Идея правового государства и становление новой государственности в России.
Современное российское гос-во - Российская Федерация - образовалось в результате демократических преобразований в СССР, в 1985-1991 г.г., принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации (1991 г.), напряженного политич. противостояния, приведшего к вооруженному конфликту в октябре 1993 г., принятия в 1993 г. Конституции Российской Федерации на референдуме и последующего конституционного процесса.
Российская Федерация , в соответствии с Конституцией РФ, есть демократическое федеративное правовое гос-во (ст.1 КРФ). В соответствии с этим, демократический режим росс. гос-ва является главным принципом его конституционного строя и последовательно проводится через нормы КРФ о порядке формирования, устройства гос-х органов и порядка их деятельности, права и свободы граждан, принципы правового гос-ва. Так, носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ провозглашается ее многонациональный народ , который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос. власти и органы местного самоуправления (ст.3 КРФ). В РФ признается идеологическое, политическое, многообразие, многопартийность (ст.13 КРФ). Гос-во гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина (глава 2 КРФ), в том числе, право на свободу и личную неприкосновенность, право участвовать в управлении делами гос-ва, право на свободное получение, передачу и распространение информации, свободу мысли и слова, право на объединение, право на собрания, митинги, шествия и пикетирование, а также гарантируется свобода средств массовой информации. Согласно КРФ, права и свободы человека и гражданина являются в РФ непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Демократические принципы положены и в устройство государственных органов: выборность представительных и законодательных органов РФ и субъектов РФ, а также главы гос-ва - Президента РФ, принцип верховенства закона, принцип разделения властей и другие принципы правового гос-ва. Особая роль в реализации демократического потенциала российского гос-ва принадлежит главе гос-ва - Президенту РФ, который наделен статусом гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ст.80 КРФ), и имеет существенные возможности влияния на политику гос-ва в целом, а также Конституционному Суду РФ - судебному органу конституционного контроля, защищающему основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина и обеспечивающему верховенство КРФ на всей территории РФ. (Федеральный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации).
Одной из важных задач развития Д. в РФ является создание правовых гарантий множественности, альтернативности, открытости СМИ, а также препятствующих монопольному влиянию на них, что будет способствовать большему контролю представительных учреждений и граждан за деятельностью гос-х органов и должностных лиц, повышению эффективности всех демократических институтов, совершенствованию правовой системы и устройства гос-ва.
В России понятие «правовое государство» связано с Радищевым и М.М. Сперанским (Ал.I и Ник.I), кодекс Наполеона. В советское время понятие п.г. использовалось только для критики зарубежного государства. Возвращение П.Г. связано с XIX партконференцией, в 1989 году. В речи Горбачева прозвучали идеи о правах, правовом государстве, разделении властей и верховенстве закона. В 1991 году СССР – разрушена, идеи социалистического П.Г. ушли, но идея П.Г. осталась.
Принципиально важным является конституирование государства Российской Федерации в качестве правового. Далеко не все конституции развитых буржуазных государств содержат подобные положения, хотя идея связанности государства правом, законом в настоящее время получает всеобщее признание.
Названные принципы последовательно закреплены в Конституции. Однако они являются скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования России, нежели свершившимся фактом.
Россия продолжала жить в разреженном правовом пространстве. Число законов, в которых нуждается страна, многократно превышает количество принятых. Законодательный процесс нередко подменяется политической борьбой. Не сложились новые правовые обычаи, низка правовая культура. Важно сознавать, что уважение к праву в обществе укоренится только тогда, когда право будет уважаться властью. Судебная система еще не стала равноправной ветвью власти, по - настоящему независимой и авторитетной... почти не реализуется принцип прямого действия Конституции.
Чтобы оперативно и целенаправленно осуществить действенные меры по преодолению отмеченных недостатков политико-правовой сферы и заложить реальные основы правового государства, Указом Президента РФ от 6 июля 1995 г. N 673 "О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации" было признано необходимым силами научных и практических работников разработать концепцию правовой реформы в Российской Федерации, ибо процесс построения правового государства не менее сложен и труден, чем проведение экономических реформ, и успешно завершить его можно лишь на строго научной основе, с учетом конкретно - исторических условий и социально - правовых закономерностей. Словом, правовое государство может стать реальностью в той мере, в какой общество, государство и каждый гражданин будут способны покончить с остатками правового нигилизма, грубейшего нарушения прав и свобод человека, а также создать эффективно действующее законодательство и систему органов исполнительной власти, способную обеспечить реальное действие законов.