Основы конституционного строя и его элементы

Любое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим, тоталитарным, республикой или монархией. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Глава первая Конституции РФ закрепляет исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни современного российского общества, определяет сущность Российского государства, правовое положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и недрами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии.

Основы конституционного строя, закрепленные в этой главе, составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. А другие главы Конституции содержат нормы, развивающие, конкретизирующие исходные принципы, в частности устанавливающие компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, порядок принятия ими властных нормативно-правовых и индивидуальных решений, права и обязанности граждан, иных субъектов права, закрепляющие юридические и другие гарантии реализации основ конституционного строя.

В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где она закреплена - в Конституции, законах, указах Президента или постановлениях Правительства Российской Федерации, не может противоречить установленным в главе первой основам конституционного строя. Не могут также противоречить основам конституционного строя действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений.

Поэтому необходимо основательно разобраться в этих положениях и глубоко их усвоить. Во-первых, знание основ конституционного строя в значительной степени облегчает понимание остальных положений Конституции. Во-вторых, вы получаете надежные критерии, благодаря которым можете давать верную оценку законам, иным нормативно-правовым актам, действиям должностных лиц, отличать произвол от правовых мер, проводимых в рамках Конституции и законности. В-третьих,в тех случаях, когда в действующих законах и иных нормативно-правовых актах отсутствуют необходимые нормы или они противоречат Конституции, гражданин вправе реализовывать свои права, руководствуясь положениями Конституции, и в первую очередь - основами конституционного строя, ибо принцип прямого действия Конституции непосредственно закреплен в ст. 15.

3.1. Понятие и содержание конституционного строя

России и его основ

В Российской Федерации термин «Конституционный строй» был официально введен I Съездом народных депутатов РСФСР (июнь 1990 г.) после изменения им редакции ст. 7 Основного Закона, запретившей «создание и деятельность партий..., имеющих целью насильственное изменение советского конституционного строя». Позже, VI съезд российских депутатов внес в ст. I Конституции (Основного Закона) РСФСР положение о «незыблемых основах конституционного строя России».

Образованная I съездом народных депутатов для разработки новой Конституции России Конституционная комиссия (июнь 1990 г.) определила, что при разработке проекта новой Конституции России необходимо отказаться от характеристики нового строя как «социалистического», подчеркнув, что он должен быть прежде всего демократическим и конституционным.

Наука и отрасль права - Конституционное право России содержат государственно-правовую категорию и институт[11] «конституционный строй и его основы». «Конституционный строй» - понятие для юридической науки и практики России новое. Оно пришло на смену понятиям «общественный строй» и «государственный строй».

Под общественным строем понимается - исторически конкретная система общественных отношений, или можно сказать - организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни, охраняемая государством и правом.

Структуру общественного строя составляют подсистемы, каждая из которых представляют определенные сферы общественной жизни: экономическая система (экономические отношения); социальная система (основа), представляющая социальные отношения; политическая система (политические отношения); духовно-культурные отношения в обществе (между людьми, между человеком, обществом и государством, по поводу духовно-культурных благ).

Общественный строй находится под постоянным воздействием государства, которое создается обществом для охраны общественного строя. Но государство, оказывая воздействие своей политикой на общественный строй и исходя из и принятых политических целей, может приобретать самостоятельность и становиться над обществом, подчиняя его интересы интересам государственного аппарата (тоталитарное государство).

Таким общественным отношениям соответствовали определенные государственно-правовые институты, которые носили ярко выраженный идеологический характер. Так, характеризуя советский общественный строй в теории и практике подчеркивали, что основы этого строя показывают, кому в данном государстве принадлежат средства производства, какова классовая структура общества, кому принадлежит государственная власть, чьи интересы выражает государство, к какому типу оно относится.

Государство воздействует на общественный строй системой правовых норм, прежде всего конституцией страны. Советские конституции, начиная с Конституции СССР 1936 г., в своих первых главах или разделах регулировали именно основы общественного строя (его устройство). Это было главным, основным его содержанием, из которого вытекало все остальное содержание как самой Конституции, так и других источников государственного права.

Конституции и нормативно-правовые акты СССР и РСФСР носили ярко выраженный классовый характер. Они подчеркивая ярко выраженный идеологический характер общественного строя, делали акцент не столько на государственно-правовые категории, сколько на социально-политические, охватывающие всю сумму социальных отношений в обществе.

Реформирование общественной и государственной жизни в России, начавшееся в конце восьмидесятых годов, требовали отказаться от идеологизированной формы закрепления общественного строя, что придавало бы ему черты конституционного строя.

