Контрольные работы выполняются обучающимися во время проведения аудиторных практических занятий в течение 20-30 минут.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Уровень основной образовательной программы – бакалавриат

Направление подготовки – юриспруденция

Профили – государственно-правовой

Форма обучения очная

Сроки освоения ООП - 4 года

Юридический факультет

Кафедра конституционного и муниципального права

­­­­­­­­­

Рязань, 2017 г.

При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:

1. ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Минобрнауки России от «01» декабря 2016 № 1511.

2. Учебный план направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция направленность (профиль) государственно-правовой одобрен Ученым советом РГУ имени С.А. Есенина от «____»______20___г. Протокол №___

Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждена на заседании кафедры конституционного и муниципального права от «____»_____________20___г. Протокол №____

Заведующий кафедрой _______________ (Н.Н. Кулешова)

Рабочая программа дисциплины (модуля) одобрена Учебно-методическим советом юридического факультета от «___» ____________20___г. Протокол №____

Председатель Учебно-методического совета

юридического факультета ________________ (Л.Ю. Ларина)

Разработчик:

доцент кафедры конституционного и муниципального права ________ (С.А. Трыканова)

Декан факультета _____________ (Т.А. Мечетина)

Начальник УМУ __________________________________ (Е.Н. Горохова)

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Целью освоения учебной дисциплины«Избирательное право» является формирование у обучающихся компетенций, необходимых для осуществления правоприменительной, правоохранительной и экспертно-консультационной деятельности для эффективной реализации организационно-правового регулирования управления избирательным процессом на федеральном, региональном и местном уровне РФ, для решения профессиональных задач в сфере правового обеспечения государственного и муниципального управления.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВУЗА

2.1. Учебная дисциплина «Избирательное право» относится к Вариативной части Блока 1.

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие предшествующие дисциплины:

Теория государства и права,

Конституционное право России.

Конституционное право зарубежных стран

История государства и права России

Социология

Философия

История государства и права зарубежных стран

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

Административное право

Основы местного самоуправления

Государственная и муниципальная служба

2.4 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций:

№ п/п Номер/индекс компетенции Содержание компетенции (или ее части) В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
Знать Уметь Владеть
6 66
ПК-6 способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства - основные положения науки избирательного права; - сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений сфере избирательного права; - нормы законодательства в области избирательного права. - анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения в сфере избирательного права; - анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы. - навыками юридической квалификации фактов и обстоятельств в области избирательных правоотношений.
  ПК-8 готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства - сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений сфере избирательного права; - сущность и содержание профессиональной деятельности в сфере избирательного права. - анализировать конкретные ситуации, возникающие в профессиональной деятельности юриста; - осуществлять свою профессиональную деятельность на основе норм права. - навыками принятия обоснованных и грамотных решений в пределах должностных обязанностей, необходимых мер защиты прав человека и гражданина в сфере избирательного права; - навыками совершения иных действий, связанных с обеспечением законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства.
ПК -15 способен толковать нормативные правовые акты   - виды и основные приемы толкования правовых норм; - содержание основных принципов и норм российского права в сфере избирательных правоотношений; - судебную практику по вопросам разрешения споров, связанных с нарушением избирательных прав граждан. - анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы в сфере избирательных правоотношений; - анализировать практику применения норм избирательного права. - навыками анализа правоприменительной практики в сфере избирательного права; - навыками различных видов толкования правовых норм в сфере избирательных правоотношений.

2.5 Карта компетенций дисциплины.



КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ
НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Избирательное право
Цель дисциплины Целью освоения учебной дисциплины«Избирательное право» является формирование у обучающихся компетенций, необходимых для осуществления правоприменительной, правоохранительной и экспертно-консультационной деятельности для эффективной реализации организационно-правового регулирования управления избирательным процессом на федеральном, региональном и местном уровне РФ, для решения профессиональных задач в сфере правового обеспечения государственного и муниципального управления.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие
Профессиональные компетенции:
КОМПЕТЕНЦИИ Перечень компонентов Технологии формирования Форма оценочного средства Уровни освоения компетенции
ИНДЕКС ФОРМУЛИРОВКА        
ПК-6 способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства Знать: - основные положения науки избирательного права; - сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений сфере избирательного права; - нормы законодательства в области избирательного права. Уметь: - анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения в сфере избирательного права; - анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы. Владеть: - навыками юридической квалификации фактов и обстоятельств в области избирательных правоотношений. Путем проведения лекционных, практических занятий, организации самостоятельной работы студента. Тестирование, индивидуальные домашние задания, решение практических задач, экзамен. Пороговый: Знает основное содержание источников избирательного права и может применять эти знания на практике Повышенный: Способен на высоком профессиональном уровне применять нормы избирательного права и реализовывать их в сфере правового обеспечения электорального процесса, государственного и муниципального управления.
ПК-8 готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства Знать: - сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений сфере избирательного права; - сущность и содержание профессиональной деятельности в сфере избирательного права. Уметь: - анализировать конкретные ситуации, возникающие в профессиональной деятельности юриста; - осуществлять свою профессиональную деятельность на основе норм права. Владеть: - навыками принятия обоснованных и грамотных решений в пределах должностных обязанностей, необходимых мер защиты прав человека и гражданина в сфере избирательного права; - навыками совершения иных действий, связанных с обеспечением законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства. Путем проведения лекционных, практических занятий, организации самостоятельной работы студента. Тестирование, индивидуальные домашние задания, решение практических задач, экзамен. Пороговый: Знает основные общие принципы избирательного права, организационно-правовые основы привлечения к ответственности за правонарушения в области избирательного права и может применять их на практике Повышенный: Способен на высоком профессиональном уровне реализовывать организационно-правовые основы рассмотрения обращений и исков граждан по вопросам правонарушений в сфере избирательного прав в рамках компетенций правоохранительных органов и судебных инстанций
ПК -15 способен толковать нормативные правовые акты Знать: - виды и основные приемы толкования правовых норм; - содержание основных принципов и норм российского права в сфере избирательных правоотношений; - судебную практику по вопросам разрешения споров, связанных с нарушением избирательных прав граждан. Уметь: - анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы в сфере избирательных правоотношений; - анализировать практику применения норм избирательного права. Владеть: - навыками анализа правоприменительной практики в сфере избирательного права; - навыками различных видов толкования правовых норм в сфере избирательных правоотношений. Путем проведения лекционных, практических занятий, организации самостоятельной работы студента. Тестирование, индивидуальные домашние задания, решение практических задач, экзамен. Пороговый: Знает общие принципы и специфику реализации избирательного права Повышенный: Способен на высоком профессиональном уровне применения принципов и норм избратель ного права

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Всего часов Семестры
№ 4
часов
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего)
В том числе:    
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные работы (ЛР) - -
Самостоятельная работа студента (всего)
В том числе - -
СРС в семестре:
Курсовая работа КП - - - -
КР
Другие виды СРС:    
Чтение текста учебника, до­полнительной литературы: выписки из текста; работа со сло­варями и справочниками, ознакомление с нормативными документами
Подготовка индивидуального задания к представлению на семинаре
Решение задач
СРС в период сессии
Вид промежуточной аттестации зачет (З),   зачет - зачет -
экзамен (Э)
ИТОГО: Общая трудоемкость часов
зач. ед.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ семестра № раздела Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела в дидактических единицах
  Конституционные принципы избирательного права Конституционные принципы избирательного права
Разновидности избирательных систем в Российской Федерации Разновидности избирательных систем в Российской Федерации
Система избирательных комиссий в Российской Федерации Система избирательных комиссий в Российской Федерации
Назначение выборов, образование избирательных округов и избирательных участков Назначение выборов, образование избирательных округов и избирательных участков
Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов
Предвыборная агитация Предвыборная агитация
Организация и проведение голосования, определение результатов выборов Организация и проведение голосования, определение результатов выборов
Избирательные споры и защита избирательных прав граждан Избирательные споры и защита избирательных прав граждан
Юридическая ответственность за нарушения избирательных прав граждан Юридическая ответственность за нарушения избирательных прав граждан

