Президент Российской Федерации. Конституционно-правовой статус Президента РФ опре­делен главой 4 Конституции РФ

Конституционно-правовой статус Президента РФ опре­делен главой 4 Конституции РФ.

Согласно Конституции РФ Президент является главой государства, представляя Россию внутри страны и за ее пределами и выступая гарантом Конституции, прав и сво­бод человека и гражданина. Президент РФ не входит не­посредственно ни в одну из ветвей власти, но тесно с ними взаимодействует, обеспечивая согласованное функциони­рование органов государственной власти.

В Конституции РФ установлено, что Президент избира­ется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президен­том РФ может быть избран российский гражданин не мо­ложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Порядок определяется Федеральным законом от 31 декабря 1999г. «О выборах Президента Российской Федерации».

Избранным считается кандидат, который получил бо­лее половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, на­значается повторное голосование по двум кандидатам, по­лучившим наибольшее число голосов избирателей. В та­ком случае избранным считается кандидат, набравший при голосовании большее число голосов избирателей, при ус­ловии, что это число больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

На тридцатый день со дня официального объявления о результатах выборов Президента осуществляется предус­мотренная Конституцией процедура его вступления в дол­жность. Она заключается в принесении Президентом при­сяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда. Текст присяги установлен в ст. 82 Конституции.

Согласно конституционным ограничениям, одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сро­ков подряд (ч. 3 ст. 81). Возможность отрешения его от должности (ст. 93), а также признание нормативных актов Президента РФ неконституционными (п. «а» ч. 2 ст. 125) выступают гарантиями от превращения Президента РФ в авторитарного правителя.

Президент обладает неприкосновенностью, имеет пол­номочия, связанные с формированием федеральных орга­нов государственной власти. Он назначает выборы депута­тов Государственной Думы (п. «а» ст. 84 Конституции РФ); назначает с согласия Государственной Думы предсе­дателя правительства РФ (п. «а» ст. 83); назначает по предложению председателя правительства его заместите­лей и федеральных министров (п. «д» ст. 83); представля­ет Совету Федерации кандидатуры для назначения на дол­жности судей Конституционного, Верховного, Высшего ар­битражного судов, Генерального прокурора, назначает су­дей других федеральных судов (п. «е» ст. 83).

Президент имеет полномочия в сфере законодательной власти, что выражается, в подписании и обнародовании федеральных законов, в обладании правом отлагательного вето; во внесении законопроектов в Государственную Думу, предложений о поправках и пересмотре Конституции.

Большой объем полномочий закреплен за Президентом в сфере, связанной с деятельностью исполнительной влас­ти. В частности, глава государства вправе председатель­ствовать в заседаниях правительства, принимать реше­ния об отставке правительства, а также вправе отменить постановления и распоряжения правительства. Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности своих полномочных представителей.

Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Он определяет основные направления внешней поли­тики, ведет переговоры и подписывает международные до­говоры, утверждает военную доктрину России и является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России.

Президент РФ в соответствии с Федеральным конститу­ционным законом от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации» вправе назначать всероссийский референдум.

К полномочиям Президента от­несено решение вопросов гражданства, предоставление по­литического убежища, награждение государственными на­градами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий Российской Федерации, осуществление помилования. Президент как глава госу­дарства обладает и другая полномочиями, издавая указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России.

4.8. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации

Федеральное Собрание — парламент РФ (ст. 94) — представительный и законодательный орган. Согласно Конституции РФ (ст. 95) Федеральное Собра­ние состоит из двух палат — Совета Федерации и Государ­ственной Думы. Порядок формирования Совета Федерации определен Конституцией РФ и Федеральным законом от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Феде­рации Федерального Собрания Российской Федерации».

Палаты Федерального Собрания самостоятельно реша­ют вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией РФ. Она предусматривает (ст. 100), что па­латы могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств.

Согласно ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ меж­ду субъектами Федерации, утверждение указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения; реше­ние вопросов о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории; назначение выбо­ров Президента РФ; назначение на должность судей Кон­ституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

Государственная Дума — избираемый государственный орган. Порядок избрания ее 450 депутатов установлен Фе­деральным законом от 24 июня 1999 г. «О выборах депута­тов Государственной Думы Федерального Собрания Россий­ской Федерации» (с изм. и доп. от 12 апреля, 10 июля 2001 г.). Депутатом Государственной Думы может быть избран российский гражданин, достигший 21 года и име­ющий право участвовать в выборах. Выборы депутатов Государственной Думы проводятся по мажоритарной сис­теме по одномандатным избирательным округам и пропорциональной системе по общефедеральному избиратель­ному округу.

Согласно ст. 103 Конституции РФ к ведению Государ­ственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение председателя правительства; назначение на должность и освобождение от должности председателя Цен­трального банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности председателя Счет­ной палаты; назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека; объявле­ние амнистии; выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государ­ственной Думой принимаются федеральные законы РФ, а одобряются федеральные конституционные законы (ст. 108).

Внутреннее строение палат парламента предполагает комитеты и комиссии, что определено ст. 101 Конститу­ции РФ, а также их регламентами. Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подго­товку и предварительное рассмотрение законопроектов; организуют проводимые палатами парламентские слуша­ния, решают вопросы организации своей деятельности; осуществляют подготовку заключений по принятым Госу­дарственной Думой федеральным законам.

В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Совет Феде­рации и Государственная Дума по вопросам своего веде­ния проводят парламентские слушания. Организация и проведение парламентских слушаний возлагаются на ее ответствующие комитеты палаты.

Правовыми формами реализации полномочий Федераль­ного Собрания РФ являются принимаемые им норматив­ные правовые акты. Принятие законов — основное направ­ление деятельности парламента Российской Федерации. Совет Федерации представляет территории Российской Федерации и формируется следующим образом — по два представителя от субъекта федерации (от исполнительно­го законодательства власти).

Наши рекомендации