Конституция СССР и РСФСР закрепляли также форму государства, как организацию государственной власти в стране, выраженную в форме правления и в форме государственного устройства.

Форма государственного правления - это организация высшей власти в государстве, которую представляют глава государства, законодательная власть, правительство, органы правосудия.

Известны и другие основные формы правления: монархия в двух ее разновидностях - абсолютная и конституционная; республика, в которой высшая власть в государстве принадлежит выборным (представительным) органам. Республики тоже имеют две основные разновидности - парламентская республика и президентская республика, различаемые в зависимости от того, какой из органов высшей власти - парламент или президент формирует правительство и осуществляет прямое руководство им, перед кем, парламентом или президентом, правительство непосредственно несет ответственность.

Форма государственного устройства - это структура государства, отношение государства как целого и частей этого государства. Существует три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство и конфедерация.

В дореформенный период форма государственного устройства переживала кризис, так как СССР был по сути унитарным государством при наличии внешних атрибутов федерации. Реформирование российской государственности после распада СССР стало неотложной задачей.

Понятие «конституционный строй» воплотило в себе смысл и содержание общественно-политических категорий «общественный строй» и «государственный строй». В чем состоит различие между понятиями «общественный строй», «государственный строй» и «конституционный строй»? В науке конституционного права признается, что общественный строй является, не государственно-правовой категорией, а скорее - социально-политическим понятием, охватывающим всю сумму социальных отношений в обществе.

Общественный строй как и государственный, может быть неконституционным, а воздействие государства на общество являться не правовым. Если государство, воздействует на общественный строй посредством установления правовых норм, обеспечивает их реализацию, опираясь на Конституцию и иные легитимные источники норм права, выполняет обязательства перед человеком и обществом, это позволяет говорить о началах конституционного строя.

Рассмотрим какое различие между содержанием понятий «общественный строй», «государственный строй»и «конституционный строй». В теории и практике прошлых лет общественный строй получал ярко выраженную идеологизированную форму закрепления принадлежности политической власти Советам народных депутатов, сосредоточение неограниченной политической власти в высшем партийно-политическом аппарате, социалистический характер государства и экономики и т.п.

Отличительной особенностью конституционного строя следует считать его ориентированность на неидеологическую природу. Никакая идеология классов, политических партий конституционно не может быть установлена в качестве общеобязательной, общегосударственной или официальной, если это действительно конституционный строй (см. п. 2,3 ст. 13 Конституции РФ 1993 г.).

Важная черта конституционного строя - отражение справедливого баланса и общности интересов различных социальных групп. Конституционный строй утверждает согласованные идеи справедливости, систему ценностей к которым общество стремится, делает государственными идеологию демократии, идеи демократического правового государства, утверждает другие демократические институты. Однако эти идеи всего общества или его большинства, но не классовые и не корпоративные.

В юридической литературе понятию конституционного строя дается различное толкование. Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин, авторы учебника Конституционное право России, так определяют Конституционный строй «– это форма (или способ) организации государства, который обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство»[12]. По мнению этих авторов ограничение государственной власти правом имеет цель создать оптимальные условия для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства.

По мнению автора учебника Конституционное право Российской Федерации М.В. Баглая - это «Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с Конституцией называется конституционным строем»[13]. Это понятие включает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. По их мнению это понятие применимо только к такому государству, в котором Конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции. Главное в этом определении - государство действует в соответствии с Конституцией и во всем подчиняется праву.

Свою трактовку понятия конституционный строй дают авторы сборника материалов по новой Конституции Российской Федерации - Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы.

В указанном сборнике утверждается, что наличие в государстве Конституции не означает, что в таком государстве уже установлен конституционный строй. При конституционном строе должно, прежде всего, обеспечиваться подчинение государства праву. Для этого необходимо обеспечить подчинение его определенным принципам, образующим конституционный строй и составляющих его основу. Важнейшие из них возводятся Конституцией в ранг конституционных принципов. Таким образом, под основами конституционного строя, а следовательно и всего конституционного строя, понимаются главные принципы государства, обеспечивающие подчинение его праву.

Известный юрист В.Т. Кабышев видит в конституционном строе прежде всего систему конституционных отношений, т.е. общественных отношений закрепляемых и регулируемых нормами Конституции, как предмета конституционного регулирования, а также конституционные нормы и конституционные принципы, регулирующие и закрепляющие отдельные виды общественных отношений существующего реального строя. По его мнению понятие «конституционный строй», тесно связанное с понятиями «конституционализм», «конституционное сознание» и «конституционная культура», аккумулирует все многообразие механизма создания, действия и реализации Основного Закона[14].