2.2. Разделы учебной дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля

№ семестра № раздела Наименование раздела учебной дисциплины Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестрам)
    Л ПЗ/С СРС всего
Конституционные принципы избирательного права 1 неделя. Устный индивидуальный и фронтальный опрос по теоретическим вопросам и практическим заданиям, решение задач
Разновидности избирательных систем в Российской Федерации 2 неделя. Устный индивидуальный и фронтальный опрос по теоретическим вопросам ,решение задач
Система избирательных комиссий в Российской Федерации 3,4,5 недели. Устный индивидуальный и фронтальный опрос по теоретическим вопросам, решение задач. Выполнение творческого задания: сравнительный анализ форм прямого волеизъявления. Решение задач
Назначение выборов, образование избирательных округов и избирательных участков 6,7,8 недели. Устный индивидуальный и фронтальный опрос по теоретическим вопросам и практическим заданиям Письменная контрольная работа, решение задач
Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов 9,10 недели. Устный индивидуальный и фронтальный опрос по теоретическим вопросам, решение задач, тестирование
Предвыборная агитация 11,12 недели. Устный индивидуальный и фронтальный опрос по теоретическим вопросам и практическим заданиям, решение задач
Организация и проведение голосования, определение результатов выборов 13,14 недели. Устный индивидуальный и фронтальный опрос по теоретическим вопросам и практическим заданиям, решение задач  
Избирательные споры и защита избирательных прав граждан 15,16 недели. Устный индивидуальный и фронтальный опрос по теоретическим вопросам и практическим заданиям. Творческое задание: толкование и предметный анализ главы 3 ФЗ №131,тестирование
Юридическая ответственность за нарушения избирательных прав граждан 17,18 недели. Устный индивидуальный и фронтальный опрос по теоретическим вопросам и практическим заданиям
  Промежуточная аттестация     зачет
    ИТОГО за семестр  

2.3 .Лабораторныйпрактикум по учебной дисциплине не предусмотрен.

1.4.Курсовые работы по учебной дисциплине не предусмотрены.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Виды СРС

№ семестра № раздела Наименование раздела учебной дисциплины Виды СРС Всего часов
Конституционные принципы избирательного права Чтение текста учебника, до­полнительной литературы: выписки из текста;  
работа со сло­варями и справочниками, ознакомление с нормативными документами;
Разновидности избирательных систем в Российской Федерации Чтение текста учебника, до­полнительной литературы: выписки из текста;
работа со сло­варями и справочниками, ознакомление с нормативными документами;
Система избирательных комиссий в Российской Федерации Работа с учебным материалом, нормативными документами
решение ситуационных профессиональных задач
Назначение выборов, образование избирательных округов и избирательных участков Работа с учебным материалом, нормативными документами
Чтение текста учебника, до­полнительной литературы: выписки из текста;
решение ситуационных профессиональных задач
Подготовка к контрольной работе
Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов Работа с учебным материалом, нормативными документами,
решение ситуационных профессиональных задач.
подготовка сообщений к выступлению на семинаре;
Предвыборная агитация Работа с учебным материалом, нормативными документами
решение ситуационных профессиональных задач
Организация и проведение голосования, определение результатов выборов Работа с учебным материалом, нормативными документами
решение ситуационных профессиональных задач
Избирательные споры и защита избирательных прав граждан Работа с учебным материалом, нормативными документами
решение ситуационных профессиональных задач
Юридическая ответственность за нарушения избирательных прав граждан Работа с учебным материалом, нормативными документами
подготовка сообщений к выступлению на семинаре
СРС в период сессии Чтение текста учебника, до­полнительной литературы: выписки из текста
работа со сло­варями и справочниками, изучение нормативных документов
Подготовка к зачету.
ИТОГО в семестре:

3.2. График работы студента

Семестр № 4

Форма оценочного средства Условное обозначение Номер недели
   
Собеседование Сб + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Тестирование письменное, компьютерное ТСп, ТСк                                   ТСк
Решение задач РЗ + + + + + + + + + + + + + + + + +  
Индивидуальное домашнее задание ИДЗ         +                   +      
Контрольная работа Кр           + + +                    

Контрольные работы/рефераты

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Основная литература

№ п/п Автор (ы), наименование, место издания и издательство, год Используется при изучении разделов Семестр Количество экземпляров
В библиотеке На кафедре
Избирательное право: учебник/ 2-е изд., перераб. и доп. под ред. Эбзеева Б.С., Гасанова К.К., Хазова Е.Н.– М.: Юнити-Дана, 2015. – 431 с. URL:/ http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=426595&sr=1 (дата обращения: 14.02.2017). 1-9 ЭБС -
Избирательное право России : учебник / В.О. Лучин, В.Н. Беленовский, Т.М. Пряхина и др. ; под ред. В.О. Лучина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 735 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115027 (06.04.2017) 1-9 ЭБС -

