Права человека и деятельность ОВД.
В настоящее время все чаще говорят о человеке как о культурной ценности (об уважении достоинства человека как одного из основных слагаемых культуры). И хотя в современных условиях этот поворот к человеку еще весьма декларативен, тем не менее в русле данной тенденции появившийся лозунг: «Права человека выше права нации» нашел закрепление во многих зарубежных основных законах (в том числе и в гл. 2 Конституции РФ).
Законодательство по правам человека регулирует взаимоотношения между государством (правительством и его органами) и отдельными гражданами. Его основные принципы отражены в соответствующих международных, региональных и национальных правовых актах.
«Дискуссия о правах человека и гражданина, их соотношении с правами общества, государства, коллективов, - подчеркивает В.Е. Чиркин, - отражает новую постановку вопроса: не о раздельных правах человека и гражданина, а о целостном подходе к человеческой личности»[88].
Аналогичная дискуссия продолжается на международном уровне под эгидой форума «Права человека и деятельность полиции». На основе обсуждаемой проблематики была образована Европейская Платформа по работе полиции и правам человека (далее Европейская Платформа).
Европейская Платформа является добровольным объединением представителей полицейских ведомств и неправительственных организаций. Основная цель деятельности этого объединения – обеспечение взаимодействия полицейских служб и негосударственных организаций стран-членов Совета Европы, заинтересованных в неукоснительном соблюдении прав человека, в том числе граждан в полицейской форме.
В связи с этим хотелось бы обратить внимание на то, что закрепленная в конституциях многих иностранных государств (тем паче в российской) концепция «прав человека» и механизм реализации конституционного права (прежде всего, в правоохранительной деятельности государственных органов и их должностных лиц), в плане комментариев имеет три аспекта – юридический, этический и психологический.
Юридический аспект прав человека. Как представляется, его суть можно изложить в следующих тезисах:
1. С одной стороны права человека и гражданина, а с другой – обязанность работника правоохранительных органов (сотрудника органов внутренних дел, в частности) действовать согласно закону, должностным обязанностям (инструкциям).
2. Полицейский (милиционер или другой представитель правоохранительных органов) должен четко представлять (понимать) свое место и место гражданина в гражданском обществе. В этих целях, например, Советом Европы были разработаны и введены в действие два важных международно-правовых нормативных акта: «Европейский кодекс полицейской этики»[89] и «Полицейский тоже имеет права».
Цели последнего документа, по сути, выражаются в следующем: 1) информировать работников полиции об их правах; 2) информировать представителей властей об их обязанностях перед сотрудниками полиции; 3) содействовать деятельности различных профессиональных общественных организаций полиции или поощрять выдвижение полицейскими профессиональными объединениями при ведении переговоров по вопросам улучшения условий труда требований соблюдать стандарты в области прав человека.
Идея этих юридических документов заключается в том, что полицейский - прежде всего человек и гражданин. Когда речь заходит о сотрудниках полиции и правах человека, обычно подразумевается роль полиции как органа государственной власти, обязанного соблюдать права граждан, интересам которых служит полиция, например, в случаях применения силы, при аресте или задержании граждан.
Однако сотрудники органов внутренних дел (полиции) сами являются лицами, которые имеют те же права и свободы, что и любые граждане. В своей деятельности сотрудники полиции защищены теми же стандартами в области прав человека. Например, наиболее важными для сотрудников полиции стран Европы являются следующие права и свободы: право на жизнь; право на уважение частной и семейной жизни; право на свободу и личную неприкосновенность; право на справедливое судебное разбирательство; свобода выражения мнения; свобода собраний и объединений; запрещение дискриминации, т. е. «разница в обращении с человеком, не имеющая ни разумных, ни объективных оснований».
Некоторыми из наиболее значимых стандартов для сотрудников ОВД (полиции) являются такие экономические и социальные права, как право на разумную продолжительность рабочего дня, на отдых и оплачиваемый отпуск (не менее двух недель в году); право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания нормального уровня жизни; право на повышенную оплату за сверхурочную работу; право мужчин и женщин на равную оплату за труд равной ценности; право на получение в разумные сроки заблаговременного уведомления о прекращении работы (увольнении); право на социальное обеспечение; право работающих женщин на охрану материнства; право на достойное обращение на работе; право работников с семейными обязанностями на равные возможности и на равное обращение.
