Прирожденный характер и неотчуждаемость прав человека
По существу первыми содержательными положениями Конституции являются положения ст.2 (положения ст.1 Конституции носят в основном вводно-декларативный характер), провозглашающей человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливающей обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Причем права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации (1) согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и (2) в соответствии с Конституцией РФ. Такая формулировка ч.1 ст.17 Конституции (с учетом положения ч.4 ст.15 Конституции об общепризнанных принципах и нормах международного права как составной части российской правовой системы) подчеркивает признание вторичного характера закрепления в Конституции прав и свобод человека и гражданина. Уже с этой точки зрения можно говорить, что права человека предшествуют самой Конституции и обладают приоритетом в отношении всех остальных положений Конституции, включая все остальные принципы, составляющие Основы конституционного строя.
В области прав человека сложилась и действует система международных соглашений механизмов контроля за их исполнением. Важнейшими для доктрины и практики прав человека в России являются Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., другие пакты о правах человека и особенно Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. В феврале 1996 г. Россия вступила в Совет Европы и при вступлении подписала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод[4], что обязывает воспринимать содержание Конституции РФ с позиции европейского права в области прав человека. Последнее следует считать гарантированным в России в силу положений ч.4 ст.15 и ч.1 ст.17 Конституции.
Согласно ст.2 и ч.1 ст.17 Конституции права и свободы человека и гражданина не устанавливаются законодателем, а должны признаваться (а также гарантироваться, соблюдаться и защищаться) государством как уже существующие. Кроме того, в ч.1 ст.17 и ч.1 ст.55 Конституции говорится об общепризнанных правах и свободах, что также подтверждает естественно-правовую интенцию Конституции.
Основные права и свободы человека и гражданина (основными считаются составляющие общий правовой статус человека и гражданина, принадлежащие каждому человеку или гражданину) объявляются неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ч.2 ст.17 Конституции), т.е. естественными[5]. Иначе говоря: “Мы, многонациональный народ Российской Федерации, ... утверждая права и свободы человека”(преамбула Конституции РФ), провозгласили эти права существующими объективно, а не по воле законодателя, не октроированными, а дозаконотворческими и внезаконотворческими, жестко ограничивающими государственную власть, описывающими сферу неотъемлемой свободы. Далее, они признаются основными субъек тивными правами не в каком-то философском, моральном или социологическом, а в собственном юридическом смысле – признаются критерием правового качества законодательства и государственного управления, действуют непосредственно и защищаются судом (ст.18 Конституции). В частности, уже отсюда вытекает, что к естественным и неотчуждаемым правам не относятся такие притязания на социальные блага, которые нельзя защитить в суде в стране, где свобода, безопасность и собственность реально обеспечены правосудием.
Неотчуждаемость основных прав и свобод означает, что они составляют минимальную неотъемлемую свободу, и отчуждение хотя бы части этой свободы в пользу власти приводит к несвободе, является опасным для свободы, делает власть деспотической. Конституционность Российского государства предполагает, что государственная власть не может обладать полномочиями, приобретенными за счет основных прав и свобод.
Естественные и неотчуждаемые права и свободы – это безусловные притязания на свободную самореализацию индивида в обществе и государстве. Они образуют общий правовой статус человека или гражданина, который складывается из трех частных статусов:
1) status negativus – притязания на сферу свободы, в которую не вправе вмешиваться ни государство, ни частные лица; сюда входят личные права и свободы, а также свобода собственности и предпринимательства и другие свободы, относимые по позитивистской классификации к так называемым “социальным, экономическим и культурным правам” (см. 2.4.1.);
2) status positivus – обращенные к государству притязания на защиту общего правового статуса – полицейскую и судебную; сюда входит в основном то, что по позитивистской классификации описывается понятием гарантий прав и свобод; так называемые “права” (привилегии) социально слабых на бесплатное получение от государства (общества) иных социальных благ не относятся к естественным и неотчуждаемым правам и свободам;
3) status activus – притязания на участие в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления, на участие в общественной жизни как индивидуально, так и совместно с другими; сюда входят политические права, а также права на самоуправление, на коллективные трудовые споры и забастовку.