5.2. Дополнительная литература

№ п/п Автор (ы), наименование, место издания и издательство, год Используется при изучении разделов Семестр Количество экземпляров
В библиотеке На кафедре
Избирательное право: учебное пособие : в 2 ч., Ч. 1/ Ахрамеева О. В. , Дедюхина И. Ф. , Жданова О. В. ,Мирошниченко Н. В. , Токмаков Д. С.– Ставропольский государственный аграрный университет, 2015. – 35 с. URL:/ http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=438683&sr=1 1-9 ЭБС -
Конституция Российской Федерации в редакции законов РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 – ФКЗ, от 05.02.2014 №2 – ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 – ФКЗ// КонсультантПлюс, доступ в сети ун-та(дата обращения: 14.02.2017). 1-9 ЭБС -
Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный): с комментариями Конституционного суда РФ/Борисов А.Б., - М.: Книжный мир, 2013. – 256 с. URL:/http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=274620&sr=1(дата обращения: 14.02.2017). 1-9 ЭБС -
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СПС «КонсультантПлюс», доступ в сети ун-та (дата обращения: 14.02.2017). 1-9 ЭБС -
Федеральный закон от 10 января 2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СПС «КонсультантПлюс», доступ в сети ун-та (дата обращения: 14.02.2017). 1-9 ЭБС -
Федеральный закон от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс», доступ в сети ун-та (дата обращения: 14.02.2017). 1-9 ЭБС -
Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // СПС «КонсультантПлюс», доступ в сети ун-та (дата обращения: 14.02.2017). 1-9 ЭБС -
Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // СПС «КонсультантПлюс», доступ в сети ун-та (дата обращения: 14.02.2017). 1-9 ЭБС -
Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» // СПС «КонсультантПлюс», доступ в сети ун-та (дата обращения: 14.02.2017). 1-9 ЭБС -
Избирательное право Российской Федерации : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. В. Захаров [и др.] ; под ред. И. В. Захарова, А. Н. Кокотова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 322 с. URL: https://www.biblio-online.ru/book/5D108123-FBF4-4B82-94B6-385FDC4ADD39 (Дата обращения 22.04.2017) 1-9 ЭБС -

5.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1) Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система : база данных / Регион, центр правовой информ. Информправо. – [Б.м., 2002-J. – Доступ к полным текстам из сети РГУ имени С.А. Есенина: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.01.2017).

2) Электронная библиотека диссертаций [Электронный ресурс] : официальный сайт / Рос. гос. б-ка. – Москва : Рос. гос. б-ка, 2003 - . – Доступ к полным текстам из комплексного читального залов библиотеки НБ РГУ имени С.А. Есенина : http://diss.rsl.ru/ (дата обращения: 10.01.2017).

5.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины

1. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс] : сайт – URL: http://elibrary.ru, свободный (дата обращения: 10.01.2017).

2. Федеральный образовательный портал "Юридическая Россия" [Электронный ресурс] : сайт – URL:http://www.law.edu.ru, свободный (дата обращения: 10.01.2017).

1. Суды Российской Федерации [Электронный ресурс] : сайт – URL:sudrf.ru (содержит приговоры судов по уголовным делам) , свободный (дата обращения: 10.01.2017).

2. Электронная юридическая библиотека – – URL:http://www.juristlib.ru, свободный (дата обращения: 10.01.2017).

3. Юридический портал для студентов – – URL:http://www.law-education.ru, свободный (дата обращения: 10.01.2017).

4. Юридический портал – – URL:http://www.interlaw.dax.ru, свободный (дата обращения: 10.01.2017).

5. ГАРАНТ [Электронный ресурс] : информационно-правовой портал : сайт. - URL: http://www.garant.nl/, свободный (дата обращения: 10. 01.2017).

6. КОДЕКС (справочно-правовая система) [Электронный ресурс] : сайт / Информ.-правовой консорциум «КОДЕКС». - Москва, 1991- – URL:. – URL: http://www.kodeks.ni, свободный (дата обращения: 10.01.2017)

7. Российское образование [Электронный ресурс] : федеральный портал / ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика». – [Москва, 2002 - ]. – URL: http://www.edu.ni/ свободный (дата обращения: 10.01.2017).

8. Электронный каталог НБ РГУ имени С.А. Есенина [Электронный ресурс] : база данных содержит сведения о всех видах лит, поступающих в фонд НБ РГУ имени С.А. Есенина. – Рязань, [1990 -]. – URL: http ://library.rsu.edu.ru/marc/ свободный (дата обращения: 10.01.2017).

9. Сайт Президента РФ [Электронный ресурс] : сайт – URL:http:// www.president.kremlin.ru, свободный (дата обращения: 10.01.2017).

10. Сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ [Электронный ресурс] : сайт – URL:http:// www.duma.gov.ru, свободный (дата обращения: 10.01.2017).

