Конституционный Суд Российской Федерации: порядок формирования, основные полномочия. Акты Конституционного Суда Российской Федерации.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации (ст. 125) и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Кандидатуры президенту предлагают Совет Федерации, Госуд Дума, законод органы власти субъектов РФ. Срок рассмотрения Советом Фед кандидатуры предлож Президентом - 14 дней. Каждый судья назнач на должность при тайном голосовани членов Сов Фед простым большинством голосов.
Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Предельный возраст для пребывания в должности судьи 70 лет. Судья Конституционного Суда считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 70 лет.
В статье 5 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» названы основные принципы деятельности данного судебного органа — независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Эти принципы не противоречат общим принципам правосудия, а лишь отражают специфику осуществления деятельности Конституционного Суда.
––––––––––––
Компетенция – ст. 3 ФКЗ О КСРФ + лекция
Компетенция КСРФ:
1. Проверка на соответствие КРФ следующих н/п/а:
- федеральные акты: ФЗ (в ряде своих решений КСРФ расширил это понятие и добавил ФКЗ); нормативные акты Президента РФ; нормативные акты Правительства РФ; нормативные акты палат ФС (постановления СФ и ГД - постановления ГД об амнистии КСРФ приравнял по силе к ФЗ).
- Конституции республик; Уставы субъектов; законы СРФ и иные н/п/а субъектов, изданные по вопросам совместного ведения РФ и её субъектов.
Здесь речь идет только об актах субъектов.
Исключение КСРФ: в случае, если законом СРФ нарушаются права и свободы граждан РФ и даже, если этот закон издан по предметам исключительного ведения СРФ, то такой акт подлежит проверке на конституционность в КСРФ.
- договоры между ОГВ РФ и ОГВ СРФ; договоры между ОГВ СРФ.
2. Производство по рассмотрению международных договоров, не вступивших в силу (пример: о вступлении в ВТО; договор о присоединении Крыма к РФ).
3. Разрешение споров о компетенции.
4. Рассматривает дела по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод, проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле. Жалоба допустима:
1) права и свободы нарушены законом
2) закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде
5. Производство по рассмотрению запросов судов о проверке конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.
6. Дает толкование КРФ, которое является официальным и мб казуальным или нормативным.
7. Дает заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ.
Доп полномочия:
1) обладает правом законодательной инициативы (по вопросам своего ведения)
2) обращения к ФС о состоянии конституционной законности
3) полномочия, которые сформулированы в иных н/п/а:
- в соответствии с ФКЗ о референдуме в РФ КСРФ проверяет правильность процедуры назначения референдума; проверяет конституционность вопросов, которые предполагается для вынесения на референдум
––––––
Решения КС занимают центральное место в системе конституц судопроизводства.
Решения КС - юридич оформленные выводы Суда по материальным, процесс или организац вопроса, рассматрив Судом в процессе его деятельности, с соблюдением процедур, определенных законом.
Виды решений КС РФ:
– постановление – итоговое решение по существу вопросов о соответствии актов КРФ, споров о компетенции, по жалобам на нарушение прав и свобод граждан – выносится именем РФ;
– заключение – итоговое решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ;
– определения – все иные решения, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства (могут быть основными и доп; императивными и рекоменд; и тд)
– решения по вопросам организации деятельности КС РФ.( об избрании должн лиц и тд)
Решения бывают итоговыми (может быть вынесено лишь по тому делу, кот было принято к рассмотрению) и иными.
Принятие решения – принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей (председательствующий голосует последним). Если голоса (по делу о проверке конституционности нормативного акта) разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционно оспариваемого акта. Решение о толковании КРФ принимается большинством не менее 2/3 голосов. Судья КС РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.
Итоговое решение подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании. Судья, не согласный с решением, вправе письменно изложить свое особое мнение (приобщается к материалам дела). Судья, голосовавший за постановление или заключение по существу вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. Решение КС РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании КС РФ немедленно после его подписания.
Постановления и заключения КС РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ.
Решение КС РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими КРФ, не вступившие в силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены. Если из решения КС РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, орган, принявший этот нормативный акт, рассматривает вопрос о принятии нового нормативного акта (до его принятия непосредственно применяется КРФ).
Определение (в праве) – вид судебного акта, который выносится судом по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства, но которым не решается дело по существу.
Определение суда может оформляться как путём составления отдельного документа, так и путём его занесения в протокол судебного заседания (протокольное определение).
Правовые позиции.
В современной юридической литературе нет единого мнения по вопросу, что понимать под правовой позицией, в том числе под правовой позицией суда вообще и КС РФ в частности. Между тем специальный анализ имеющихся литературных источников показывает, что в большинстве случаев юридическую позицию традиционно связывают с правоприменительным решением (чаще всего, судебным) и понимают, как систему аргументов мотивационного характера при вынесении окончательного решения. Представляется, что категория "правовая позиция" значительно шире системы доводов и аргументов правоприменительного решения.
В Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" содержится всего две статьи, которые касаются понятия правовой позиции. Прежде всего, это ст. 29, согласно которой решения и другие акты Конституционного Суда РФ выражают соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий. Если толковать приведенную статью буквально, то можно прийти к выводу, что правовые позиции данного Суда могут содержаться не только в его решениях, но и в других его актах. Однако это не так, ибо необходимо учитывать ст. 73 того же Закона, согласно которой, если большинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее приняты