Проблемы формирования механизма защиты личных прав граждан в республике беларусь

Проблема обеспечения и защиты личных прав и свобод человека – одна из наиболее актуальных и активно обсуждаемых проблем современности. Особое внимание эта проблема привлекает к себе на постсоветском пространстве, где страны, находящиеся на этапе системной трансформации, в силу целого ряда объективных и субъективных факторов, еще не могут обеспечить своим гражданам такой же уровень жизни, как в высокоразвитых государствах.

После распада Советского Союза новым суверенным государствам пришлись в спешном порядке совершенствовать свои национальные механизмы обеспечения и защиты прав и свобод граждан. В нашей стране, как и в других постсоветских государствах, постоянно ведется работа в данном направлении.

В процессе совершенствования законодательства приходится решать целый ряд проблем, обусловленных как современными реалиями, так и оставшихся в «наследство» от советского прошлого. В качестве примера необходимо остановиться на рассмотрение тех проблем, которые касаются обеспечения гражданских (личных) прав белорусских граждан, которые активно обсуждаются в настоящее время [19, c. 32].

Достаточно долгое время житель Республики Беларусь не могли в полной мере реализовать право на свободу передвижения. Свободе передвижения и свободе выбора ими места жительства серьезно препятствовал институт прописки существовавший в СССР с 1974 года, обязывавший граждан получать разрешение органов внутренних дел и других государственных органов на проживание во всех населенных пункта на территории страны. Система прописки создавала трудности в выборе работы.

В 1999 году решением Конституционного Суда Республики Беларусь было отменено требование прописки как необходимого условия для приема на работу. Сама же система прописки была упразднена лишь в 2008 году, а вместо нее введена система регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, позволившая белорусским гражданам в более полном объеме реализовать свои конституционное право на свободу передвижения и выбор места жительства.

Также ограничивало право на свободу передвижения граждан Республики Беларусь ранее имевшее место быть требование проставления специальной отметки в паспортах белорусских граждан, временно выезжающих за границу, действующей сроком до пяти лет. Конституционный Суд Республики Беларусь в сентябре 2002 года проверил на соответствие Конституции нормативно правовые акты, регулирующие выезд граждан Республики Беларусь за границу, и пришел к заключению, что нормы белорусского законодательства, предусматривающие проставление разрешительной отметки в паспорте граждан Республики Беларусь, «не в полной мере согласуются с Конституцией Республики Беларусь, поскольку обязанность проставления отметки в паспорте гражданина Республики Беларусь, желающих временно выехать за границу, абсолютное большинство, которое не имеет ограничений на выезд, умаляет их права и несоразмерна защищаемым Конституцией ценностям» [2].

В декабре 2007 года Глава государства подписал Указ №643 «Об упрощении порядка выезда из Республики Беларусь», который отменил разрешительную отметку в паспортах белорусских граждан, временно выезжающих за границу. В соответствии с данным Указом в стране был создан банк данных о гражданах Республики Беларусь, право которых на выезд из страны временно ограничен. А в соответствии с 9 статьей Закона «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь», принятого в июне 2009 году, гражданам, чье право на выезд из страны временно ограничено, в связи с необходимостью их срочного лечения или участия в уголовном процессе за пределами Республики Беларусь, либо в связи с тяжелой болезнью или смертью близкого родственника, проживающего за пределами страны, может быть разрешен выезд из Республики Беларусь на определенный срок [3].

Таким образом были созданы условия не только для более полной реализации конституционного права белорусских граждан на выезд из страны, но также и для более полного обеспечения конституционного права на охрану здоровья.

Следующей серьезной проблемой, над исправлением которой активно работает белорусское государство, является широкое использование наказания в виде лишения свободы в системе мер уголовно-правового характера. Свобода человека является ценнейшим человеческим благом и лишение человека права на свободу должно проводиться только за наиболее опасные преступления. Однако в Уголовном кодексе БССР 1960 года, действовавшем до конца 2000 года, предпочтение отдавалось использованию наказания в виде лишения свободы. На последний год его действия санкции, предусматривавшие лишение свободы, составили почти 90% от общего количества санкций.

