Общая теория государства и права как наука
Общая теория государства и права как наука
1. Понятие и функции правоведческих наук;
Наука – это форма духовной деятельности людей направленная на производство знаний по природе, обществе, мышлении.
Правоведение относится обществоведческим наукам.(наукам изучающим общество)
Правоведение – это область специальных общественных знаний, предметом которых является государственно правовая действительность. Исторически сложилось так, что в рамках правоведения изучается не только право, но и государство, поскольку они неразрывно связаны между собой и немыслимы одно без другого.
Функции правоведения:
1) Теоритическая (исследует, изучает и выявляет сущность, тенденции и закономерности функционирования и развития государства и права);
2) Практическая (вырабатывает советы для совершенствования практической деятельности);
Правоведение это не только знание о государстве и праве, но и система наук изучающих государство и право. Группы наук, которые включает правоведение:
-историко-правовые науки (история государства и права к примеру);
-науки изучающие взаимоотношения между государствами (международное двуличное право)
-науки преимущественно государственоведческие
-науки преимущественно правоведческие (юридические).
Группы правоведческих наук:
А) Общетеоритические науки
Б) Отраслевые (изучает отдельные отрасли права) и межотраслевые науки (содержат знания, относящиеся к различным отраслям права)
В) Прикладные науки (науки непосредственно связанные с юридической практикой).
Г) Судебная психиотрия
Происхождение государства и права
1. Общая характеристика до государственной эпохи.
Структура первобытного общества: основной формой организации общества была родовая община, то есть объединение на основе родственных связей, людей ведущих совместную хозяйственную деятельность. Человеческая семья была полигамна, родословная велась по материнской линии. На более поздней стадии развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен.
Экономическая основа: в это время существовала так называемая присваивающая экономика (все что производилось - потреблялось).
Управление и власть: все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Для осуществления оперативного управления избирался старейшина (наиболее уважаемый член рода). Должность эта была не только выборной, но и сменяемой. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, на уважении к нему других членов рода. Племя управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя, должность которого на ранних этапах была так же сменяемой.
Социальные нормы носили характер моно норм, в которых были слиты воедино обычаи, мораль, религиозные и другие нормы. Обычай – это правило поведения, сложившееся исторически и вошедшее в привычку.
Таким образом для этого периода человеческой истории характерно:
1) Отсутствует власть, которая стоит над обществом. В управлении делами участвуют все на равных условиях, а власть старейшины основывается на личном уважении к нему (власть носит нравственный характер).
2) Поведение людей регулируется моно нормами (обычаями), выражающими волю всего рода;
3) Отсутствует особый аппарат насилия (принуждения).
Сущность государства
1. Понятие и структура политической системы общества
Политика – это сфера деятельности различных социальных групп, по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти. Это сфера общественных отношений, складывающихся по поводу власти. В принципе субъектами политической деятельности могут быть любые социальные группы (нации, партии, объединения или даже отдельные личности). В любом случае политика всегда присутствует там, где существуют отношения по поводу государственной власти. Государственная власть – это разновидность социальной власти, имеющая волевой характер и проявляющаяся в управлении государством. Политическая система общества – это совокупность отношений по поводу власти. Единого мнения о структуре политической системы общества в настоящее время не существует. Доминирующим в литературе является мнение о том, что политическая система представляет собой рассматриваемые в едином комплексе государства и негосударственные общественные объединения, участвующие в политической жизни страны. То есть элементами политической системы общества являются: государство (как основной центральный элемент), негосударственные демократические институты (политические партии, религиозные и общественные объединения и движения, профсоюзы, негосударственные средства массовой информации и отдельные граждане). Государство является центральным элементом политической системы, так как обладает рядом особенностей:
1) В отличии от всех остальных элементов политической системы, государство представляет все общество в целом.
2) Государственная власть суверенна, то есть государство обладает высшей властью на данной территории.
3) Государство осуществляет правотворческую функцию. На основе изданных государством правовых норм действуют все остальные политические институты.
4) Государство обладает аппаратом принуждения, который обеспечивает соблюдение установленных государством правовых норм.
5) Государство осуществляет власть профессионально (то есть за деньги).
