Генезис союза беларуси и россии
• 26 июня 1992 г. — установление дипломатических отношений
между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
• 6 января 1995 г. — заключение Соглашения между Респуб
ликой Беларусь и Российской Федерацией о Таможенном
союзе.
• 21 февраля 1995 г. — подписание в Минске Договора о
дружбе, добрососедстве и сотрудничестве сроком на 10 лет.
• 26 мая 1995 г. — фактическая ликвидация границы между
Республикой Беларусь и Российской Федерацией (Прези
дент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко и Председатель
Правительства Российской Федерации В. С. Черномырдин
убрали пограничный столб у белорусской деревни Речка).
• 2 апреля 1996 г. — подписание Договора об образовании Со
общества Беларуси и России.
>2 апреля 1997 г. — подписание нового межгосударственного
договора — Договора о Союзе Беларуси и России.
>23 мая 1997 г.— подписание Устава Союза Беларуси и России.
• Сентябрь 1997 г. — Секретариат ООН зарегистрировал До
говор Союза Беларуси и России.
> Конец 1997 г.- принятие бюджета Союза Беларуси и Рос
сии на 1998 г. (90% бюджета направлялось на реализацию
совместных программ).
25 декабря 1998 г. — подписание Президентами Республики Беларусь и Российской Федерации Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России (продолжать поэтапное движение к добровольному объединению в союзное государство при сохранении национального суверенитета государств — участников Союза).
• 25 декабря 1998 г. — заключение Договора о равных правах
граждан и Соглашения о создании равных условий субъек
там хозяйствования.
• 8 декабря 1999 г. — подписание Президентами Республики
Беларусь и Российской Федерации Договора о создании Со
юзного государства и Программы действий Республики Бе
ларусь и Российской Федерации о реализации его положе
ний (это ознаменовало выход Республики Беларусь и Рос
сийской Федерации на новый уровень союзных отношений,
определило основные направления и этапы дальнейшего
развития интеграции Беларуси и России).
РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ
(Статья 19 Устава Союза Беларуси и России)
• Высший Совет (в своей деятельности руководствовался Ста
тутом Высшего Совета Союза Беларуси и России, утверж
денным Решением Высшего Совета Союза Беларуси и Рос
сии от 22 января 1998 г. №10).
• Парламентское Собрание (принятие решений Парламент
ским Собранием Союза регулируется ст. 23 Устава Союза и
Регламентом Парламентского Собрания, утвержденного По
становлением Парламентского Собрания от 13 июня 1997 г.).
• Исполнительный Комитет (в своей деятельности руковод
ствовался Положением об Исполнительном Комитете Союза
Беларуси и России, утвержденным Решением Высшего Со
вета Союза Беларуси и России № 10 от 22 января 1998 г. и
Регламентом Исполнительного Комитета Союза, утвержден
ным Постановлением Исполнительного Комитета от 2 декаб
ря 1997 г. № 1).
НОРМАТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с из
менениями и дополнениями, принятыми на республиканском рефе
рендуме 24 ноября 1996 г.) // Национальный реестр правовых ак
тов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0.
2. Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от
27 июля 1990 г. «О государственном суверенитете Республики Бе
ларусь» // Свод законов БССР. 1990. № 22. Ст. 432; Ведомости
Верховного Совета Республики Беларусь. 1991. № 31. Ст. 536.
3. Соглашение «О создании Содружества Независимых Госу
дарств» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь.
1992. № 1. Ст. 15; 1992. № 6. Ст. 121.
4. Соглашение «О Межпарламентской Ассамблее государств -
участников Содружества Независимых Государств» // Информаци
онный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 1992. № 1.
5. Соглашение «О координационных институтах Содружества
Независимых Государств» // Информационный вестник Совета
глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1992. № 1.
6. Закон Республики Беларусь от 10 июня 1997 г. «О ратифи
кации Договора о Союзе Беларуси и России и Устава Союза Бела
руси и России» // Ведомости Национального собрания Республи
ки Беларусь. 1997. № 21. Ст. 386.
7. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О ратифика
ции Договора между Республикой Беларусь и Российской Федера
цией о совместной телерадиовещательной организации Союза Бела
руси и России» // Ведомости Национального собрания Республи
ки Беларусь. 1998. № 1. Ст. 505.
8. Закон Республики Беларусь от 3 декабря 1999 г. «О ратифи
кации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и
Правительством Российской Федерации о таможенном оформлении
товаров, ввозимых физическими лицами в государства — участники
Союза Беларуси и России» // Национальный реестр правовых ак
тов Республики Беларусь. 1999. № 95. 2/110.
9. Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1999 г. «О рати
фикации Договора между Республикой Беларусь и Российской Фе
дерацией о равных правах граждан» // Национальный реестр пра
вовых актов РеспубликиБеларусь. 1999. № 14. 2/18.
10. Закон Республики Беларусь от 24 декабря 1999 г. «О рати
фикации Договора о создании Союзного государства» // Нацио
нальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 4.
2/118.
11. Закон Республики Беларусь от 4 мая 2001 г. «О ратифика
ции Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Феде
рацией об урегулировании вопросов, связанных с прекращением де
ятельности органов Союза Беларуси и России» // Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 46. 2/754.
12. Указ Президента Республики Беларусь от 3 июня 1997 г.
№ 312 «О мерах по обеспечению реализации положений Договора
о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. и Устава Союза Бе
ларуси и России» // Собрание декретов, указов Президента и поста
новлений Правительства Республики Беларусь. 1997. № 16. Ст. 580.
13. Указ Президента Республики Беларусь от 2 апреля 1998 г.
№ 194 «О мерах по реализации решения Высшего Совета Союза
Беларуси и России от 22 января 1998 г. № 3» // Собрание декре
тов, указов Президента и постановлений Правительства Республи
ки Беларусь. 1998. № 10. Ст. 258.
14. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от
4 мая 1996 г. «О ратификации Договора о создании Сообщества Бе
ларуси и России» // Ведомости Верховного Совета Республики Бе
ларусь. 1996. № 16. Ст. 212.
15. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от
16 июня 1997 г. № 725 «Об организации выполнения Программы
первоочередных действий по реализации в 1997 году положений
Договора о Союзе и Устава Союза Беларуси и России» // Собра
ние декретов, указов Президента и постановлений Правительства
Республики Беларусь. 1997. № 17-18. Ст. 638.
16. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от
21 мая 2002 г. № 646 «Об утверждении Соглашения между Пра
вительством Республики Беларусь и Правительством Российской
Федерации о создании равных условий в области ценовой полити
ки» // Национальный реестр правовых актов Республики Бела
русь. 2002. № 59. 5/10475.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализма.
М., 1994.
2. Беларусь и Россия: организационно-правовые основы интег
рации 1996 - 2001 гг. /Л. П. Козин, М. В. Мясникович, А. М. Аб
рамович и др. Мн., 2001.
3. Василевич Г. А. Конституционное право Республики Бела
русь. Мн., 2003.
4. Государственное право Германии. Т. 1. М., 1994. С. 74—83.
5. Конституции республик в составе Российской Федерации.
Сборник документов. М., 1995.
6. Конституция Российской Федерации. Комментарий. М.,
1994.
7. Козин Л. П., Кохно П. А. СНГ: реалии и перспективы. М.,
2000.
8. Лазаревский Н. И. Автономия. СПб., 1906.
9. Лысенко В. Н. Развитие федеративных отношений в совре
менной России. М., 1995.
10. Моисеев Е.Г. Правовой статус Содружества Независимых Го
сударств. / Под ред. проф. К.А. Бякишева. М., 1995.
11.Федерации в зарубежных странах. М., 1993.
12. Остром В. Смысл американского федерализма. М., 1993.
13. Тодыка Ю. Н. Основы конституционного строя Украины.
