Ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ

Ограничения прав и свобод человека и гражданина определяются в основном теми особенностями, которыми обладают основные права и свободы человека, с одной стороны, и конституционные права и свободы гражданина, с другой стороны. Основные права и свободы человека – это сама по себе сложный механизм взаимодействия двух систем права: общепризнанного международного права и права внутригосударственного. Права и свободы гражданина – это сфера исключительно внутригосударственная, но и эта группа прав и свобод неотделима сущностно от прав и свобод человека. Сам гражданин – это в первую очередь человек, но являющийся в то же время носителем соответствующих прав гражданина. Каждый из международно-правовых документов по вопросам прав и основных свобод человека включает в себя определенный, в основном повторяющийся, и постоянно расширяющийся набор таких прав и свобод, ставших в силу этого международно-правовым стандартом.

Ограничение представляет собой исключение из общей совокупности прав и свобод человека, принадлежащих (либо предоставляемых) ему некоторых прав. Такое исключение, т.е. количественное уменьшение уже принадлежащих человеку прав и свобод, происходит в силу различного рода объективных или субъективных обстоятельств, имеющих, как показывает практика, чаще всего политический характер. Такие ситуации имеют место, например, при введении в стране или на какой-либо ее территории, режима чрезвычайного положения.

Ограничение являет собой сужение объема и (или) содержания конкретных прав и свобод путем установления властеносителями пространственных пределов, временных рамок, круга лиц или определенных вариантов поведения индивидов. Наиболее яркие тому примеры дают нормы охранительного законодательства (уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и др.).

Если попытаться дать определение ограничения, которое бы смогло охватить обе его стороны, то его формулировка могла бы иметь такой вид: "Ограничение прав (свобод) человека представляет собой обусловленное объективно-субъективными факторами, главным образом, политико-правового свойства, преследующее определенные цели, осуществляемое как правовыми, так и неправовыми средствами и способами, количественное и (или) качественное умаление субъектами власти прав и свобод человека", причем под умалением понимается либо исключение, либо сужение объема и содержания прав человека.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: главной целью ограничений является охрана основных ценностей в обществе, к которым относятся жизнь, свобода, достоинство и т.д. Ограничением, скажем, правовыми средствами свободы одного лица (по приговору суда), защищаются такие первичные ценности человека (и общества в целом), которые являются приоритетными в данной ситуации.

Билет № 14

(53) Российская Федерация – социальное государство.

Настоящая статья закрепляет социальный характер Российского государства, основные направления его социальной политики, гарантии ее реализации.

1. Социальным признается государство, которое обеспечивает достойную жизнь, благосостояние и свободное духовное развитие человека. Такое государство берет на себя обязанность обеспечить каждому удовлетворение необходимых социальных потребностей человека независимо от его способности трудиться. В социальном государстве противоречия между различными социальными слоями разрешаются путем достижения консенсуса.

2. Российская Федерация не допускает неравенство, преимущества или дискриминацию граждан по признаку социальной принадлежности, обеспечивает баланс интересов различных социальных слоев, поддерживает стабильность и социальный мир в обществе.

Социальная политика Российской Федерации включает в себя: общедоступность и бесплатность дошкольного общего и среднего профессионального образования в государственных муниципальных образовательных учреждениях, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования. Государство регулирует минимальный размер оплаты труда; борьбу с безработицей; обеспечивает бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; бесплатное пользование библиотечными фондами, сравнительно низкую плату за посещение музеев, картинных галерей, театров, концертных залов и других учреждений культуры.

Российская Федерация берет на себя заботу о материальном обеспечении граждан, их личной безопасности, надлежащих жилищных условиях, медицинском обслуживании, рациональном питании, сфере коммунально-бытового обслуживания, охране окружающей среды, обеспечивает доступ к ценностям культуры. Россия не только обеспечивает условия для получения знаний, но создает возможности для активного проявления каждого в общественно-полезном труде в условиях рыночной экономики.

В то же время провозглашение России социальным государством не означает признание государственного патернализма с характерным для него тоталитарным регулированием экономики, неприятием частной собственности, права граждан на занятие предпринимательской деятельностью.