2. Понятие и сущность государства
Определений термина государство очень много, однако все они совпадают в том, что государство рассматривается как организация политической власти на определенной территории. Основные признаки государства:
1) Территория. Территория как признак государства фиксирует принадлежность данному обществу определенной части поверхности планеты.
2) Население. Характеризует состав и принадлежность людей к данному обществу (гражданство (республика) и подданство (монархия)).
3) Налоги. Обязательные безвозмездные платежи, передаваемые государству для осуществления его функций.
4) Публичная власть.
Государственная власть характеризуется следующим:
1) Государственная власть публична, то есть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти.
2) Государственная власть суверенна. Государственный суверенитет обозначает верховенство государственной власти над его территорией и независимость государства в международных отношениях.
3) Государственная власть универсальна. Она распространяет свою силу на всю территорию государства, и на всех находящихся на этой территории лиц.
4) Государственная власть обладает исключительным правом на издание общеобязательных правил поведения, то есть правовых норм.
5) Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.
6) Государство обладает исключительным правом на применение принуждения к тем, кто не соблюдает правовые нормы.
Сущность любого явления – это главное, определяющее, это совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых явление теряет свое своеобразие. По поводу сущности государства высказаны различные мнения.
Основные теории сущности государства следующие:
1) Классовый подход. В соответствии с ним государство представляется машиной в руках класса эксплуататоров, с помощью которой угнетается другой класс, класс эксплуатируемых.
2) Общесоциальный подход. В соответствии с этим подходом роль и назначение государства заключается в поиске средств социального компромисса в условиях господства права. Государство становится инструментом примирения социальных противоречий, представляющим интересы всего общества.
3) Теория элиты В соответствии с ней власть в государстве всегда осуществляется не всех обществом, а лишь его верхушкой, элитой, преследуя собственные интересы, и лишь за тем интересы общества в целом.
4) Технотрофическая теория. В соответствии с ней управление государством осуществляет особая группа профессионалов, в принципе оторванных от общества, но осуществляющих власть в его интересах.
Наиболее популярной в отечественной литературе является общесоциальная теория сущности государства, в соответствии с ней государство должно выступать как гласная система, организующая общество в интересах человека. Назначение государства состоит в том, чтобы обеспечивать с помощью государственного аппарата целостность общества и его надлежащее функционирование. Любое государство содержит в себе внутренние противоречия. С одной стороны оно выражает интересы социальной группы или групп, которые стоят у власти, а с другой стороны должно отражать максимально широкие социальные интересы, в идеале интересы всех социальных групп общества.
4. Функции государства
Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых отражается его сущность. Самое распространенное является деление функций государства на внутренние и внешние:
- Внутренние функции – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Основные внутренние функции: экономическая функция (выработка экономической политики, управление финансами государства, полное управление экономикой), социальная (создание системы социальной защиты населения, пенсии, пособии и т.д.), функция охраны законности и правопорядка (государство с помощью права устанавливает определенные правила поведения и следит за соответствием им), функция финансового контроля (выражается в выявлении и учете государства, доходов производителей), экологическая функция (природоохранная), идеологическая функция (пропаганда определенный идей и ценностей) и др.
- Внешние функции – это основные направления деятельности государства, осуществляемые преимущественно вне его пределов. Охрана своих границ, взаимодействие с другими государствами и международными организациями, и развитие различных форм интеграции.
Функции государства делят по продолжительности действия, постоянные и временные. Постоянные осуществляются на всех этапах развития государства, временные прекращают свое действие с решением определенной задачи. Функции так же делятся в зависимости от характера государственного воздействия на общественные отношения на регулятивные (деятельность государства, направленное на развитие существующих общественных отношений), охранительная функция (деятельность государства, направленное на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений).
Формы осуществления функций государства делятся на правовые и организационные. Таким образом к правовым формам относится:
1) Правотворчество – это разработка и принятие правовых норм, издание нормативных правовых актов.
2) Право-реализация – это соблюдение, исполнение и использование принятых правовых норм, а так же осуществление правоприменительной деятельности.
3) Правоохранительная - это контроль и надзор за исполнением и соблюдением норм, а так же применёение принудительных мер к их нарушителям.
Организационные формы обеспечивают текущую деятельность государственных структур.