Харьков, 1999.
14. Уставы краев, областей, городов федерального значения, ав
тономной области, автономных округов РФ. Вып. 1. М., 1995.
15. Чиркин В. Е. Современный федерализм: сравнительный ана
лиз. М., 1995.
16. Ященко А. С. Теория федерализма. Опыт синтетической те
ории права и государства. Юрьев, 1912.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.
РЕФЕРЕНДУМ
Институт выборов в современном конституционном праве рассматривается как важнейшее свойство демократии, как способ формирования и выражения общественного мнения. Посредством выборов избираются различные органы государственной власти и местного самоуправления -парламенты, главы государств, губернаторы, Советы депутатов, думы и т. п.
Во Всеобщей декларации прав человека и гражданина (1948 г.) подчеркивается: «Воля народа должна быть основой власти правительства: эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».
Избирательное право — это система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения в области организации и проведения выборов в органы государства и местного самоуправления (избирательное право в объективном смысле).
Избирательное право — это гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти (избирательное право в субъективном смысле). Представляет собой комплекс следующих правомочий:
• активное избирательное право;
• пассивное избирательное право;
• прямое избирательное право;
• косвенное избирательное право.
Активное избирательное право — право участвовать с решающим голосом в избрании и отзыве членов выборных государственных органов.
Пассивное избирательное право — право быть избранным в качестве полномочного лица в выборные государственные органы.
Прямое избирательное право право избирать членов выборных государственных органов непосредственно, лично участвуя в голосовании.
Косвенное избирательное право — право избирать членов выборных государственных органов не непосредственно, а через ранее избранных представителей.
Источниками избирательного права государств являются конституции и иные акты законодательства. В Республике Беларусь это прежде всего Конституция и Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. (с изменениями и дополнениями от 4 июля 2000 г.).
Конституции закрепляют основные принципы избирательного права, основные положения, на которых оно должно строиться, определяют круг субъектов данного права, условия предоставления и лишения избирательного права.
Таким образом, содержание избирательного права составляет правовое регулирование организации проведения выборов и подсчета голосов.
Избирательная система является важнейшим и обязательным элементом демократического режима. В любом государстве избирательная система является средством закрепления практики организации проведения выборов на фактическом и нормативном уровне.
Избирательную систему следует рассматривать в широком и узком смысле. Избирательная система в широком смысле слова представляет совокупность общественных отношений (как урегулированных, так и неурегулированных нормами правд), посредством которых формируются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Избирательная система в узком смысле — это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей.
Реализация данных общественных отношений находит свое отражение прежде всего в выборах органов законодательной (представительной) власти. Сам же процесс реализации указанных общественных отношений называется избирательной кампанией.
Избирательная система строится на основе ряда принципов'.
• всеобщность;
• свободное участие в выборах;
• обязательный вотум;
• равенство граждан при выборах;
• состязательность избирательного процесса;
• равные возможности претендентов;
• гласность при подготовке и проведении выборов и др.
Согласно принципу всеобщности всеобщими признаются такие выборы, в которых принимает участие большинство населения страны, а от участия в них отстраняются лишь те лица, которые не имеют возможности сознательно осуществлять свои действия, то есть несовершеннолетние и люди, страдающие нервно-психическими заболеваниями.
В ряде стран всеобщее избирательное право ограничивается рядом цензов, К ним относятся:
• возрастной ценз (установленное законом требование,
согласно которому право участвовать в выборах предостав
ляется по достижении определенного возраста);
• ценз оседлости (избирательное право предоставляется
только тем гражданам, которые проживают в той или иной
местности в течение определенного времени);
• ценз имущественный;
• ценз образовательный;
• ценз моральный.
Указанные цензы представляют собой ограничение как активного, так и пассивного избирательного права.
Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам принимает решение об участии в избирательном процессе. Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом. В некоторых странах (Италия, Австралия, Бельгия, Турция) предусмотрен обязательный вотум, т. е. юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании.
