Конституционно - правовой статус Президента Российской Федерации; его место и роль в системе разделения властей.

Институт президенства в Росии появился с 14 марта 1990 г., когда был принят Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР...».

Функции Пр. (в соотв. с К.):

1) Пр. - глава РФ, высшее должностное лицо страны. главное действующее лицо в гос. иерархии.

2) Пр. РФ - гарант К. РФ, прав и свобод Ч. и Г., гос. суверенитета РФ, её независимости и гос. целостности.

3) Пр. - арбитр, координатор согласованного функционирования и взаимодействия органов госй власти федерального и субъектного уровня.

4) Пр. РФ выполняет стратегическую функцию, определяя основные направления внутр. и внеш. политики РФ, облекая их в форму ежегодных посланий Федеральному Собранию РФ.

5) Пр. РФ - лидер страны, он представляет РФ как внутри страны, так и в международных отношениях.

в сфере законодательной власти Президент:

· обладает правом законодат. инициа­тивы, т.е. правом вносить в ГД законопроекты, ~ обладают приоритетом с т.з. очередности их рассмотрения

· назначает выборы ГД в соотв. с К. РФ и ФЗ

· распускает ГД в случаях и порядке, предусмотренных К. РФ

· назначает референдум РФ в порядке, установленном ФКЗ

· подписывает и обнародует ФКЗ и ФЗ

· обладает правом отлагательного вето в отношении принятого палатами ФС федерального закона

· обращается к ФС с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутр. и внеш. политики Российского гос-ва.

в сфере исполнительной власти Президент:

· назначает с согласия ГД Председателя Правит-ва РФ

по предложению Председателя Правит-ва РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исп. власти РФ

· по предложению Председателя Правит-ва РФ назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правит-ва РФ, федеральных министров

· имеет право председательствовать на заседаниях Правит-ва РФ

· имеет право отменять постановления и распоряжения Правит-ва РФ в случае их противоречия К. РФ, ФЗ и указам Президента РФ

· принимает решение об отставке Правит-ва РФ

сфере судебной власти Президент РФ:

· представляет СФ кандидатуры для назначения на должность судей К. Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

· назначает судей других федеральных судов представляет СФ кандидатуру для назначения на должность Ген. прокурора РФ и вносит в СФ предложение об освобождении Ген. прокурора РФ от должности.

Помимо полномочий в сфере законодат, исп., и судебн. власти Президент также:

· решает вопросы гражданства РФ и предоставления полит. убежища

· награждает гос. наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания

· осуществляет помилование

В сфере обороны и безопасности:

· формирует и возглавляет Совет Безопасности (СБ) РФ

· формирует и возглавляет Совет обороны РФ

· является Главнокомандующим Вооруж. Силами РФ

· назначает и освобождает высшее командо­вание Вооруж. Сил РФ

· в случае агрессии против РФ или угрозы - вводит на терр. РФ или в отдельных её местностях военное положение (сообщая об этом СФ и ГД)

· при обстоятельствах предусмот­ренных ФКЗ, вводит на терр. РФ или в отдельных её местностях чрезвычайное положение (сообщая об этом СФ и ГД)

В сфере внешней политики:

· осуществляет руководство внешней политикой РФ

· ведет переговоры и подписывает междуна­родные договоры РФ

· подписывает ратификационные грамоты

Пр. РФ издаёт 2 вида юр. актов: указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей тер-рии РФ. Указы и распоряжения Пр. РФ носят подзаконный хар-р, они не д. противоречить К. РФ и ф.з. Порядок подготовки, согласован. и внесения проектов указов и распоряжений Пр. РФ регулируется актами Пр. РФ.

Процесс отрешения Пр. РФ от должности, закрепленный в К.РФ (ст. 93), проходит как бы две, хотя и взаимосвязанные, однако относительно самост. стадии.

На 1 стадии ГД ФС РФ инициирует процесс об отрешении Пр. РФ от должности путем выдвижения против него обвинения в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления. (инициатива не менее чем 1/3 депутатов ГД., до этого она д. создать спец. комиссию., состоящую только из депутатов ГД ,и получить от нее соотв. заключение. В К РФ не указывается, что д. содержаться в этом заключении. Представляется, что эта комиссия д. проверить 1) соответствие К РФ факта инициирования не менее чем 1/3 депутатов ГД 2) дать предварительную оценку имеющихся мат-лов, явл. основанием выдвижения обвинения. Если заключение подтвердит конституционность инициирования депутатов, ГД только тогда сможет продолжить процесс. Затем ГД д. получить заключен. Верх. Суда РФ о наличии или отсутствии в действиях Пр. РФ состава преступления. В случае положительного заключения Верх. Суда РФ, процесс отрешения Пр. РФ от должности д.б. продолжен. Еще необходимо также заключение К. Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Такое заключение К.Суд РФ д. представить в СФ по его запросу, т.е. после принятия ГД постановления о выдвижении обвинения Пр. РФ 2 стадия Вместе с принятым ГД постановлением о выдвижении обвинения в СФ передаются заключения Верховного Суда РФ и К. Суда РФ, и др. документы. СФ обязан не позднее чем в 3-х мес. срок после выдвижения обвинения ГД решить вопрос об отрешении его от должности 2/3 голосов. Если в указанный выше срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным .



Наши рекомендации