Источники конституционного права зарубежных стран
Конституционное право зарубежных стран имеет разнообразные правовые источники: нормативные правовые акты, конституционные обычаи, судебные прецеденты, нормативные правовые договоры.
Ведущим источником конституционного права выступает конституция,котораяот прочего законодательства отличается двумя капитальными свойствами: во-первых, она есть закон коренной, выражающий основы общественного и государственного устройства, во-вторых, конституция есть закон верховный, высший, в юридической силе превосходящий всякий иной правовой источник. Высшая юридическая сила конституции сказывается и в том, что конституционные нормы юридически неоспоримы, положения конституции не могут быть предметом судебного пересмотра.
Правда, некоторые страны конституции предпочитают иные источники, например, Священное Писание в странах клерикального типа. В Ватикане в самой конституции главнейшим источником права названы кодекс канонического права и апостольские постановления. В Конституции Ирана говорится, что все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические и другие законы и установления должны быть основаны на исламских нормах.
В ряде стран конституция получает иное, специальное название. В Германии, Финляндии конституция именуется «основным законом», в Австрии – «союзным конституционным законом», в Аргентине, Мексике – «политической конституцией» и т. д.
Существует несколько способов принятия конституции, в зависимости от степени участия масс в конституционной реформе.
1. Принятие конституции на референдуме, который именуется «конституционным». Этот способ принятия конституции в мире становится преобладающим, поскольку референдум придает конституции необходимый авторитет, такую конституцию труднее оспорить, она более устойчива. Посредством референдума были приняты действующие конституции Франции, Швейцарии, Испании, Алжира, Белоруссии.
2. Принятие конституции специально созданным для этого органом – конституционным (или учредительным) собранием (конституции Германии, Греции, Италии, Португалии, США). Состав конституционного собрания может быть самым разнообразным, но он всегда включает представительское начало. Конституция Германии, например, была принята Парламентским советом, состоявшим из представителей земель, избранных легислатурами земель.
Конституционное собрание в отличие от парламента обычно бывает однопалатным и после выполнения своей миссии, как правило, распускается.
3. Принятие конституции парламентом. Парламентским способом были приняты конституции Японии, Китая, Украины, Финляндии, Грузии. При этом ввиду важности документа применяется повышенный кворум голосов парламентариев – 2/3, 3/4 или 3/5.
В отдельных странах конституции принимались надпарламентскими структурами, которые от учредительных собраний отличаются своим постоянством, например, Конституция Индонезии, принятая Народным консультативным собранием, состоящим из депутатов парламента, представителей территорий и групп населения.
4. Ряд действующих конституций был принят путем октроирования. Октроированной считается конституция, единолично утверждаемая монархом, как бы спускаемая сверху. Иначе ее называют дарованной, пожалованной конституцией.
Такая конституция имеет место в странах монархических (Иордания, Непал). Конституция Канады также считается октроированной, поскольку была утверждена английской королевой.
Наряду с названными существуют нетрадиционные способы принятия конституции. Так, действующая Конституция Афганистана 2004 г. была принята Лойя Джиргой – Всеафганским собранием наиболее авторитетных лиц страны.
По форме изложения конституционного материала зарубежные конституции делятся на кодифицированные, некодифицированные и комбинированные.
Кодифицированные конституции представляют собой единый консолидированный политико-правовой документ, содержащий целостную характеристику конституционного устройства. Очевидное достоинство подобной конституции в том, что ею удобно пользоваться и в практических, и в познавательных целях, поэтому в подавляющем большинстве зарубежных государств принята именно кодифицированная конституция.
Конституция Франции представляет собой комплексную кодифицированную конституцию, составными частями которой являются французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., а также преамбула французской конституции 1946 г., содержащая социально-экономические права и свободы.