Нам представляется верным утверждение, что конституционный строй - это прежде всего конституционное закрепление основополагающих, реально существующих общественных отношений, в том числе правовых. Сводить сущность конституционного строя лишь к форме государства подчиненного праву, или к порядку, при котором соблюдается права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с Конституцией значит, лишать правового закрепления и регулирования тех устоев, которые реально существуют в виде экономических, социальных, политических и иных отношений (проф. А.В. Зиновьев).

К моменту принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. в России в основном сложились те общественные отношения, которые составляют суть конституционного строя, а Основной Закон лишь закрепил их существование в определенных конституционных принципах и институтах. Таким образом можно утверждать, что конституционный строй - это система основополагающих общественных отношений - экономических, социальных, политических, духовно-нравственных и соответствующих им государственно-правовых институтов и принципов, закрепленных в Основном Законе государства.

Из этого определения следует, что конституционный строй - единый государственно-правовой организм, который базируется на определенной форме общественных отношений.

Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 16 определяет, что положения главы I Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации (заметим, что указанная глава так и называется «Основы конституционного строя»).

Основы конституционного строя, как важнейший объект правового регулирования, закрепляют:

а) базовые ценности на которые ориентируется общество в развитии конституционного строя, к которым относится верховенствующий над государством и законом императив справедливости, трактуемый как социальная, правовая и историческая справедливость; нравственные ценности, ценности социального мира, демократии, патриотизма, интернационализма и др. (см. Преамбулу Конституции РФ 1993 г.);

б) основные принципы, как руководящие начала конкретных институтов конституционного строя;

в) конституционно-правовые институты и нормы, закрепляющие и регулирующие всю совокупность общественных отношений.

Изложенное представляется логической связью - базовые ценности лежат в основе конституционных принципов, а принципы воплощаются в конституционных институтах и нормах. Основы конституционного строя служат базой, на которой формируются все правоотношения в государстве.

Нормы основ конституционного строя воздействуют на общественные отношения путем закрепления начал устройства общества и государства;

- они, как правило, не порождают конкретные правоотношения;

- они определяют содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, адресованы всем субъектам правоотношений;

- по своему виду являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями (определениями), нормами-целями, предполагают для их реализации включение всей правовой системы государства, всех отраслей права;

- по своим функциям они являются определяющими для всех других институтов права и играют направляющую роль для всего государственно-правового регулирования.

Основы конституционного строя имеют свою специфику, которая выражена в том, что нормы и институты основ конституционного строя являются основополагающими, фундаментальными, имеющими обобщающее значение, они имеют политико-правовой и постоянно действующий характер.

Нормы основ конституционного строя отличаются строгой определенностью и категоричностью, сжатостью и концентрированностью положений, особый порядок их пересмотра придает им устойчивость, защищает от попыток их изменения по конъюнктурным политическим соображениям.

Благодаря этой характеристике положения основ конституционного строя являются принципами, которым должно следовать конституционное законодательство, вся система права. Иначе говоря, принципы основ конституционного строя являются общими принципами всей правовой системы России, поскольку Конституция составляет ее ядро.

Если конституционный строй Российской Федерации - это вся совокупность общественных отношений, регулируемых всеми отраслями российского права, то основы конституционного строя есть главные устои государства, его базовые принципы, отражающие основополагающие общественные отношения - экономические, социальные и политические, обеспечивающие России характер демократического государства.

Таким образомосновы конституционного строя — это принципы, которые опреде­ляют формы государства, т. е. формы правления, государственного ус­тройства и особенно политического режима в той или иной стране.

Все последующие нормы Конституции РФ непосредственно вытекают из норм-принципов главы 1 Конституции, не должны про­тиворечить им и могут быть истолкованы только в соответствии с ними.

Всего в главе 1 Конституции РФ содержится 16 статей, впятнадцати из них непосредственно отражены основы конституционного строя. В ст. 16 Конституции РФ установлено, что положения главы 1 Кон­ституции РФ составляют основы конституционного строя и не могут быть изменены иначе как впорядке, установленном Конституцией, а также что никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Все основы (принципы) конституционного строя условно можно разделить на четыре группы:

1. Основы (принципы) конституционного строя, определяющие правовой статус человека и гражданина (ст. 2,6 Конституции РФ),

2. Основы (принципы) конституционного строя, определяющие функционирование гражданского общества (ст. 7, 8, 9, 12, 13, 14Конституции РФ).

3. Основы (принципы) конституционного строя, определяющие организацию государственной власти (ст. 1, 3, 4, 5, 10, 11 Конституции РФ).

4.Принцип верховенства права и основанного на нем закона (ст. 15 Конституции РФ).

Наши рекомендации