Во вступившем в действие в 2001 году Уголовном кодексе Республики Беларусь, количество санкций, в которых отсутствует лишение свободы возросло вдвое, но количество санкций, предусматривающий такой вид наказания, по-прежнему осталось значительным и поэтому суды были вынуждены широко применять санкции, связанные с лишением свободы [23, c. 28]

С целью гуманизации уголовного законодательства, в том числе и минимизации объема применения наказания в виде лишения свободы, расширении возможностей судов по применению мер уголовно-правового воздействия, не связанных с изоляцией от общества за неопасные преступления, в 2003 году в Уголовный кодекс Республики Беларусь был внесен ряд существенных изменений и дополнений. Благодаря корректировке законодательства в сторону смягчения ответственности произошло заметное сокращение применения наказания в виде лишения свободы.

В последнее время в Республике Беларусь активизировалось обсуждение вопроса о смертной казни. Жизнь человека является самым важным естественным, неотчуждаемым правом человека. В современном международном обществе преобладающей тенденцией является отказ от применения смертной казни. Республика Беларусь, ратифицировавшая ряд международных соглашений, закрепляющих исключительный и временный характер смертной казни, последовательно реализует стратегию направленную на постепенный отказ от применения смертной казни.

Как было указано в самом начале данного исследования, в условиях экономического кризиса, нестабильной политической обстановки, потери моральных ценностей, что наблюдается в современных условиях жизни нашего общества, невозможна эффективная защита в полной мере особенно экономических, социальных и культурных прав граждан.

Выход из создавшегося положения видится в укреплении государственной власти, где бы при сильной власти в центре и на местах основным принципом провозглашались бы права человека и их защита. Для этого необходима политическая консолидация общества с последующим решением экономических, социальных, политических и иных задач, стоящих в целом перед обществом и государством.

Одно из условий защиты прав человека является социально-психологический перелом в отношении прав человека не только со стороны государственных чиновников, но и со стороны всего населения республики, независимо от национальных, расовых, религиозных, социальных различий. Изжить пренебрежительное отношение к правам человека в обществе, это большое продвижение по пути к подлинной демократии.

В нашей республике научными исследованиями в области защиты прав человека занимаются в основном А.А.Головко, В.А.Кучинский. Скудность теоретических разработок проблем защиты прав человека в Республике Беларусь не дает возможности в полном объеме на сегодняшний день представить цельную национальную концепцию этой важной проблемы [13].

Проблемным является вопрос о взаимоотношениях международного и национального права, о возможности граждан, не находящих защиты своих прав в рамках национального государства, обращаться в органы международных организаций. В новых конституциях государств СНГ закреплена формулировка о прерогативе норм международного права перед нормами национального права.

Если в них есть расхождения по вопросам прав человека, их защите, то действуют нормы международного права. Можно согласиться с этим положением, если национальное государство подписало и ратифицировало данный международный правовой акт. Принцип действия этого положения необходимо закрепить в главе Конституции о защите прав граждан, а также привести в соответствие с международными актами все национальное законодательство. Аналогичное положение о действии международных правовых актов сложилось в Австрии. Присоединившись к Европейской Конвенции защиты прав человека и фундаментальных свобод, Австрия ратифицировала ее на уровне Конституционного закона, тем самым обязалась обеспечивать защиту прав человека, закрепленных в Конвенции [7, c. 52]. Необходимо также в конституционном порядке урегулировать вопрос обращения граждан, не нашедших возможности защитить свои права и права своих близких в рамках правовой системы республики, в международные организации.