  1. Сайт Правительства РФ [Электронный ресурс] : сайт – URL:http:// www.government.gov.ru, свободный (дата обращения: 10.01.2017)
  2. Сайт Конституционного Суда РФ [Электронный ресурс] : сайт – URL:http:// www.ks.rfnet.ru, свободный (дата обращения: 10.01.2017)
  3. Сайт Верховного Суда РФ [Электронный ресурс] : сайт – URL:http:// www.supcourt.ru, свободный (дата обращения: 10.01.2017)

14. Сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс] : сайт – URL:http:// www.minzdrav.gov.ru, свободный (дата обращения: 10.01.2017)

  1. Сайт Общероссийского Конгресса муниципальных образований [Электронный ресурс] : сайт – URL:http:// www.окмо.рф, свободный (дата обращения: 10.01.2017)
  2. Центр правовой поддержки местного самоуправления [Электронный ресурс] : сайт – URL:http://, свободный (дата обращения: 10.01.2017)
  3. Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации [Электронный ресурс] : сайт – URL:http:// www.ombudsmanrf.ru, свободный (дата обращения: 10.01.2017)

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

6.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий:специализированные лекционные аудитории, оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения и экраном.

6.2. Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся: для преподавателя - видеопроектор, ноутбук, переносной или стационарный экран. На используемых компьютерах, ноутбуках должны быть установлены средства MS Office: Word, Excel, PowerPoint, браузер для доступа в сеть Интернет. Для обучающихся специальные требования не предусмотрены.

6.3. Требования к специализированному оборудованию:

отсутствуют.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

6.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий: специализированные лекционные аудитории, оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения и экраном.

6.2. Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся: для преподавателя - видеопроектор, ноутбук, переносной экран. Для обучающихся специальные требования не предусмотрены.

6.3. Требования к специализированному оборудованию: отсутствуют.

6.4. Требования к программному обеспечению учебного процесса: в соответствии с ФГОС.

7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (Заполняется только для стандарта ФГОС ВПО)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Вид учебных занятий Организация деятельности студента
Лекция Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии.
Практические занятия Проработка рабочей программы дисциплины, уделяя особое внимание целям и задачам, структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, подготовка реферата, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом (указать текст из источника и др.), решений практических задач, выполнение индивидуальных домашний заданий.
Контрольная работа/индивидуальные задания Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующихся для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др.
Реферат Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением реферата.
Подготовка к зачету При подготовке к зачету необходимо повторить конспекты лекции, повторить нормы Избирательного права РФ и законодательства, отработать терминологию, повторить ранее изученное в учебниках. По каждому вопросу, вынесенному на промежуточную аттестацию, повторить актуальные аспекты судебной практики. Повторить задания, выполняемые в течение семестра.

9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

1. Применение средств мультимедиа в образовательном процессе (презентации, видео) при проведении лекций и практических занятий;

2. Консультирование обучающихся посредством электронной почты.

3. Компьютерное тестирование по итогам изучения разделов дисциплины.

4. Проверка домашних заданий и консультирование посредством электронной почты.

10. Требования к программному обеспечению учебного процесса отсутствуют.

11. Иные сведения

Планы (содержание) лекций

Семестр

Лекция 1 Конституционные принципы избирательного права.

Понятие принципов избирательного права. Принципы объективного и субъективного избирательного права. Содержание принципов объективного избирательного права: обязательность, периодичность, альтернативность, открытость и гласность.

Всеобщее избирательное право. Ограничения всеобщего избирательного права. Избирательные цензы: возрастной, гражданства, оседлости, военной службы и т.д.

Принцип равенства избирательных прав. Способы обеспечения принципа равного избирательного права. Принципы составления списков избирателей. Принципы формирования избирательных округов, избирательных участков.

Прямое избирательное право. Механизм реализации прямого избирательного права. Косвенные выборы.

Принцип тайного голосования. Голосование на дому. Интернет-голосование. Голосование по почте. Голосование по телефону. Международный опыт реализации принципа тайного голосования.

Добровольность участия в выборах. Ответственность. Абсентеизм.

Лекция 2 Разновидности избирательных систем в Российской Федерации

Понятие избирательной системы в узком и широком значениях этого слова. Разновидности избирательных систем. Виды и особенности избирательных систем зарубежных стран. Основные избирательные системы современности: мажоритарная и пропорциональная. Положительные и отрицательные стороны мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Смешанная избирательная система.

Общая характеристика российской избирательной системы, её особенности на федеральном, региональном и местном уровнях.

Элементы мажоритарной избирательной системы: относительного, абсолютного и квалифицированного большинства.

Пропорциональная избирательная система. Понятие избирательной квоты (избирательного частного). Естественная избирательная квота. Искусственная избирательная квота. Метод делителей. Избирательный барьер. Преференциональное голосование. Панаширование.

Лекция 3

Наши рекомендации