Равенство граждан при выборах предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействия на результат выборов. Равенство избирательного права обеспечивается наличием у каждого избирателя такого же числа голосов, как и у других избирателей.
В науке конституционного права и избирательной практике различают следующие способы определения результатов выборов:
• мажоритарную систему;
• пропорциональную систему;
• смешанную систему.
ственной и общественной жизни. Различается несколько видов референдума:
• императивный и консультативный;
• конституционный и законодательный;
• обязательный и факультативный;
• общегосударственный и местный.
Императивным считается референдум, результат которого является окончательным и обязательным. Решение референдума приобретает силу закона с момента голосования и может быть изменено или отменено только новым волеизъявлением народа.
При консультативном референдуме выявляется общественное мнение, которое учитывается органами государственной власти в принятии какого-либо законодательного акта или иного решения.
Разделение референдума на конституционный и законодательный основано на правовом характере принимаемых актов: конституции или закона.
Обязательным референдум считается тогда, когда орган, его назначающий, обязан при наличии определенных конституцией условий назначить его проведение. При факультативном референдуме компетентный государственный орган по своему усмотрению решает вопрос о назначении референдума.
Референдумы могут проводиться по инициативе глав государств, высших законодательных органов либо по инициативе граждан.
Правовое регулирование вопросов, связанных с проведением референдумов, в различных государствах осуществляется по-разному. В соответствии с Основным законом ФРГ предусматривается возможность проведения референдума, народного опроса и народной инициативы. В США нет федерального законодательства о референдуме, так как здесь считается проведение референдумов нецелесообразным, во-первых, вследствие подмены референдумом представительных органов; во-вторых, из-за возможного некомпетентного решения вопросов на референдуме и подмены профессионализма популизмом; в-третьих, из-за дороговизны. По конституционному законодательству Италии и Франции референдумы проводятся при необходимости внесения изменений в Конституцию. Конституция Италии (статья 75) предусматривает возможность проведе-
ния референдума для отмены, полностью или частично, любого закона или акта Республики, имеющего силу закона, за исключением законов о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, о полномочиях на ратификацию международных договоров.
В соответствии со статьей 73 Конституции Республики Беларусь и статьей 111 Избирательного кодекса Республики Беларусь референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. В Республике Беларусь могут проводиться республиканские и местные референдумы.
Согласно статье 112 Избирательного кодекса Республики Беларусь на республиканский референдум могут выноситься важнейшие вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь. На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.
На республиканский референдум не могут выноситься:
• вопросы, которые могут вызвать нарушение террито
риальной целостности Республики Беларусь;
• вопросы, связанные с избранием и освобождением
Президента Республики Беларусь, назначением (избрани
ем, освобождением) должностных лиц, назначение (избра
ние, освобождение) которых относится к компетенции
ПрезидентаРеспублики Беларусь и палат Национального
собрания Республики Беларусь;
• вопросы о принятии и изменении бюджета, установле
нии, изменении и отмене налогов;
• вопросы об амнистии, о помиловании.
Такая же практика существует во многих странах. Согласно законодательству ФРГ не допускается проведение референдума в отношении законов о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, о полномочиях на ратификацию международных договоров.
На местный референдум не выносятся вопросы, перечисленные в части третьей статьи 112 Избирательного кодекса Республики Беларусь (т. е. вопросы, которые не мо-
гут выноситься на республиканский референдум), вопросы, имеющие значение для Республики Беларусь в целом, а также вопросы, связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя.
Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит Президенту Республики Беларусь, Палате представителей, Совету Республики и гражданам Республики Беларусь. Инициатива Палаты представителей и Совета Республики на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат и вносится на рассмотрение Президенту Республики Беларусь. Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.
В случае, если с инициативой проведения республиканского референдума выступают граждане, ими образуется группа по проведению референдума (инициативная группа) из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве не менее 100 человек, примерно в равной степени представляющих граждан от каждой области и города Минска.
