (Конституция РФ, ст.15);
- запрещение создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя (Конституция РФ, ст.13).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотренные в лекции понятие и содержание народовластия, как социального явления, основные формы его проявления и механизм реализации являются основой для понимания и изучения всей системы органов государственной власти – как федеральных, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления, порядка их образования, правового положения всех участников властных отношений, их компетенции и принципов деятельности.