Некодифицированные конституции состоят из нескольких самостоятельных конституционных актов, в совокупности характеризующих данное конституционное устройство, которые еще называют разобщенными конституциями. Подобные конституции менее рациональны и на практике встречаются реже, например, в Швеции, Канаде, Израиле. В Израиле действует серия так называемых фундаментальных законов, заменяющих конституцию: о парламенте, о президенте, о правительстве, о вооруженных силах, о правах человека, о судоустройстве и др.
Комбинированные конституции представляют собой конгломерат различных источников: законодательных актов, судебных прецедентов, конституционных обычаев, правовых доктрин. Подобные конституции свойственны таким странам, как Великобритания и Новая Зеландия.
По способу изменения (дополнения) зарубежные конституции делятся на:
а) гибкие (эластичные), изменяемые в рамках обычной законодательной процедуры подобно текущим законам.
б) жесткие,изменяемые в усложненном законодательном порядке, обеспечивающем стабильность конституции как условия устойчивости конституционного режима, ее иммунитет к политической конъюнктуре.
Жесткой считается Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 г. (старейшая в мире), изменение которой требует согласия трех четвертей субъектов федерации – штатов.
К числу жестких относят и Конституцию Франции 1958 г. Инициатива ее пересмотра принадлежит президенту, действующему по предложению премьер-министра, а также членам парламента. Конституционная поправка принимается обеими палатами парламента в идентичной редакции с последующим утверждением на референдуме. Но президенту предоставляется право альтернативного, упрощенного решения: референдум не проводится, если президент передает конституционную поправку на рассмотрение парламента, но созванного в качестве Конгресса, т. е. соединенного заседания палат парламента, который 3/5 своего состава и смешанным голосованием утверждает конституционную поправку.
Жесткость конституции не тождественна ее неизменяемости: как любой нормативный правовой акт конституция отражает динамику социальных процессов, даже в Конституцию США, признаваемую эталоном стабильности, было внесено 27 поправок. В ряде стран отдельные конституционные положения вообще не подлежат пересмотру, считаются незыблемыми. Так, в Италии, Франции запрещается изменять конституционные положения, определяющие форму государственного правления, которая является республиканской, в Германии – принципы правового, демократического и федеративного государства, в США – принцип равного представительства штатов в Сенате.
Другим источником конституционного права выступают законы, под которыми понимаются акты общерегулятивного свойства, принимаемые либо народом непосредственно (референдарные законы), либо парламентом. От иных парламентских актов (регламентов и др.) законы отличаются процедурой промульгации, требующей подписи главы государства.
В зарубежной конституционной практике выделают три основные разновидности законов.
Законы конституционные,изменяющие или дополняющие конституцию, иначе конституционные поправки. В сущности, они имеют одинаковую юридическую силу с самой конституцией, приравниваются к ней. Чаще всего конституционные законы инкорпорируются в конституционный текст, изменяя его редакцию. Но иногда конституционные поправки даются в приложении к оригиналу, примером чему служит Конституция США, все поправки к которой текстуально обособлены. Это затрудняет пользование конституционным текстом, однако позволяет проследить историческую эволюцию конституции.
Законы органические,принятие которых предусмотрено конституцией, законы, упомянутые в самой конституции, являющиеся в силу этого органическим продолжением основного закона. При этом содержание конституции, ее редакцию в отличие от конституционных законов они не меняют. Органические законы регулируют значимые конституционные отношения. Во Франции, например, к числу органических законов относятся закон о выборах президента республики, о статусе Конституционного Совета, статусе Высокой палаты правосудия.
Органические законы принимаются в особом процессуальном порядке, оттеняющем их значимость. Так, во Франции, органические законы до их промульгации, т. е. подписания и обнародования главой государства, подвергаются предварительному конституционному контролю со стороны Конституционного Совета, без чего они недействительны.
Законы обыкновенные (ординарные, текущие, рядовые) принимаются по текущим вопросам законодательного регулирования.
Обычно сфера законодательного ведения не ограничена, однако во Франции законы могут приниматься лишь по конкретным вопросам, очерченным конституцией.