Инициативная группа обращается в Центральную комиссию с заявлением о регистрации инициативной группы и вопроса (проекта решения), предлагаемого ею на референдум. К заявлению прилагаются протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение об образовании группы, выдвижении инициативы о проведении референдума, вопросе (проекте решения), предлагаемом на референдум, избрании председателя группы и координаторов по областям и городу Минску, -список участников собрания, подписанный председателем и секретарем собрания, а также список членов инициативной группы, давших согласие на участие в работе инициативной группы, что должно быть подтверждено их собственноручными подписями, подлинность которых подлежит нотариальному засвидетельствованию.
Выносимый на республиканский референдум вопрос (проект решения) должен быть сформулирован инициа-
'
тивной группой четко и ясно с тем, чтобы на него был возможен однозначный ответ. Формулировка вопроса (проекта решения), предлагаемого на референдум, может быть уточнена с согласия инициативной группы, о чем должен быть представлен протокол собрания группы.
Документы, представленные инициативной группой о проведении республиканского референдума, и вопрос (проект решения), предлагаемый на референдум, направляются Центральной комиссией на заключение в Министерство юстиции и Прокуратуру Республики Беларусь, которые проверяют соответствие вопроса (проекта решения) требованиям законодательства Республики Беларусь и соблюдение порядка образования инициативной группы.
Вопрос (проект решения), предлагаемый на республиканский референдум с учетом заключения Министерства юстиции и Прокуратуры Республики Беларусь, и состав инициативной группы регистрируются Центральной комиссией.
В регистрации отказывают в случае нарушения требований законодательства Республики Беларусь. Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован в месячный срок в Верховный Суд Республики Беларусь (жалоба должна быть подписана большинством состава инициативной группы).
После регистрации инициативной группы Центральная комиссия выдает ей свидетельство о регистрации и образец подписного листа для сбора подписей граждан под предложением о проведении республиканского референдума. Членам инициативной группы выдаются соответствующие удостоверения.
Материальное обеспечение агитации по инициированию республиканского референдума гражданами и сбору подписей граждан осуществляется за счет средств инициативной группы, которая открывает для этого счет в банке. Инициативная группа может использовать добровольные пожертвования организаций (за исключением государственных), политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан Республики Беларусь. Контроль за поступлением и расходованием этих средств осуществляется Центральной комиссией.
На подготовку и проведение референдума употребление средств иностранных государств, предприятий, организаций, иностранных граждан и международных организаций, предприятий Республики Беларусь с иностранными инвестициями не допускается.
Сбор подписей граждан под предложением о проведении референдума осуществляется только членами инициативной группы в двухмесячный срок со дня регистрации инициативной группы. В подписной лист могут быть включены только подписи граждан, проживающих в одном населенном пункте, а в городах с районным делением — в одном районе города.
Принуждение граждан Республики Беларусь подписать подписной лист, а также использование других противоправных форм сбора подписей запрещается. Ответственность за достоверность содержащихся в подписных листах данных несет член инициативной группы, осуществлявший сбор подписей.
В случае обнаружения в подписных листах нескольких подписей одного и того же гражданина достоверной считается только одна подпись.
Решения о результатах сбора подписей граждан в подписных листах в поддержку инициативы проведения республиканского референдума принимаются соответствующими районными, городскими исполнительными комитетами, районной администрацией города и направляются соответственно в областной, Минский городской исполнительный комитет.
Подписные листы должны находиться на хранении в соответствующих районных, городских исполнительных комитетах, районных администрациях городов.
Областные, Минский городской исполнительный комитеты при необходимости в пятидневный срок могут проверить достоверность подписей граждан в подписных листах. После принятия решений областными и Минским городским исполнительными комитетами инициативная группа составляет заключительный акт о сборе подписей и представляет его в Центральную комиссию.
Центральная комиссия проверяет соответствие заключительного акта инициативной группы и поступивших решений областных, Минского городского исполнительных комитетов, требованиям Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь и составляет заключение о соблюдении данной группой требований Избирательного кодекса.
