Право на свободу военнослужащих
По мнению известного процессуалиста И.Л.Петрухина, дисциплинарный арест военнослужащих, т.е. дисциплинарное взыскание в виде содержания на гауптвахте до 10 суток, по букве ч.2 ст.22 Конституции возможен только по судебному решению, но это исказило бы смысл и назначение этого вида наказания, назначаемого лишь за служебные проступки[105].
Однако Европейский суд по правам человека придерживается противоположного мнения. Так, в решении по делу Engel and Others v. Netherlands[106]строгий арест военнослужащих рядового состава, который они отбывали днем и ночью в запертой камере и отстранялись от выполнения обычных обязанностей, был признан Европейским судом лишением свободы. Такое лишение свободы противоречит требованию п.1 (b) ст.5 Европейской Конвенции, поскольку не является средством обеспечения обязательства, предусмотренного законом, а представляет собой наказание за поведение в прошлом[107].
Арест с содержанием на гауптвахте аналогичен административному аресту гражданского лица судьей на срок до 15 суток. Следовательно, согласно позиции Европейского суда арест военнослужащего с содержанием на гауптвахте сроком более 48 часов, нарушающий правило п.3 ст.5 Конвенции и практически не позволяющий арестованному воспользоваться правилом habeas corpus, противоречит ч.2 ст.22 Конституции. Необходимость соблюдения воинской дисциплины предполагает некоторые ограничения свободы перемещения и свободы действий, но прохождение военной службы по призыву нельзя приравнивать к лишению свободы. Поэтому срок ареста с содержанием на гауптвахте должен быть сокращен до 48 часов.
Часть 1 ст.22 Конституции гарантирует право на свободу и личную неприкосновенность каждому человеку, в том числе и душевнобольным, помещаемым для принудительного лечения в психиатрические учреждения, а также временно изолируемым больным, страдающим некоторыми опасными инфекционными заболеваниями. Здесь невозможно применение правила habeas corpus, что, однако, не исключает судебный контроль за возможными злоупотреблениями в этой сфере (последующее судебное санкционирование принудительного лечения).
2.2.4. Свобода передвижения
2.2.4.1. Свобода передвижения и выбора места пребывания и жительства
Одним из важнейших прав человека является право человека на свободу передвижения и поселения (выбор места пребывания и места жительства). Это право гарантировано основными международными документами в области прав человека, участницей которых является и Российская Федерация. В частности, ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. предусматривает:
"1. Каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и выбор места жительства.
2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, в том числе и свою собственную.
3. Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами.
4. Никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну."
Аналогичным образом, и ст.2 Протокола №4 к Европейской Конвенции о правах человека, гарантирует право на свободу передвижения и выбoр места жительства на территории страны каждому, кто законно находится на ее территории.
Ст.27 Конституции также говорит о праве каждого, кто законно находится на территории РФ, свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства.
Для России декларация права на свободное передвижение и выбор места жительства имеет огромное значение. Исторически именно право на свободу передвижения и выбор места жительства были наиболее жестко регулируемы государством через институт прописки. Интересно отметить, что права на свободу передвижения и выбор места жительства не содержалось в Конституции СССР 1977 г., несмотря на то, что большинства декларируемых в ней прав все равно оставались не более чем пустыми заявлениями, и закрепление этого права в Конституции 1993 г. является особенно важным.
К сожалению, несмотря на официальную отмену института прописки в 1991 г. и многократное подтверждение права на свободу передвижения и выбор места жительства в России со стороны федеральных институтов, во многих регионах Российской Федерации суть ограничений сохранилась. С 1993 г. введен термин “регистрация”, однако во многих регионах порядок ее остается разрешительным и регулируется местной администрацией.
2.2.4.2. Право на свободу передвижения внутри Российской Федерации
Согласно Конституции, право на свободу передвижения состоит из двух основных элементов: первое, право для каждого, кто законно находится на территории РФ, свободно передвигаться по ее территории и выбирать место жительства; второе, право выезжать за пределы РФ и право граждан РФ беспрепятственно возвращаться в Россию.
Первая часть этого права – свобода передвиженя и выбора места жительства внутри – и сегодня остается наиболее проблематичной. В СССР с 30-х годов существовал разрешительный порядок прописки граждан[108], а до этого прообраз прописки применялся еще в царской России как средство контроля за притоком сельского населения в города.
11 октября 1991 г. Комитет Конституционного надзора СССР признал в своем Заключении № 26, что разрешительные нормы на право выбора места жительства утратили силу, как противорчещие международным обязательствам СССР, в частности, Ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах. Однако это заключение не было принято во внимание, и акты о прописке по-прежнему продолжали применяться в СССР, а затем и в РФ.
В 1992 г. в ст.42 Конституции Российской Федерации были внесены изменения, согласно которым граждане Российской Федерации имели право на свободу передвижения и выбор места жительства внутри страны. Было также установлено, что такое право могло быть ограничено только законом.
В 1993 г., до принятия новой Конституции, был принят Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Закон впервые в российской законодательной практике установил не разрешительный, а регистрационный порядок выбора места жительства в пределах Российской Федерации, точнее – уведомительный порядок обязательной регистрации граждан по месту пребывания и жительства. Ст.1 Закона говорит:
“В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.”
Закон ввел два типа регистрации – по месту пребывания и по месту жительства. При этом, место пребывания определяется как “гостиница, санторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина”; а место жительства – как “жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), по договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации”.
Свобода передвижения, выбор места жительства и места пребывания, в соответствии с Законом, могут быть ограничены по основаниям, предусмотренным ст.8: “в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.”
Список ограничений, приведенный в Законе, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Такие ограничения соответствуют общему принципу правового государства, согласно которому права и свободы могут быть ограничены, но только законом, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты других прав и свобод и в иных конституционно значимых целях (ч.3 ст.55 Конституции).
Закон также содержит важнейшее положение, согласно которому регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Положения Закона должны полностью распространяться на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации на законном основании. Это вытекает из формулировки ст.27 Конституции (и п.1 ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах), которая не только не делает различия между правовыми статусами гражданина РФ (гражданин РФ не может находиться на территории России незаконно) и иностранца или апатрида, находящегося в России на законном основании, но и описывает особую категорию субъектов, которым гарантируется свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства – “каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации”. Следовательно, федеральный законодатель не вправе, со ссылкой на ч.3 ст.62 Конституции, устанавливать для иностранных граждан и лиц без гражданства, законно находящихся на территории Российской Федерации, какие либо ограничения свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства, не предусмотренные для граждан РФ. В частности, это относится к регистрационным сборам (см. 2.2.2.4.).