5. Пределы вмешательства государства во внутреннюю жизнь общества.
По вопросу о вмешательстве государства во внутреннюю жизнь общества существуют 2 противоположных теоритических учений:
1) Либерализм – сводит роль государства во внутренней жизни общества к минимуму. В экономической сфере сторонники этой теории считали, что вмешательство государства в экономику подавляет действие объективных экономических законов, а экономика должна регулироваться именно таким образом. Что касается вмешательства государства в личную и частную жизнь, то оно в принципе недопустимо, а право частной собственности незыблемо. В либерализме государству отводится роль *ночного сторожа*, который должен только обеспечивать общественный порядок и обороноспособность.
2) Научный социализм – это крайняя степень отрицания либерализма. Обосновывает необходимость максимального вмешательства государства во все сферы общественной жизни. В экономике это повсеместное планирование, то есть государство определяет все показатели экономического роста, все экономические связи, ценообразование и т.д. Так же государство вмешивается во все сферы общественной жизни, направляя развитие общества в рамках официальной государственной идеологии, как правило единственной.
Очевидно что следование любой из этих теорий в конечном итоге приводит к тупику. С одной стороны саморегулирующаяся экономика – это иллюзия, а без государственной идеологии система общечеловеческих ценностей утрачивает актуальность. В то же время чрезмерное вмешательство государства в экономику способна прекратить действие объективных экономических законов, в результате чего экономика становится неэффективной и следует неминуемый экономический спад. Дон Кейнс предложил свою теорию о пределах разумного вмешательства государства в экономику. Согласно этой теории, в экономической сфере государству принадлежат следующие функции:
1) Косвенное регулирование экономикой с помощью налоговой политики путем повышения или понижения налоговых ставок, а так же установление льгот и привилегий по уплате налогов.
2) Размещение выгодных государственных заказов в некоторых отраслях экономики, которые экономически убыточны, но необходимы для нормального функционирования государства.
Форма государства
1. Понятие формы государств
Форма государства – это организация государственной власти в стране, выраженная в форме правления, в форме государственного устройства и существующем политическом или государственном режиме. Форма государства частично является отражением его сущности, причем в наибольшей степени эту сущность отражает существующий политический режим. Однако на форму государства оказывает влияние не только его сущность, но и иные факторы: внешнеполитические, уровень социально-экономического развития, национально-культурные традиции и т.д.
2. Форма правления
Форма государственного правления, это организация высшей власти в государстве. Высшую власть в государстве в различных соотношениях представляет:
1) Глава государства (монарх\президент\генеральный секретарь и т.д.)
2) Законодательная власть
3) Правительство, как высшее звено исполнительной власти
В зависимости от соотношения этих властных институтов. Различают 2 основных формы правления: монархия и республика. Монархия – это форма правления, в условиях которой высшая власть в государстве объединяет функции главы государства и во многом функции других властей, и которая принадлежит одному лицу, монарху, приобретающему власть в результате наследования. Признаки монархии:
1) Единоличный правитель – монарх
2) Династическое наследование власти
3) Пожизненность правления(как правило монарх правит до конца жизни)
4) Отсутствие ответственности монарха, в том числе и политической
5) Концентрация власти в руках монарха
Разновидности монархии:
1) Абсолютная монархия (не ограничен конституцией, единодержавно осуществляет законодательство, руководит правительством, контролирует правосудие и местное самоуправление)
2) Дуалистическая монархия (власть делится между монархом и парламентом)
3) Ограниченные или конституционные монархии (власть монарха ограничена конституцией (эту же конституцию монарх и дарит народу) законодательную власть осуществляет парламент, а монарх осуществляет власть исполнительную)
4) Парламентарные монархии (законодательную власть осуществляет парламент, исполнительную власть осуществляет правительство, полномочия монарха достаточно широки и в то и другой сфере, но он ими не пользуется, существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление)
Республика – это форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам, парламенту и президенту, они осуществляют контроль над правительством в зависимости от распределения их функций. Особенности\признаки республики:
1) Источником власти признается народ
2) Верховную власть в государстве осуществляют выборные органы, которые как правило избираются всем населением
3) Срочность полномочий (и парламент, и президент исполняются на определенный срок, установленный конституцией)
4) Использование институтов демократии (выборы, институты самоуправления и т.д.)
5) Юридическая и политическая ответственность главы государства
Республики имеют 2 основные разновидности:
1) Парламентская республика (правительство ответственно перед парламентом). Характеризуется следующим: правительство формируется парламентом прямо и преимущественно из своего состава, и правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Если парламент не согласен с политикой правительства, парламент может объявить правительству вотум недоверия. Президент является только главой государства, как правило его полномочия очень узкие, кроме того президент избирается не всенародно, а парламентом либо специальной коллегией. Президент в праве распустить парламент.
2) Президентская республика (правительство ответственно перед президентом). Признаки: президент является главой государства и одновременно главой правительства, президент избирается всенародно. У президента значительные полномочия, он единолично формирует правительство, правительство ответственно перед президентом. Парламент наделен возможностью объявить президенту импичмент, а президент не в праве распустить парламент.
Существуют смешанные формы республиканского правления: парламентско-президентские и президентско-парламентские. Когда парламент и президент в той или иной пропорции делят функции по формированию и контролю за деятельностью правительства.
3. Форма государственного устройства
Форма государственного устройства – это структура государства, его национально-государственное и административно-территориальное устройство. Существую 2 основных формы государственного устройства: простые\унитарные государства, сложные государства (федерации и конфедерации). Унитарные государства – это государства предельной степени единства, части которого не имеют каких-либо суверенных прав. Признаки унитарного государства: единый центр государственной власти, единая система законодательства, единое гражданство, единая судебная система, одноканальная система налогов, административно территориальные единицы в унитарном государстве не обладают политической самостоятельностью. Виды унитарных государств: централизованные (в которых руководители органов местного управления назначаются из центра), децентрализованные унитарные государства (в которых органы местного самоуправления наделены широкими полномочиями, а местные органы управления подчиняются не только центру, но и местным представителям органов). Федеративное государство или федерация – это союзное государство, части которого (субъекты федерации) обладают определенными суверенными правами, осуществляемыми при сохранении целостности государства. Признаки федерального государства: политическая и юридическая самостоятельность субъектов федерации, двухуровневая система органов государственной власти, двухуровневая система законодательства, как правило существует двухпалатный парламент, в котором одна из палат представляет интересы субъектов федерации, двойное гражданство, двухканальная система налогов, разграничение компетенции федерации и ее субъектов в различных федерациях различна и устанавливается конституционным законодательством данного государства. Конфедерация – союз государств, каждая из которых обладает государственным суверенитетом. Конфедерацию следует отличать от международно-правовых союзов, в которых суверенные государства не объединяются, а просто совместно осуществляют какую-либо функцию. Конфедерация представляет собой государственный союз, в котором объединяются и совместно осуществляются часть суверенной государственной деятельности.
4. Политический\государственный режим
Политический режим – это содержание власти, совокупность свойств и методов, посредством которых она осуществляется. Политический режим охватывает не только государства, но и всю политическую систему, то есть все общество. Единой классификации политических режимов не существует, как правило называют 2 вида политических режимов: демократический и недемократический. Демократический режим характеризуется следующим:
1) Принцип разделения властей, как основа формирования государственного аппарата
2) Властные органы имеют характер народного представительства
3) Обязательно существует институт парламентаризма, то есть такая организация власти в государстве, при которой парламент неизменно остается одним из органов высшей власти, и его исключительным правом во всех случаях является принятие законов и парламентский контроль.
4) Верховенство представительной власти, прежде всего парламента, и подотчетность им власти исполнительной
5) Верховенство законов
6) Многопартийность, которая позволяет выражать различные социальные интересы в политической системе
7) Граждане имеют защищенные судом неотъемлемые права и свободы (свободу слова, свободу совести, свободу митингов и т.д.)
8) Независимое правосудие
Недемократические политические режимы характеризуется либо полным отсутствием вышеперечисленных признаков, либо отсутствием части из них. Существуют 2 основные разновидности недемократических режимов: авторитарный и тоталитарный. Авторитарное государство характеризуется следующим:
1) Государственная власть не имеет характера народного представительства, то есть фактически осуществляется независимо от народа
2) Власть произвольно осуществляется ограниченным кругом властвующих органов и лиц и другие политические силы к управлению государством не допускаются
3) Очень интенсивно используется принудительная сила государства (очень разветвленный административный аппарат, многочисленные вооруженные силы и карательные учреждения)
4) Права человека не имеют независимого статуса и верховенства, и не охраняются правосудием
5) Закон не имеет верховенства над государственной властью
6) Отсутствует независимое правосудие
7) Отсутствуют широкие полномочия у органов местного самоуправления
Тоталитарное государство характеризуется следующим:
1) Административное управление строится на началах всевластия оно не ограничено законом
2) Практически полное отрицание всех институтов демократии
3) Часто сопровождается господством одной политической партии (как КП в СССР)
4) Представительные органы ликвидируются, или существуют формально
5) Устанавливается единая государственная идеология, обязательная для всех
6) Все общество попадает под тотальный контроль управленческого административного аппарата вооруженных сил и карательных учреждений
7) Осуществляется беспрепятственное подавление личности
Механизм государства
1. Понятие механизма государства, государственный аппарат
Механизм государства – это система государственных органов, осуществляющих функции государства. Понятие аппарат государства и механизм государства в своей основе совпадают, однако иногда в теории государства и права под государственным механизмом понимают не только систему государственных органов, но и те приемы и методы, с помощью которых эти органы осуществляют государственную власть. Основу государственного механизма составляют органы государственной власти, органы государственного управления, судебные органы и контрольно-надзорные органы. Особое место в системе государственного механизма занимают силовые структуры (вооруженные силы, милиция/полиция, тюрьмы и т. д.). Существуют 3 основные модели построения механизма государства:
1) Централизованно-сегментарное, которая характеризуется сочетанием центральной власти с хорошо развитым местным самоуправлением.
2) Моноципальная модель, которая характеризуется тем, что в таких государствах существует единая, разветвленная система государственных органов со строгой централизацией и системой отношений власти и подчинения.
3) Монотеократическая модель, которая характеризуется единовластием главы государства, основанная на религиозных догмах.
2. Принципы построения механизма государства
1) Принцип народовластия – проявляется демократической организацией государства, при которой носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве является народ
2) Принцип разделения властей, в соответствии с которым государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, и при этом каждая из ветвей власти является относительно самостоятельной и наделена контрольными функциями в отношении других ветвей.
3) Принцип законности – заключается в том, что все государственный органы формируются на основании законов и осуществляют свою деятельность в соответствии с его требованиями. Закон признается нормативным актом высшей юридической силы
4) Верховенство конституции
5) Приоритет прав и свобод человека
6) Единство системы государственной власти
7) Профессионализм осуществления государственной власти (власть осуществляется на профессиональной основе)
8) Равный доступ граждан к государственным службам (в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой)
9) Гласность в осуществлении государственной службы
10) Ответственность государственных служащих за принимаемые решения, а так же за не исполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей
3. Органы государства и их классификация
Государственный орган – это лицо или организация, выступающая от имени государства, наделенное определенной компетенцией и способное применять силу государственного принуждения. Основные признаки государственных органов:
1) Государственный орган является самостоятельным элементом механизма государства и всегда выполняет какую-либо функцию государства
2) Государственный орган образуется в установленном законом порядке
3) Для осуществления своих задач каждый государственный орган наделяется необходимой государственно-властной компетенцией. Компетенция государственного органа – это сфера его полномочий, то есть границы, в пределах которых государственный орган действует от имени государства. Компетенция любого государственного органа определена в конкретном нормативно-правовом акте. Для высших органов власти и управления (парламента, правительства, президента), таким актом является конституция. В зависимости от содержания и объема полномочий государственного органа, различают общую и специальную компетенцию.