Заключительный акт инициативной группы вместе со своим заключением и протоколом, если отсутствуют основания для отклонения предложения о проведении рефе-
рендума, Центральная комиссия передает Президенту Республики Беларусь.
Решение Центральной комиссии об отклонении предложения по проведению референдума может быть обжаловано в месячный срок в Верховный Суд Республики Беларусь (жалоба должна быть подписана большинством состава инициативной группы).
Повторное инициирование гражданами проведения референдума по одному и тому же вопросу допускается не ранее чем через 1 год после отклонения предложения о проведении референдума и не ранее чем через 3 года после проведения референдума по этому вопросу.
В соответствии со статьей 117 Избирательного кодекса Республики Беларусь Президент Республики Беларусь назначает республиканский референдум по собственной инициативе или в двухмесячный срок после внесения на его рассмотрение в соответствии с Избирательным кодексом предложений палат Национального собрания Республики Беларусь либо граждан.
В указе Президента Республики Беларусь о назначении референдума, как правило, дается:
• дата проведения референдума;
• юридическая сила решения, принятого референду-
мрм;
• формулировка вынесенного на референдум вопроса
(вопросов);
• перечень иных организационных мероприятий по
обеспечению проведения референдума.
Если на референдум выносится законопроект, то он прилагается к указу Президента Республики Беларусь о назначении референдума. Дата проведения референдума устанавливается не позднее 3 месяцев со дня издания указа Президента Республики Беларусь о назначении референдума.
Президент Республики Беларусь вправе отклонить предложение о проведении референдума, если оно не соответствует требованиям Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь. Решение Президента Республики Беларусь об отклонении референдума оформляется указом.
Реализация права инициативы граждан на проведение местного референдума, его подготовка и проведение,
порядок и сроки образования участков для голосования, соответствующих комиссий по референдуму, полномочия и организация их деятельности, составление списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме, порядок голосования, подведения и опубликования итогов референдума осуществляются применительно к нормам законодательства о республиканском референдуме.
Правом инициативы на проведение местного референдума обладают местные представительные органы и граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории соответствующей области, района, города, района в городе, поселка, сельсовета. Инициатива граждан выражается в виде предложения, внесенного не менее 10 процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.
В случае, когда граждане выступают с инициативой о проведении местного референдума, ими образуется инициативная группа из числа лиц, имеющих право участвия в референдуме:
• в области и городе Минске — в количестве не менее
50 человек;
• в районе, городе, районе в городе — не менее 20 человек;
• в поселке, сельсовете — не менее 10 человек.
Документы на проведение местного референдума, представленные инициативной группой, и вопрос, предлагаемый на референдум, направляются местным исполнительным и распорядительным органом на заключение в соответствующий областной, Минский городской орган юстиции, которые проверяют соответствие вопроса, выносимого на референдум, требованиям законодательства и соблюдение порядка образования инициативной группы.
В течение 30 дней со дня обращения за регистрацией инициативной группе выдается свидетельство о регистрации, образец подписного листа, а членам инициативной группы — соответствующие удостоверения.
Если исполнительным и распорядительным органом установлено, что собрано необходимое количество достоверных подписей, инициативная группа по проведению местного референдума составляет заключительный акт и представляет его в соответствующий исполнительный и распорядительный орган, который передает его в местный Совет депутатов.
Решение о назначении областного, Минского городского, районного, городского, поселкового, сельского референдума принимается соответствующим местным Советом депутатов, а решение о назначении районного референдума в городе с районным делением — городским Советом депутатов не позднее 30 дней со дня внесения в соответствии с требованиями Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь.
Местный Совет депутатов, принимая решение о назначении референдума, обеспечивает ознакомление граждан с содержанием вопроса (проекта решения), вынесенного на референдум.
Дата проведения референдума устанавливается не позднее 3 месяцев со дня принятия решения о назначении референдума.
