Право на защиту прав и свобод судом административной юрисдикции
По существу Закон 1993 г. об обжаловании в суд имеет в виду обжалование в суд, осуществляющий полномочия административной юрисдикции. Административных судов в России нет, и в соответствии с Законом об обжаловании в суд рассмотрение жалоб происходит в суде общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства [171]. В связи с этим Гражданский процессуальный кодекс РСФСР Законом РФ от 28 апреля 1993 г. “О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР” был дополнен главой 241, закрепляющей данную процедуру рассмотрения такого рода жалоб. Суд (судья) вправе признать обжалуемое решение (действие) незаконным, обязать удовлетворить требование гражданина и отменить примененные к нему меры ответственности. На время рассмотрения дела суд вправе приостановить исполнение обжалуемого решения. Решение суда обязательно для всех органов государства и должностных лиц.
Однако фактическое осуществление полномочий административной юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства является лишь переходным этапом к надлежащей судебной защите прав и свобод от незаконных правонарушающих решений (действий). Необходимо создание самостоятельной административной юстиции, поскольку это поможет, с одной стороны, разгрузить Конституционный Суд РФ от ненужной в некоторых случаях работы с жалобами на подзаконные акты, нарушающие конституционные права и свободы (в странах, имеющих административные суды, проверка конституционности подзаконных актов передается в компетенцию административной юстиции), а, с другой стороны, освободит суды общей юрисдикции от данной функции, непривычной для российского правосудия, и сосредоточит ее в специально предназначенных для нее судах. Необходимость создания специализированного судебного органа для рассмотрения административных споров подчеркивается и в докладе экспертов Совета Европы о состоянии судебной системы в России[172].
Как показывает судебная статистика, доверие граждан к новому порядку обжалования действий, нарушающих их права и свободы, неуклонно растет. Так например, если после принятия Закона в 1993 г. в суды РФ было подано в общей сложности 20316 жалоб, то уже в 1994 г. эта цифра возросла до 27767, а в 1995 г. составила 34685 жалоб. Однако при этом, явно видна тенденция к обжалованию преимущественно действий должностных лиц, а не органов государственной власти. Так, в 1994 г. на действия должностных лиц было подано 20873 жалобы, а на решения органов государственной власти – 6894, в 1995 г. – 27699 и 6986 соответственно.
Обращение в суд административной юрисдикции (в настоящее время в России – в суд общей юрисдикции, рассматривающий жалобы в соответствии с нормами главы 241 ГПК РСФСР) по общему правилу должно допускаться в следующих случаях: либо, по мнению лица, обращающегося с жалобой, незаконное решение (действие) затрагивает его права и свободы, либо прокурор, усматривающий особое общественное значение в нарушении прав и свобод определенными незаконными решениями (действиями), обращается с иском от имени третьих лиц. Жалобы “от имени народа” или абстрактный судебный контроль за законностью нормативных актов, обычно считаются недопустимыми, так как абстрактный контроль приводит к дублированию судом функций исполнительной власти, органов управления[173].
Согласно Закону 1993 г. об обжаловании в суд могут быть обжалованы только те действия и решения, в результате которых, по мнению жалобщика: 1) нарушены права и свободы гражданина; 2) созданы препятствия для осуществления прав и свобод; 3) на гражданина незаконно возложена какая-нибудь обязанность; 4) гражданин незаконно привлечен к какой-либо ответственности. На первый взгляд, такая конкретизация оснований обжалования в суд не противоречит конституционному условию обжалования в суд любых решений (действий), которые, по мнению лиц, подающих жалобу, затрагивают (нарушают) их права и свободы.
Однако применительно к обжалованию нормативных актов следует иметь в виду, что из содержания ч.1 и ч.2 ст.46 Конституции не вытекает допустимость жалобы только в тех случаях, когда нарушение прав (создание препятствий для осуществления прав) индивида происходит в результате применения нормативного акта, оспариваемого на предмет законности. Нормативный акт может нарушать права или создавать препятствия для осуществления прав индивида независимо от того, применен он (подлежит применению) или только может быть применен к индивиду. Индивид, подающий жалобу, должен доказать факт нарушения его прав и свобод, и если он докажет, что сама возможность применения к нему нормативного акта создает препятствия для осуществления его прав, то это уже дает основание для проверки законности оспариваемого нормативного акта. Например, очевидно, что установленный незаконным нормативным актом запрет создает препятствия для осуществления прав индивидов, к которым акт может быть применен. Напротив, установление незаконной санкции за противоправные действия само по себе нельзя рассматривать как создание препятствий для осуществления прав индивида; в этом случае возможно лишь нарушение прав в результате применения санкции. Естественно, недопустимо обжалование нормативного акта лицом, к которому этот акт не может быть применен.
Таким образом, с одной стороны, возможны случаи, в которых обжалование нормативного акта недопустимо, поскольку до тех пор, пока он не применен к лицу, подающему жалобу, он не может нарушить права этого лица. С другой стороны, возможны нормативные акты, которые уже своим существованием нарушают права и свободы (создают препятствия для их осуществления, создают возможность для незаконного возложения обязанности и т.п.). В таких случаях суд должен защищать права и свободы от реальной угрозы их нарушения или от препятствий для их осуществления. Следовательно, применительно к обжалованию в суд, осуществляющий полномочия административной юрисдикции, любые решения и действия (бездействие) в смысле ч.2 ст.46 Конституции следует понимать как любые, которые по мнению лица, подающего жалобу, нарушают или создают реальную угрозу нарушения его прав и свобод.
Закон об обжаловании в суд создает единый механизм судебной защиты для всех граждан Российской Федерации. Лишь для одной категории граждан – военнослужащих – установлены некоторые особенности, обусловленные спецификой их деятельности. Военнослужащие могут обжаловать ущемляющие их права действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц в военный суд (ст.4). Сознавая особую важность, которую имеет в этих условиях создание гарантий права на судебную защиту для военнослужащих, Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял постановление от 21.12.93 № 11 “О судебной защите прав военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц”, в котором дал военным судам ряд разъяснений о порядке рассмотрения жалоб военнослужащих. О том может ли вообще военная юстиция обеспечить должную защиту прав и свобод граждан дискуссия в научных кругах, а также среди практиков, не прекращается. Вновь она разгорелась в связи с вынесением на первое чтение в Государственной Думе проекта федерального закона “О военных судах”. Однако, согласно практике Европейского суда по правам человека предубежденность судьи не может заведомо предполагаться, а определяется наличием ряда критериев для каждого конкретного случая. Таким образом, одна лишь принадлежность судьи к Вооруженным Силам еще не говорит о его зависимости и предубежденности.