Основания обвинения Президента
Процедура отрешения Президента РФ от должности регламентируется статьей 93 Конституции, Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде РФ (в той мере, в которой Конституционный Суд и Совет Федерации участвуют в этой процедуре), а также регламентами палат Федерального Собрания. Причем регламенты палат устанавливают лишь процедуры принятия решений палатами и не могут изменять конституционную процедуру отрешения Президента от должности.
Согласно Конституции Совет Федерации может отрешить Президента от должности только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ч.1 ст.93).
Весьма проблематичным является термин "иное тяжкое преступление", который находил свое отражение исключительно в Уголовном Кодексе России, действовавшем на момент принятия Конституции РФ 1993 г. В нем была специальная ст.7', в которой были перечислены все тяжкие преступления. В Уголовном Кодексе РФ 1996 г. дана новая классификация преступлений. Согласно ст.15 УК РФ преступления подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления – в зависимости от тяжести максимального наказания, предусмотренного Уголовным Кодексом. Формально получается, что Президент может обвиняться в совершении только тяжких преступлений (срок лишения свободы от пяти до десяти лет), но не особо тяжких (срок лишения свободы – свыше 10 лет). Однако государственная измена, о которой идет речь в ст.93 Конституции, в действующем Уголовном Кодексе относится к особо тяжким преступлениям.
Ясно, что формулировка ч.1 ст.93, после вступления в силу УК РФ 1996 г., прежде всего подразумевает государственную измену как особо тяжкое преступление и, видимо, некоторые иные особо тяжкие преступления.
Но совершенно неясно, подразумевает ли эта формулировка:
1) все особо тяжкие преступления (если Конституция подразумевает категорию самых тяжких преступлений)?
2) только те особо тяжкие преступления, которые признавались тяжкими на момент принятия Конституции РФ 1993 г.?
3) все тяжкие и особо тяжкие преступления (если считать, что новая классификация преступлений не устраняет качество тяжести тех преступлений, которые называются тяжкими по УК РФ 1996 г.)?
4) все преступления, которые считались тяжкими по УК России, действовавшему на момент принятия Конституции РФ 1993 г. (такое толкование означает, что Президента можно будет обвинять по ч.1 ст.93 Конституции в совершении и тех деяний, уголовная ответственность за которые смягчается, а это противоречит принципу[248], лежащему в основе ч.2 ст.54 Конституции)?
5) все тяжкие и особо тяжкие преступления, а также все преступления, которые считались тяжкими по УК России, действовавшему на момент принятия Конституции РФ 1993 г., но переведены в иной разряд по новому УК (см. ниже)?
Видимо, два последних из представленных вариантов не могут быть применены на практике, по причине указанного противоречия Конституции. Сомнительна возможность использования второго варианта, поскольку Уголовный Кодекс, действовавший на момент принятия Конституции 1993 г., отменен федеральным законом "О введении в действие Уголовного Кодекса Российской Федерации" от 13 июня 1996 г. Из двух оставшихся вариантов трудно выбрать какой-то один, однако в пользу первого говорит тот факт, что государственная измена отнесена к разряду особо тяжких преступлений.
Из анализа тяжких преступлений по Уголовному Кодексу, действовавшему на момент принятия Конституции 1993 г., видно, что некоторые из них относятся по новой классификации уже к преступлениям средней тяжести[249]. С другой стороны, имеется ряд преступлений, ранее не относившихся к тяжким преступлениям, но являющихся таковыми по новому Уголовному Кодексу. И практически все особо тяжкие преступления (по новому законодательству) относились к тяжкими по Уголовному Кодексу 1961 г. Также, нельзя забывать, что часть тяжких преступлений исчезли из Уголовного Кодекса 1996 г.