Основные формы непосредственной демократии.

С правовой точки зрения народовластиеозначает принадлежность всей общественной власти, в том числе и государственной, народу, свободное осуществление народом этой власти в соответствии с его суверенной волей и в интересах, как всего общества, так и отдельных граждан. Признание народа верховным носителем государственной власти является выражением народного суверенитета. Это означает, что народ осуществляет власть самостоятельно и независимо, исключительно в своих интересах. Народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и другие формы непосредственной демократии.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в демократических государствах является народ, который осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Народовластие реализуется через всю систему государственных органов, исполнительные, судебные органы, а также органы местного самоуправления. Источником государственного суверенитета является народный суверенитет, поскольку народ является первоисточником власти. Это подтверждается и положениями конституций, что право определять и изменять конституционный строй принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами.

Исходя из различных способов волеизъявления народа, направленных на осуществление власти, в науке различают две главныеформы народовластия - непосредственную и представительную. Непосредственное народовластиевключает в себя участие граждан в реализации различных форм власти, их непосредственную властную деятельность, которая направлена на решение соответствующих государственных или общественных вопросов, принятие решений и их воплощение в жизнь. Основополагающими формами прямого народовластия являются выборы и референдумы.

К ним также относятся: собрания трудовых коллективов; собрания граждан по месту жительства (сельские сходы, собрания жителей микрорайона в городе); проведения общественных и всенародных обсуждений актуальных вопросов местного и общегосударственного уровня; митинги и демонстрации; совещания общегосударственного и местного значения; обращения граждан (петиции).

В соответствии с институтом петиции обращения граждан выражаются в форме предложений (замечаний), заявлений (ходатайств) и жалоб, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными и являются обязательными для рассмотрения уполномоченными государственными органами, которые обязаны предоставить мотивированный ответ на запросы граждан в определенные сроки.

В современных условиях институты непосредственной демократии имеют существенное значение для реализации гражданами своих прав, прежде всего, в сфере политических отношений. Это делает прямую демократию ярким проявлением народовластия и является залогом дальнейшего развития. Все формы народовластия служат интересам граждан, обеспечивают их активное участие в решении государственных и общественных дел. Жизнь требует дальнейшего развития и совершенствования непосредственной демократии, использование потенциала ее институтов на благо народа и каждого человека. При этом важно не противопоставлять формы непосредственной и представительной демократии, которые тесно между собой взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Характерными чертами непосредственной демократии обязательно должны выступать: прямое волеизъявление народа, то есть участие граждан в принятии решений и осуществлении власти от своего имени, а также принятие решений обязательного императивного характера.

Формы непосредственной демократии принято классифицировать:

· по результатам деятельности (способам влияния на общественные отношения) - на императивные, консультативные, комплексные, правотворческие и те, которые не создают норм права;

· по механизму деятельности-на прямо связанные с представительской демократией и не связанные (относительно самостоятельные);

· по правовым основаниям - на традиции или обычаи;

· по территориальному признаку - на национальные и местные;

· по субъектам-на всенародные, групповые и индивидуальные.

При анализе форм прямого народовластия нельзя ограничиваться только нормативными подходами, так или иначе абсолютизируя суть непосредственной демократии, так как последняя при всех ее особенностях всегда связана с обществом, его жизнью и деятельностью. При разных политических условиях применение институтов непосредственной демократии может иметь, как правило, разные последствия.

Лекция 3

Наши рекомендации