Таким образом социальная политика России выступает условием социальной стабильности и формирует атмосферу общественного доверия к государственно-политическим институтам

(45) Порядок проведения митингов, демонстраций, шествий, пикетирований в России.

ФЗ РФ от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

До принятии 54-ФЗ действовал Указ Президента РФ 25 мая 1992 г. «0 порядке органи­зации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования». В котором устанавливалос, что следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РФ 22 ноября 1991г., о праве граждан собираться свободно и без оружия, проводить митинги и другие указанные мероприятия.

Проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах: 1) законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего ФЗ, иных законодательных актов РФ; 2) добровольность участия в публичном мероприятии.

Организатор публичного мероприятия (один или несколько граждан РФ (достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия) обязан:

1) подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего ФЗ;

2) не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;

3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления;

4) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия;

5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим ФЗ, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;

6) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;

7) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

8) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;

9) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;

10) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак.

5. Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Ст.15. Основания и порядок приостановления публичного мероприятия

1. Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение.

3. Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается.

Ст 16. Основания прекращения публичного мероприятия

1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;

2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.

Ст. 17. Порядок прекращения публичного мероприятия

1. В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления:

1) дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору публичного мероприятия;

2) устанавливает время для прекращения публичного мероприятия;

3) в случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращении обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия.

2. В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники милиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия.

3. Порядок прекращения публичного мероприятия не применяется в случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий. В этих случаях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

4. Неисполнение законных требований сотрудников милиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством РФ.

Статья 18. Обеспечение условий для проведения публичного мероприятия

1. Организатор публичного мероприятия, должностные лица и другие граждане не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия в выражении своих мнений способом, не нарушающим обшественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия.

2. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия, обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения и сообщить о них организатору публичного мероприятия.

3. Поддержание общественного порядка, регулирование дорожного движения, санитарное и медицинское обслуживание в целях обеспечения проведения публичного мероприятия осуществляются на безвозмездной основе.

Статья 19. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право граждан на проведение публичного мероприятия

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд.

Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц

Билет № 15

(52) Российская Федерация – светское государство.

В ч.1 ст. 14 К РФ определяется как светское гос-во, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Религиозные объединения отделены от гос-ва.

ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях": религиозн. объедин-ия равны перед законом.Светское гос-во– не сущуществует офиц., гос. религии и ни одно вероучение не признается обязательн. или предпочтительным.Светское государство - это такое государство, которое вообще безразлично по отношению к религии, если последняя остается в сфере духовной свободы и частной жизни, и безразлично к религиозному содержанию индивидуальной или коллективной деятельности, затрагивающей права и свободы других лиц. В то же время гос-во охран. закон. деят-ть религ. объедин-ий.Т.к. религ. объед-ия отделены от гос-ва, то они созд-ся и осущ. свою деят-ть в соотв-ии со своей собствен. иерарх. структурой и действ. на основе своих собствен. правил.

Формы религ. объедин-й: религ. группа; религ. орг-ия.

ФЗ от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изм. и доп. от 26 марта 2000 г.)

1. Религиозное объед-е в РФ - добровольное объед-ие граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основ-ях прожив-х на терр. РФ, образ-ое в целях совместного исповедания и распростр-я веры и облад-е соотв-ми этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религ. обрядов и церемоний; обучение религии и религ. воспитание своих последователей.

2. Религ. объед-я м. создаваться в форме религ. групп и религ. орг-ий. Религ. группа - добровольное объединение граждан российской Федерации, образ-ое в целях совместного исповедания и распрстранения веры, осущ-ее деять без гос. регистр-ии и приобрет-ия правоспос-ти, юр. лица

Религ. орг-ия - добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установл-ом законом порядке зарегистр-е в качестве юр. лица.

3. Создание религиозных объединений в органах гос. власти, др. гос. органах, гос. учреждениях и органах местного самоупр-ия, воинских частях, гос. муниципальных орг-ях запрещается.

4. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

В соотв-и с конст. принципом отделения религиозных объед-й от гос-ва гос-во: 1.не вмеш-ся в определение гражданином своего отношения к религии; 2.не возлагает на религ. объед-я выполнение функций органов гос. власти, др. гос. органов, гос. учреждений и органов местного самоупр-я; 3.не вмешивается в деят-ть религ. объед-й, если она не противоречит ФЗ; 4.обеспечивает светский характер образования в гос. и муниципальных образовательных учреждениях.

Религиозное объединение: 1.создается и осущ. свою деят-ть в соотв-и со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям; 2.не выполняет функций органов гос. власти, других гос. органов, гос. учреждений и органов местного самоупр-я; 3.не участвует в выборах в органы гос. власти и в органы местного самоупр-я; 4.не участвует в деятельности полит. партий и полит. движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

(27) Политические права и свободы.

Политические права и свободы являются правами граждан, которые обеспечивают их участие в управлении политической жизнью общества. Блок данных прав и свобод охватывает взаимодействие гражданина, государства и общества. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека относят к правам человека второго поколения. Современные социальные государства создают условия, при которых каждый имеет возможность пользоваться экономическими, социальными и культурными правами наряду с личными и политическими правами.

К числу политических прав и свобод относятся право на свободу слова, право на объединение в союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов, демонстраций.

Одним из основных политических прав является право участвовать в управлении делами государства и обществакак непосредственно, так и через своих представителей. По своему составу оно является сложным и реализуется через ряд более конкретных прав. Прежде всего это избирательное право граждан, которое реализуется в двух аспектах: граждане РФ имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право), а также участвовать в референдуме. Через избирательное право реализуется право граждан на участие в управлении делами государства через представительные органы (Федеральное Собрание, законодательные собрания в субъектах РФ) и прямые формы демократии, такие как выборы и референдум (ч. 1, 2 ст. 32). Право на участие в управлении делами государства через исполнительные органы реализуется путем права граждан на равный доступ к государственной службе, а на участие в судебной власти — через право участвовать в отправлении правосудия (ч. 4, 5 ст. 32). Таким образом, Конституция РФ закрепила полную возможность участия граждан в деятельности всех трех ветвей власти: представительной (законодательной),исполнительной и судебной.

В качестве форм прямой (непосредственной) демократии выступают такие основные права граждан, как:

§ право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для зашиты своих интересов (ст. 30);

§ право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31);

§ право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

К основным политическим правам можно отнести и право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в том случае, когда убеждения или вероисповедание гражданина противоречат несению военной службы (ст. 59).

Некоторые из политических прав и свобод — связанные с функционированием государственной власти — принадлежат только гражданам. Они образуют способ привлечения граждан к управлению государством.

§ Свобода слова и средств массовой информации означает свободу выражения взглядов, мнений. Цензура запрещена. Установлена ответственность за ущемление, притеснение (нарушение) свободы. Вместе с тем запрещается пропаганда или агитация национальной, социальной, расовой, религиозной розни. Запрещается также пропаганда расового, национального, языкового превосходства.

§ Право на информацию. Каждый гражданин России имеет право свободно искать, получать и распространять информацию. Он имеет право знакомиться с законами и другими нормативными актами, которые должны публиковаться в средствах массовой информации (исключение составляют сведения, представляющие государственную тайну в соответствии с законом о государственной тайне). Гражданин имеет право получать информацию о самом себе.

§ Право на объединение означает право создавать различные объединения, участвовать в них или выходить из них. Никто не может быть ограничен в своем волеизъявлении.

К общественным объединениям относятся:

§ партии; профессиональные союзы; различные организации граждан. Несколько законов о профсоюзах, политических партиях и общественных объединениях детализируют данное право на объединение.

§ Право на проведение публичных мероприятий имеют только граждане России. Власть должна быть заранее предупреждена о месте проведения митинга, демонстрации, пикета. Все мероприятия должны проводиться мирно и без оружия. Порядок осуществления данного права регулируется федеральным законом о собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях.

§ Право на участие в управлении государством также принадлежит только гражданам России. В Конституции установлены следующие виды такого участия: избирательное право, право участвовать в референдуме, в местном самоуправлении, в правосудии (как присяжный заседатель), право на равный доступ к государственной службе.

§ Право обращаться в органы власти с заявлениями, жалобами и т. д. Такие заявления могут быть коллективными или индивидуальными. Конституция гарантирует данное право только гражданам России.

Билет № 16

Наши рекомендации