Конституционно - правовой статус Президента Российской Федерации; его место и роль в системе разделения властей.
Институт президенства в Росии появился с 14 марта 1990 г., когда был принят Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР...».
Функции Пр. (в соотв. с К.):
1) Пр. - глава РФ, высшее должностное лицо страны. главное действующее лицо в гос. иерархии.
2) Пр. РФ - гарант К. РФ, прав и свобод Ч. и Г., гос. суверенитета РФ, её независимости и гос. целостности.
3) Пр. - арбитр, координатор согласованного функционирования и взаимодействия органов госй власти федерального и субъектного уровня.
4) Пр. РФ выполняет стратегическую функцию, определяя основные направления внутр. и внеш. политики РФ, облекая их в форму ежегодных посланий Федеральному Собранию РФ.
5) Пр. РФ - лидер страны, он представляет РФ как внутри страны, так и в международных отношениях.
в сфере законодательной власти Президент:
· обладает правом законодат. инициативы, т.е. правом вносить в ГД законопроекты, ~ обладают приоритетом с т.з. очередности их рассмотрения
· назначает выборы ГД в соотв. с К. РФ и ФЗ
· распускает ГД в случаях и порядке, предусмотренных К. РФ
· назначает референдум РФ в порядке, установленном ФКЗ
· подписывает и обнародует ФКЗ и ФЗ
· обладает правом отлагательного вето в отношении принятого палатами ФС федерального закона
· обращается к ФС с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутр. и внеш. политики Российского гос-ва.
в сфере исполнительной власти Президент:
· назначает с согласия ГД Председателя Правит-ва РФ
по предложению Председателя Правит-ва РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исп. власти РФ
· по предложению Председателя Правит-ва РФ назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правит-ва РФ, федеральных министров
· имеет право председательствовать на заседаниях Правит-ва РФ
· имеет право отменять постановления и распоряжения Правит-ва РФ в случае их противоречия К. РФ, ФЗ и указам Президента РФ
· принимает решение об отставке Правит-ва РФ
сфере судебной власти Президент РФ:
· представляет СФ кандидатуры для назначения на должность судей К. Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
· назначает судей других федеральных судов представляет СФ кандидатуру для назначения на должность Ген. прокурора РФ и вносит в СФ предложение об освобождении Ген. прокурора РФ от должности.
Помимо полномочий в сфере законодат, исп., и судебн. власти Президент также:
· решает вопросы гражданства РФ и предоставления полит. убежища
· награждает гос. наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания
· осуществляет помилование
В сфере обороны и безопасности:
· формирует и возглавляет Совет Безопасности (СБ) РФ
· формирует и возглавляет Совет обороны РФ
· является Главнокомандующим Вооруж. Силами РФ
· назначает и освобождает высшее командование Вооруж. Сил РФ
· в случае агрессии против РФ или угрозы - вводит на терр. РФ или в отдельных её местностях военное положение (сообщая об этом СФ и ГД)
· при обстоятельствах предусмотренных ФКЗ, вводит на терр. РФ или в отдельных её местностях чрезвычайное положение (сообщая об этом СФ и ГД)
В сфере внешней политики:
· осуществляет руководство внешней политикой РФ
· ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ
· подписывает ратификационные грамоты
Пр. РФ издаёт 2 вида юр. актов: указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей тер-рии РФ. Указы и распоряжения Пр. РФ носят подзаконный хар-р, они не д. противоречить К. РФ и ф.з. Порядок подготовки, согласован. и внесения проектов указов и распоряжений Пр. РФ регулируется актами Пр. РФ.
Процесс отрешения Пр. РФ от должности, закрепленный в К.РФ (ст. 93), проходит как бы две, хотя и взаимосвязанные, однако относительно самост. стадии.
На 1 стадии ГД ФС РФ инициирует процесс об отрешении Пр. РФ от должности путем выдвижения против него обвинения в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления. (инициатива не менее чем 1/3 депутатов ГД., до этого она д. создать спец. комиссию., состоящую только из депутатов ГД ,и получить от нее соотв. заключение. В К РФ не указывается, что д. содержаться в этом заключении. Представляется, что эта комиссия д. проверить 1) соответствие К РФ факта инициирования не менее чем 1/3 депутатов ГД 2) дать предварительную оценку имеющихся мат-лов, явл. основанием выдвижения обвинения. Если заключение подтвердит конституционность инициирования депутатов, ГД только тогда сможет продолжить процесс. Затем ГД д. получить заключен. Верх. Суда РФ о наличии или отсутствии в действиях Пр. РФ состава преступления. В случае положительного заключения Верх. Суда РФ, процесс отрешения Пр. РФ от должности д.б. продолжен. Еще необходимо также заключение К. Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Такое заключение К.Суд РФ д. представить в СФ по его запросу, т.е. после принятия ГД постановления о выдвижении обвинения Пр. РФ 2 стадия Вместе с принятым ГД постановлением о выдвижении обвинения в СФ передаются заключения Верховного Суда РФ и К. Суда РФ, и др. документы. СФ обязан не позднее чем в 3-х мес. срок после выдвижения обвинения ГД решить вопрос об отрешении его от должности 2/3 голосов. Если в указанный выше срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным .