Правительство Российской Федерации: порядок формирования, состав, полномочия, порядок и формы работы, акты.

Конституция РФ; ФКЗ «О Правительстве» от 22.12.1997.

Правительство состоит из:

• Председателя Правительства,

• заместителей Председателя Правительства

• федеральных министров.

Правительство является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель Правительства имеет 8 заместителей, в том числе одного Первого заместителя Председателя Правительства и Заместителя Председателя Правительства - Руководителя Аппарата Правительства.

Председатель Правительства не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре ФОИВ. Председатель Правительства предлагает Президенту кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Для решения оперативных вопросов Правительство по предложению Председателя Правительства может образовать Президиум Правительства. Заседания Президиума проводятся по мере необходимости. Решения Президиума принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства. Правительство вправе отменить любое решение Президиума Правительства.

Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Правительство Российской Федерации:

1) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

2) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

3) обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

4) осуществляет управление федеральной собственностью;

5) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

6) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

7) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, ФЗ, указами Президента.

Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент может принять решение об отставке Правительства. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. Постановление о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства.

Председатель Правительства освобождается от должности Президентом: по заявлению Председателя Правительства об отставке; в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий. Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства

Правительство издает постановления (нормативный характер) и распоряжения (по оперативным и текущим вопросам не имеют нормативный характер). Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, ФЗ и указам Президента могут быть отменены Президентом

Заседания Правительства проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры участвуют в заседаниях лично.

Представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры и т.д. имеют право участвовать в заседаниях Правительства.

Исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации:

• принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон;

• устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;

• устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг;

• принимаются решения о внесении Правительством законопроектов в Государственную Думу;

• рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности;

• рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе, при сроке возврата более двух лет;

• рассматриваются вопросы приобретения государством акций;

• рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров РФ;

• принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ;

• образуется Президиум Правительства;

• утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти;

• устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

• утверждается Регламент Правительства;

• утверждается Положение об Аппарате Правительства;

• рассматриваются ежегодные отчеты Правительства о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

63. Правовое положение министерства Российской Федерации.

Федеральное министерство:

а) является ФОИВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента и Правительства сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр РФ (федеральный министр);

б) самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно ФКЗ, ФЗ, актами Президента и Правительства;

в) в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента или постановлениями Правительства;

г) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

• утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;

• вносит в Правительство по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;

• вносит в Министерство финансов предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;

• вносит в Правительство проекты НПА, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится к компетенции Правительства;

• во исполнение поручений Президента, Председателя Правительства дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;

• назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент;

• назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент;

д) осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

• вносит в Правительство предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда;

• принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов;

• вносит в Правительство проекты НПА, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов;

• вносит в Правительство по представлению руководителя государственного внебюджетного фонда проекты ФЗ о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда;

• назначает проверки деятельности внебюджетных фондов в случаях, устанавливаемых федеральным законом.

Федеральные министры:

• участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства;

• принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства, обеспечивают их исполнение;

• принимают участие в выработке и реализации политики Правительства;

• обладают установленными законодательством полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

• координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств;

Правительство решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы.

При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ к полномочиям Президента, и Президенту.

Министерства, подотчетные:

Президенту – 5 министерств: МВД, МЧС, МИД, Минюст, Минобороны.

Правительству – 16 министерств: Минздрав, Минкультуры, Минобрнауки, Министерство природных ресурсов и экологии, Минпромторг, Министерство по развитию Дальнего Востока, Министерство связи и массовых коммуникаций, Министерство по делам Северного Кавказа, Минсельхоз, Минспорт, Минстрой и ЖКХ, Минтранс, Министерство труда и социальной защиты, Минфин, Минэкономразвития, Минэнергетики.

64. Правовой статус федеральной службы.

Является ФОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту или находиться в ведении Правительства;

Руководители ФОИВ, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом.

Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств.

Заместители руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующим федеральным министром по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств.

Функции федеральных служб:

1. контроль и надзор – включает в себя:

• проведение проверок предприятий, учреждений и организаций, находящихся в функциональной подчиненности от службы

• лицензионно-разрешительная деятельность – выдача разрешений и лицензий

• ведение учетных систем – реестров, регистров и кадастров.

• регистрация, а также аттестация, сертификация, подтверждение соответствия

• издание иных индивидуальных актов

2. обеспечение общественного порядка, государственной и общественной безопасности

• выявление и пресечение правонарушений, причем в широком смысле – и административных, и налоговых, и уголовных

• привлечение виновных лиц к соответствующим видам публично-правовой ответственности: административной, налоговой, финансовой

• применение иных мер принуждения, не связанных с совершением правонарушения, как правило в целях обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ограничительные мероприятия в рамках эпидемии, эпизоотии)

• охрана объектов и территорий – как должностные лица, так и приграничная полоса, или территории ЗАТО.

Федеральные службы подотчетные:

Президенту и министерствам при Президенте – 10 служб: ФСО, ФСБ, ФСИН, ФССП, СВР (разведка), служба по военно-техническому сотрудничеству, служба по техническому и экспортному контролю, Государственная фельдъегерская служба, служба войск национальной гвардии, служба по финансовому мониторингу.

Правительству – 4 служб: ФАС, служба государственной статистики (росстат), служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Министерствам при Правительстве – 15 служб: служба по надзору в сфере здравоохранения, служба по надзору в сфере образования и науки, служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, служба по надзору в сфере природопользования, служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, служба по надзору в сфере транспорта, служба по труду и занятости, ФНС, служба по регулированию алкогольного рынка, ФТС, Федеральное казначейство, служба по аккредитации, служба государственной регистрации, кадастра и картографии, служба по интеллектуальной собственности.

65. Правовой статус федерального агентства.

Является ФОИВ, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту;

Не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента или постановлениями Правительства.

Федеральные агентства подотчетные:

Президенту и министерствам при Президенте – 5 агентств: агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству; агентство специального строительства; Федеральное архивное агентство; Главное управление специальных программ Президента; Управление делами Президента.

Правительству – 2 агентства: агентство научных организаций; агентство по делам национальностей.

Министерствам при Правительстве – 16 агентств: медико-биологическое агентство; агентство по туризму; агентство по делам молодежи; агентство по техническому регулированию и метрологии; агентство по печати и массовым коммуникациям; агентство связи; агентство по рыболовству; агентство воздушного транспорта; дорожное агентство; агентство железнодорожного транспорта; агентство морского и речного транспорта; агентство по государственным резервам; агентство по управлению государственным имуществом.

Наши рекомендации