В ряде стран (Англии, Италии, Испании, Франции) существует институт делегированного законодательства (от лат. delego – поручаю), который означает передачу парламентом отдельных законодательных полномочий органам исполнительной власти, чаще всего правительству, по их ходатайству. В Конституции Италии, например, сказано, что осуществление законодательной функции может быть делегировано правительству, если при этом будут определены принципы и руководящие критерии такого делегирования, причем только на ограниченное время и только по определенному кругу вопросов (ст. 76).
Законодательная делегация разгружает парламент от массы мелких законодательных дел, оперативно разрешаемых в этом случае органами исполнительной власти, более мобильными, что ускоряет законодательный оборот.
Подзаконные акты¸ издаваемые органами исполнительной власти, имеют разнообразное название: вСША, например, президент издает приказы, в Греции – декреты, во Франции правительство принимает ордонансы, декреты и т.д. Следует учитывать, что в государствах парламентарного типа (Австрии, Германии, Италии) акты, издаваемые от имени главы государства, в действительности исходят от правительства, поскольку скрепляются подписью премьера или компетентного министра, без чего они недействительны.
К источникам конституционного права относится и весьма распространенный в странах англосаксонского права конституционный обычай, под которым понимается исторически сложившееся конституционное правило, согласуемое с законами, основанное на консенсусе заинтересованных сторон. В отличие от закона, обычай носит устный характер, он не формализован, на нем не лежит печать государственной воли, он покоится на силе общественного мнения, поэтому конституционный обычай не обеспечивается государственным принуждением и не пользуется правом судебной защиты. Конституционные обычаи еще называют конституционными соглашениями или конвенциональными нормами.
В Великобритании целые конституционные институты (например, кабинет министров) регламентируются не писанным правом, а конституционными обычаями, которые на родине называют неписаными поправками к неписанной британской конституции. Например, согласно британскому конституционному обычаю монарх назначает премьер-министром лидера парламентского большинства в нижней парламентской палате – палате общин.
В ХХ столетии в Великобритании сложился конституционный обычай, согласно которому премьер-министр должен происходить из палаты общин, а не палаты лордов. Последним лордом, назначенным премьером Великобритании, был лорд Солсбери (1895 г.).
К источникам конституционного права можно отнести и судебные прецеденты, которые пользуютсязаметным влиянием в странах англосаксонского типа. В конституционном праве, однако, как праве публичном, в отличие от права частного, судебные прецеденты не находят массового применения. В конституционной практике число судебных прецедентов весьма ограничено. Так, в 1922 г. в Великобритании суд запретил исполнительной власти облагать подданных налогами без прямого уполномочия парламента (напрашивается аналогия со ст. 57 Конституции РФ: каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы). В той же Британии в 1936 г. суд разрешил полиции входить в любое публичное собрание при наличии разумных оснований подозревать, что оно может вызвать беспорядки, что стало прецедентом на будущее.
Внутригосударственные публичные договоры также относятся к источникам конституционного права, например, Национальный пакт Ливана 1943 г., предусматривавший конфессиональный принцип распределения высших государственных должностей, согласно которому президентом страны может быть только христианин-маронит, премьером – мусульманин-суннит, спикером парламента – мусульманин-шиит, а его заместителем – православный.
К источникам зарубежного конституционного права относится и международное право. В ряде зарубежных конституций устанавливается, что общие принципы и нормы международного права, а также международные договоры с участием данного государства являются составной частью национального права, причем в этих случаях международному праву отдается предпочтение перед внутренним. В ст. 25 Конституции Германии, например, записано: «Общие нормы международного права являются составной частью права Федерации. Они имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории». В ст. 55 Конституции Франции сказано, что международные договоры или соглашения, должным образом ратифицированные, имеют силу, превышающую силу законов, с момента опубликования при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной.
В странах Европейского союза непосредственно действуют учредительные акты этого Союза (Маастрихский договор 1992 г. о создании ЕС) (так называемая конституция ЕС), которые на территории членов обладают прямым действием и верховенством по отношению к национальным нормативно-правовым актам.