Решение местного Совета депутатов о назначении референдума публикуется в печати и обнародуется в других средствах массовой информации.
Решения, принятые местным референдумом, подписываются руководителем соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.
Подготовка и проведение референдума на территории области, города, района, района в городе, поселка, сельсовета осуществляются соответствующими комиссиями по референдуму, образованными в соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь.
На основании протоколов, полученных от участковых комиссий по референдуму и составленных в соответствии с требованиями статьи 55 Избирательного кодекса Республики Беларусь, районные, городские, районные в городах комиссии по референдуму подводят итоги проведения референдума. Результаты референдума устанавливаются на заседаниях указанных комиссий и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами соответствующей комиссии по референдуму и передается немедленно, но не позднее чем через 2 дня после окончания голосования лично председателем или заместителем председателя либо секретарем комиссии в областную, Минскую городскую комиссию по референдуму и в органы, образовавшие комиссию, для информации.
Если органы, образовавшие комиссию, находят нарушения требований Избирательного кодекса и иных актов
!
законодательства Республики Беларусь, допущенные в ходе голосования или при подсчете голосов, об этом немедленно сообщается в вышестоящую комиссию по референдуму или Центральную комиссию.
Результаты референдума в областях, городе Минске определяются на заседаниях областных, Минской городской комиссий по референдуму и заносятся в протокол. К протоколу, направляемому в Центральную комиссию, прилагаются, если они имеются, особые мнения членов комиссии, заявления других лиц о нарушениях, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов, и принятые по ним решения комиссии.
Если органы, образовавшие областные, Минскую городскую комиссию по референдуму, обнаружили нарушения требований Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь в ходе голосования или при подсчете голосов, об этом немедленно сообщается в Центральную комиссию.
На основании протоколов областных, Минской городской комиссий по референдуму Центральная комиссия устанавливает:
• общее число граждан, имеющих право участвовать в
референдуме;
• число граждан, получивших бюллетени для голосова
ния;
• число граждан, принявших участие в голосовании;
• число голосовавших за одобрение вынесенного на ре
ферендум вопроса (проекта решения) и число голосовав
ших против его одобрения;
• число бюллетеней, признанных недействительными.
Референдум считается состоявшимся, если в голосовании участвовало более 50 % граждан, внесенных в списки для голосования. Решение считается принятым референдумом, если за него в целом по Республике Беларусь проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.
Решение о принятии, изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.
Результаты референдума устанавливаются на заседании Центральной комиссии и заносятся в протокол. Протокол
подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии.
Центральная комиссия по представлению соответствующих комиссий по референдуму и органов, образовавших комиссии, а также по установленным ею основаниям может признать результаты референдума в области, районе, городе, районе в городе, на участке для голосования недействительными из-за допущенных нарушений требований Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь.
Сообщение об итогах референдума публикуется в печати Центральной комиссией в семидневный срок. В сообщении указываются: общее число граждан, имеющих право участвовать в референдуме; число граждан, получивших бюллетени для голосования; число граждан, принявших участие в голосовании; число голосовавших за одобрение вынесенного на референдум вопроса (проекта решения) и число голосовавших против его одобрения; число бюллетеней, признанных недействительными.
По представлению Генерального прокурора Республики Беларусь о нарушениях, допущенных при проведении референдума, Центральная комиссия имеет право принять решение либо о проведении в течение месяца повторного голосования на тех участках для голосования и других территориях, где были допущены нарушения, либо о про-иедении в течение года повторного голосования на всей территории Республики Беларусь.
Решение, принятое референдумом, подписывается Президентом Республики Беларусь и публикуется в порядке, установленном для опубликования актов Президента Республики Беларусь.
Решение, принятое референдумом, вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если в нем не установлен иной срок. Датой принятия решения референдумом считается день референдума.
Юридическая сила решения, принятого референдумом, определяется Указом Президента Республики Беларусь о назначении референдума. Решения, принятые референдумом, могут б