Например, право на соответствующую оплату труда и социальное обеспечение, а также на специальные меры по охране здоровья и обеспечению безопасности особо подчеркнуты в Европейском кодексе полицейской этики (Статья 32) в связи со специфическим характером службы в полиции. В статье признается, что сотрудники полиции ежедневно сталкиваются с непредвиденными обстоятельствами, что полицейская служба связана с риском и опасностью.
Эти экономические и социальные права сотрудников ОВД (полиции) являются важнейшими условиями привлечения и закрепления на службе в соответствующих органах квалифицированных кадров. Кроме того, сотрудники ОВД (полиции), труд которых оплачивается достойно, с меньшей степенью вероятности могут быть вовлечены в такую противоправную деятельность как, например, коррупция.
Соответствующая система социального обеспечения также необходима для целей закрепления квалифицированных кадров в органах внутренних дел. Так, сотрудник, получивший ранение при исполнении своих служебных обязанностей, должен быть уверен в том, что его семья будет по-прежнему обеспечена.
Однако заметим, что не все стандарты в области прав человека описаны в обязательных к исполнению законодательных актах. В то же время некоторые стандарты, указанные в законодательных актах как обязательные, могут быть ограничены вследствие специфических обязанностей и полномочий, которыми наделены сотрудники органов внутренних дел (полиции). По сути, у сотрудников полиции ненормированный рабочий день.
Вышеперечисленные права особенно важны при исполнении служебных обязанностей. Таким образом, это права, соблюдение которых сотрудники ОВД (полиции) вправе требовать от государства. При этом необходимо отметить, что несоблюдение прав сотрудников органов внутренних дел (полиции) со стороны государства не оправдывает нарушение ими прав других граждан.
Иными словами, строить отношения полиции с обществом не по принципу «власти – подчинения» (милитаризованная роль полиции), а по тому принципу, что одной из основных целей полиции в демократическом обществе, регулируемом принципом верховенства закона, является: «оказание помощи и услуг населению». Следовательно, это должно способствовать консолидации гражданского общества.
В Российской Федерации данная проблема решается, к сожалению, медленно и пока остается во многом в стадии дискуссии, которую ведут ученые и общественные правозащитные организации. Именно по их инициативе международные политико-правовые документы («Европейский кодекс полицейской этики» и «Полицейский тоже имеет права») популяризируются (переводятся и тиражируются) в Российской Федерации. И если мы не хотим свернуть с пути демократических преобразований в стране, то необходимо и нам на законодательном уровне решать подобные проблемы, как это делается, например, в европейских странах.
Таким образом, одно из приоритетных направлений политики МВД РФ сегодня – повышение доверия граждан к милиции. Правоохранитель, в полной мере осознающий свои собственные права, более склонен с уважением относиться к правам других.
3. Каждый гражданин должен испытывать ощущение своей защищенности. Этой задаче подчинены все управленческие и правоохранительные структуры. В то же время, сотрудники ОВД, вследствие характера их службы и тесных контактов с общественностью, иногда становятся объектами обвинений, связанных с выполнением ими своих служебных обязанностей. В таких случаях должна быть обязанность органов государственной власти поддерживать сотрудников ОВД (полиции), подвергшихся со стороны граждан необоснованным обвинениямв связи с выполнением ими своих служебных обязанностей. Для этого необходимо воспитывать у сотрудников ОВД, полицейских (работников силовых структур) ощущение, что они, исполняя свои обязанности, тем самым обеспечивают функцию государства.
Права человека и гражданина есть определенный этический императив– достоинство личности. С позиции концепции естественных прав человека человеческое достоинство присуще любому индивиду. Представление о человеческом достоинстве дано от природы. Каждый должен уважать достоинство другого человека. Именно этим положением определяется неотчуждаемость основных прав и свобод человека (неотъемлемость достоинства). Например, Конституция ФРГ (ст. 1) определила абсолютный принцип: «Достоинство человека неприкосновенно…». Конституция РФ (ч.1 ст.21) также установила, что достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления.
Потому будет достаточно узким сведение обеспечения достоинства человека исключительно к ч. 2 ст. 21 Конституции РФ о недопустимости в отношении кого-либо пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания; медицинских, научных или иных опытов без добровольного согласия самого лица. Речь идет о наиболее крайних, нетерпимых, с точки зрения нравственности, гуманизма, формах (осуждаемых нормами международного права) причинения психических или физических страданий.
В конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1989 г. указывается, что для квалификации деяния как пытки необходимы следующие признаки: 1) причинение человеку сильной боли или страдания физического или нравственного характера; 2) цель – получить признание, наказать, запугать, принудить к каким-либо действиям или сообщениям; 3) наличие особого субъекта – государственного должностного лица или иного лица, выступающего в официальном качестве или действующего по их подстрекательству, или с ведома, либо с молчаливого согласия.
Соблюдение права человека на достоинство предполагает также, что никакие природные или социальные качества человека, никакие обстоятельства в обществе и государстве, в том числе введение чрезвычайного положения (ч. 1 ст. 56 Конституции РФ), не могут служить оправданием унижения человеческого достоинства. Именно поэтому Конституция РФ не допускает ограничения права человека на достоинство (ч. 3 ст. 56). Государство не может вынудить признания под пыткой.
Граница между запрещенным и разрешенным для государственных органов зыбкая. Например, требование у граждан паспорта (информации о себе) милиционером – допустимо, только если он может опереться на статью закона. Милиционер как представитель власти должен четко знать свои обязанности.
Обновляемая сегодня категория «достоинство человека» самодостаточна. Она представляет собой сочетание субъективной и объективной нравственно-социальной оценки человека (наряду с правом человека на её охрану, включающую в себя и охрану чести, и деловой репутации, и доброго имени, - ст. 23 Конституции РФ).
Конституция РФ не содержит определения достоинства человека, непосредственного признания субъективного права на неприкосновенность и охрану человеческого достоинства. Тем более она прямо не признает достоинство основой всех прав человека и гражданина, российской правовой системы и государственности. И все же современная конституционная новелла дает основание для толкования достоинства человека как универсальной философско-правовой категории, олицетворяющей собой одновременно и одно из личных (гражданских) прав человека, и основу всего многообразия прав человека и гражданина (политических, экономических, социальных и культурных), включая и права, не предусмотренные Конституцией. Достоинство человека, как и его признание и защита, имеет универсальный правовой характер[90].
Этический аспект в деятельности органов внутренних дел связан и с тем, что в результате этой деятельности личность подвергается определенной профессиональной деформации. Все это свидетельствует о том, что полицейских необходимо морально и психологически готовить к подобным ситуациям.
В профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел и особенно в их практической деятельности акцент, прежде всего, должен делаться на психологическом воздействии на правонарушителя, но не на физическом (это всего лишь крайняя мера). Принудительные меры воздействия должны быть нацелены на минимизацию причинения вреда человеку. Если сотрудник ОВД при пресечении противоправных действий и задержании правонарушителя, несмотря на всевозможные провокации со стороны последнего, обошелся без применения физической силы, то с профессиональной точки зрения он вышел победителем (оказался на высоте положения).
Таким способом закладывается положительная оценка профессиональных качеств сотрудника ОВД (в свете концепции прав человека) Напротив, причинение физического вреда гражданину или самому полицейскому в служебной деятельности рассматривается по этическим критериям оценки как низкий профессионализм работника полиции.
В этом направлении в процессе профессиональной подготовки полицейских работают специализированные штатные психологи. Существуют специальные учебно-методические пособия, так называемое «вербальное дзюдо». Подобный опыт, безусловно, необходимо заимствовать и внедрять в учебные программы российских вузов МВД и проводить соответствующую работу с практическими работниками ОВД.
В завершение отметим, что единая концепция прав человека имеет непосредственное отношение к проблеме национальных отношений.
Современному осмыслению сферы национального и этнического аспектов, разработке национальной политики необходима адекватная научная доктрина. Верно и то, что не в наших силах перекроить историю России и бессмысленно давать ей нравственную оценку. Мы воспринимаем ее такой, какая она есть. Сегодня это единое государство. Россия как государство должна сплачивать народ, формировать и укреплять единство российской нации – россиян, российский народ. Но как бы мы ни были многочисленны (многолики) и различны, наше государство должно быть устроено комфортно для всех.
Добровольно объединяющиеся народы должны четко осознавать, что вхождение в Федерацию означает выполнение принятых на себя обязательств. Права человека и права народа имманентны. Нет ничего выше прав человека, и это является главным принципом Федерации. Безусловно, это относится и к правоохранительной деятельности соответствующих государственных органов и их должностных лиц.
Таким образом, право на достоинство необходимо рассматривать как доминанту прав человека. В процессе профессиональной подготовки будущих сотрудников ОВД, их повседневной служебной деятельности данное направление должно быть приоритетным.