Недостатком в существующей системе органов является то, что нет единого, центрального органа государства, основной функцией которого была бы защита прав человека. Таким органом в перспективе видится Конституционный Суд, который мог бы выполнять надзорную инстанцию в области защиты прав человека. Однако, до сих пор эту роль не в состоянии выполнить Конституционный Суд Республики Беларусь, ввиду малочисленного состава судей и большой нагрузки. Необходимо найти возможность сократить сроки рассмотрения данной категории дел [25, c. 16-17].

В условиях падения престижа государственных органов в глазах населения настала необходимость введения в правовую систему Республики Беларусь института Омбудсмена. Данный институт был впервые основан в Швеции в 1809 году. В государственно-правовом смысле Омбудсмен представляет собой избранный парламентом орган или должностное лицо, осуществляющие контроль практически за всеми органами государственного управления, а в некоторых государствах и за судебными органами в области защиты прав человека. Омбудсмен не имеет права изменять решений подзаконных органов. Он может косвенно влиять на изменение решения путем направления своего мнения в орган, нарушивший права человека, о необходимости изменения его решения. Институт Омбудсмена под различным названием действует более чем в ста странах мира [4, с. 126].

Таким образом, основным гарантом защиты прав человека в целом является состояние общества и государственного строительства, экономики, культуры нации и уровень образованности каждого гражданина. Поэтому необходимо: проводить целенаправленную политику государства по ориентации государственных органов на более эффективную защиту прав личности, разработку государственной программы по защите прав человека в Республике Беларусь; последовательное проведение судебной реформы; приведение текущего законодательства по защите прав человека в соответствие с Конституцией Республики Беларусь и международными договорами, которые Республика Беларусь подписала, ратифицировала, тем самым обязалась их выполнять; внедрение в систему образования курсов по правам человека и их защите.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного выше исследования можно сделать вывод, что в настоящее время концепция защиты личных прав и свобод имеет отношение практически ко всем сферам не только государственной деятельности, но и общественной и личной жизни в современном обществе. Многообразие различных учреждений, занимающихся вопросами реализации и защиты рассматриваемой категории прав отражает современную действительность.

Конституция Республики Беларусь гарантирует не только наличие, но и реальную реализацию личных прав в условиях национальной правовой системы. Правовой основой их существования и реализации является их официальное признание, что выражается в закреплении прав человека в нормативных правовых актах.

Основной Закон закрепляет приоритет прав человека в качестве основного критерия определения демократического социального правового государства. Естественно, что сделано это применительно к реальной практике построения такого государства в собственных национальных условиях. Высшей целью нового государства объявлялось свободное развитие каждого гражданина на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами.

Также из проведенного исследования следует, что в современном законодательстве и государственно механизме по защите личных прав существует большое количество пробелов, что в большей степени связано со сравнительно недавним формированием государственности Республики Беларусь после выхода из Советского Союза. Однако, Республика Беларусь на протяжении многих лет приобрела позитивный мировой опыт в данной сфере и уверено движется в направлении совершенствования законодательства по защите прав личности.

Необходимо учитывать, что характер прав и свобод человека определяется не только природой отдельного, конкретного государства, в котором они реализуются, но и развитием человеческой цивилизации, уровнем культуры международного сообщества в целом и правовой культуры в частности. Чем целостнее мир, тем значительнее влияние, оказываемое на права и свободы человека международными факторами.

Одним из условий защиты личных прав и свобод является социально-психологический перелом в отношении прав человека не только со стороны государственных чиновников, но и со стороны всего населения республики, независимо от национальных, расовых, религиозных, социальных различий. Преодоление пренебрежительного отношения к правам человека в обществе явится большим сдвигом в продвижении к подлинной демократии и устойчивой жизни к повышению культуры общества.

В том числе можно констатировать, что основным гарантом защиты прав человека в целом являются: состояние общей и правовой культуры общества; уровень образованности каждого гражданина; материальное и социальное благополучие жизни людей; стабильное экономическое, социально-культурное и политическое развитие общества с широким проявлением демократических тенденций, возвышающих человека до уровня личности.


Наши рекомендации