Принадлежность человеку основных прав и свобод от рождения и их неотчуждаемость

Этот принцип конституционно-правового статуса человека и гражданина отражен в ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, где говорится: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Основными правами и свободами являются те, которые наиболее полно соответствуют природе человека и гражданина, выражают его положение в системе социально-общественных связей и закреплены в конституции (основном законе) государства. Следовательно, основны­ми считаются права и свободы, необходимые человеку и гражданину для жизнедеятельности. Если некоторые из них по каким-то причи­нам не попали в конституцию или же сформировались после ее при­нятия, то они закрепляются в текущем законе, но надо стремиться к их последующему конституционному оформлению. На этот случай Конституция РФ предусмотрела следующее: «Перечисление в Кон­ституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно трактоваться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина» (ч. 1 ст. 55).

Конституционная формулировка о принадлежности человеку ос­новных прав и свобод от рождения должна пониматься таким обра­зом, что все люди юридически равны и при рождении обретают тот объем прав и свобод, который существует в законодательстве соответ­ствующей страны.

В истории человечества извечен вопрос: есть ли у личности какой- то круг прав и свобод, не зависящих ни от системы, ни от строя, ни от вкусов законодателей? Французским мыслителям XVIII в. принадле­жит теория так называемых естественных прав, согласно которой лю­ди рождаются свободными и в силу этого обладают определенным на­бором прав, без которых они не могут существовать (право на жизнь, на достоинство личности, свобода и неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища и др.).

При данном подходе к числу основных прав и свобод относятся те, которые характеризуют в каждой личности естественно-природные начала (отсюда характеристика их как естественных).

В научных исследованиях и учебной литературе по вопросам ста­туса личности и прав человека появилась теория так называемых по­колений прав и свобод человека и гражданина — как отражения их исто­рической эволюции.

К первому поколению относят прежде всего отраженные в законах ряда государств естественные права личности, а также идеи равенства перед законом и права на участие в делах государства, иначе говоря, личные и публично-политические права.

Права второго поколения сложились по мере борьбы трудящихся за свое экономическое и социальное положение, а также за обеспечение своих культурно-духовных притязаний. В международно-правовых документах, а также в законодательстве различных государств они обозначены как экономические, социальные и культурные права. В научной литературе при их характеристике используется также по­нятие «позитивные права».

К третьему поколению стали относить права народов, которые реа­лизуются отдельной личностью в составе общности и которые трудно реализовать в отношении отдельного человека, — право на самоопре­деление народов, права национальных меньшинств, право на здоро­вую окружающую среду, на безопасную жизнь и т. д.

Появилось суждение о правах четвертого поколения, которые свя­зываются с правом личности пользоваться достижениями научно- технического прогресса, с внегосударственным использованием информационного пространства (прежде всего речь идет об исполь­зовании возможностей Интернета для общения, изложения своих взглядов, получения информации, изложения инициатив, объедине­ния сторонников и т. п.); постепенно зарождаются права граждан, об­ращенные к органам публичной власти, и их соответствующие обя­занности (право на доступ к информации о деятельности государст­венных и муниципальных органов, соответственно обязанности последних не только размещать такую информацию в своих помеще­ниях, но и заводить интернет-порталы; право граждан получать госу­дарственные и муниципальные услуги не только при личном обраще­нии, но и через Интернет, обязанности органов обеспечивать осуще­ствление такого права).

Теория поколений прав и свобод человека может быть принята с известной мерой условности, поскольку по мере развития цивилиза­ции каждая группа прав, свобод и обязанностей личности не остается неизменной и пополняется новыми категориями.

В итоге сегодня к числу неотъемлемых прав и свобод относят не только естественные права и свободы, но и многие позже появившие­ся права и свободы, в том числе характерные для личности как не только индивида, но и гражданина, оказывающего то или иное воз­действие на развитие общества и государства.

В наши дни правильнее говорить о том, что круг необходимых каждому индивиду главнейших прав и свобод зависит не только от его естественно-природных качеств, но и от того, что каждый живет в об­ществе, государстве и должен иметь права и свободы, позволяющие ему быть свободным и реализовать свои потребности в обществе и го­сударстве, а при желании и участвовать в их жизни. Целостный набор всех таких основных прав и свобод формируется мировым сообщест­вом и отражается в международных документах. Следовательно, чис­то абстрактную постановку вопроса — что относить к числу естест­венных, или неотъемлемых, прав и свобод человека и гражданина — следует заменить более конкретной: какие из них мировое сообщест­во на основе коллективного опыта признало самыми главными.

Но сколько бы мы ни рассуждали о естественных и неотъемлемых основных правах и свободах, в каждой стране человек обладает таким их объемом, который закреплен правом. Таким образом, в условиях Российской Федерации рассматриваемый принцип означает принад­лежность человеку от рождения и неотчуждаемость таких основных прав и свобод, которые зафиксированы в Конституции РФ и текущем законодательстве.

3. Соответствие статуса личности в Российском государстве требованиям и стандартам, сложившимся в международном сообществе

Сопоставление международных документов и национального кон­ституционного законодательства позволяет увидеть, насколько полно последнее отражает основные права и свободы человека и граждани­на, признанные мировым сообществом. На этой базе можно сформу­лировать следующий принцип статуса человека и гражданина в Рос­сийской Федерации: соответствие статуса личности в государстве требованиям и стандартам, сложившимся в международном сообщест­ве — по кругу прав и свобод, их соотношению в статусе личности, трак­товке и юридическому формулированию, закреплению в Конституции, иных нормативных актах.

Этот принцип отражен в ч. 1 ст. 17 Конституции РФ: «В Россий­ской Федерации признаются и гарантируются права и свободы че­ловека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нор­мам международного права и в соответствии с настоящей Конститу­цией».

Включение общепризнанных принципов и норм международного права в правовую систему России (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ) озна­чает, что если при защите прав и свобод обнаруживается, что внут­реннее законодательство противоречит международным договорам, подписанным Российской Федерацией, то к соответствующим обще­ственным отношениям применяются нормы международных догово­ров РФ. Разумеется, желательно отразить необходимые нормы и пра­вила во внутреннем законодательстве, чтобы не создавать проблем правоприменения у граждан, суда, должностных лиц.

Наши рекомендации