4) Государственный орган характеризуется определенной структурой, располагает материальной базой и финансовыми средствами, которые требуются для осуществления его функций
5) Государственный орган состоит из государственных служащих, то есть лиц, которые непосредственно осуществляют его функции. Государственный служащие – это работники государственного органа, выполняющие определенную функцию, подчиненные служебной дисциплине и получающие заработную плату в соответствии с занимаемой должностью. К числу государственных служащих относится так же должностное лицо, в силу занимаемой должности оно имеет властные полномочия и в праве самостоятельно принимать решения по их использованию
Классификация государственных органов:
1) По принципу разделению властей органы подразделяются на: законодательные (органы государственной власти, коллегиальные, выборные представительные органы), исполнительные (органы государственного управления), судебные органы (осуществляют правосудие). Эта классификация требует следующих уточнений: отдельное место в государственном механизме занимает глава государства, то есть президент, поскольку в большинстве государств роль президента не ограничивается лишь тем, что он возглавляет исполнительную власть, существует еще органы государственного надзора и контроля, которые осуществляют контрольно-надзорные функции.
2) По характеру формирования различаются первичные государственные органы, которые возникают либо в порядке наследования (к примеру наследственные монархии), либо избираются по установленной процедуре, и производные органы (они создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями).
3) В зависимости от территориальной сферы деятельности, органы государства подразделяются на высшие (например парламент, президент, правительство, верховный суд), которые возглавляют определенную ветвь власти и действуют на всей территории государства, центральные органы (например отраслевые министерства и департаменты), они подчиняются высшим органам, но действуют так же на всей территории государства, местные органы (местный совет депутатов и т.д.), действуют в пределах определенной административно-территориальной единицы.
4) По способу осуществления своих полномочий различают коллегиальные (решения принимаются коллегиально) и единоначальные (либо состоят из одного лица, либо возглавляет одно лицо) органы.
5) По характеру компетенции различают органы общей компетенции, полномочия которых охватывают все вопросы деятельности государства, относящиеся к их предмету деятельности (парламент, правительство, исполком), и органы специальной компетенции, компетенция которых распространяется только на строго названные вопросы.
6) По времени функционирования различают органы постоянно действующие и временные. Временные органы создаются для решения каких-либо временных функций, например чрезвычайный совет или какое-либо учредительное собрание и т.д.
4. Характеристика государственных органов
Органы государственной власти. К этим органам относится парламент, как высший орган государственной власти, и органы местного самоуправления. В целом это всегда выборные представительные коллегиальные органы, которые как правило формируются непосредственно населением. Парламент – это общее название (к примеру в Беларуси это национальное собрание, конгресс в США). Состав парламента может быть либо двухпалатным, либо однопалатным. Двухпалатный парламент как правило характерен для федеративных государств. В таком двухпалатном парламенте нижняя палата избирается всем населением и представляет интересы всего населения, а верхняя палата формируется из представителей/субъектов федерации и представляет интересы этих территорий. Иногда двухпалатный парламент существует и в унитарных государствах, например в Республике Беларусь. У нас в Республике нижняя палата – палата представителей, состоит из 110 депутатов, избирается непосредственно населением. Верхняя палата – совет Республики состоит из 64 членов совета Республики, формируется: по 8 человек от каждой области и города Минска, еще 8 избираются президентом. Верхняя палата представляет интересы административно-территориальных единиц. Депутаты нижней палаты парламента и члены Совета Республики имеют особый статус. Палаты парламента образуют постоянные и временные комитеты и комиссии, основное назначение которых – предварительное рассмотрение законопроектов. Депутаты от одной партии объединяются в парламенте во фракции для координации совместных действий. Основные функции парламента:
1) Законодательная функция, принятие законов. Она включает так же право законодательной инициативы. Это возможность представить законопроект на рассмотрение парламента. Таким правом обладают в РБ депутаты палаты представителей и Совета Республики.
2) Принятие бюджета и отчета о его исполнении. Бюджет – это финансовый документ государства, где сопоставляются доходы и расходы государства.
3) Установление общегосударственных налогов и сборов.
4) Ратификация (одобрение) внешнеполитических, международных договоров
5) Участие в формировании органов государственного управления, прежде всего правительства, и контроль их деятельности
Местные органы самоуправления действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц. В Республике Беларусь к таким органам относятся: областные, городские, районные, сельские и поселковые советы депутатов. Как правило эти органы существенной роли не играют, в их компетенцию входит: установление местных налоговых сборов, которые направляются на развитие соответствующей административно-территориальной единицы, утверждение местного бюджета, осуществление контроля деятельности местных органов государственного управления (исполкомов), решение иных вопросам на местном уровне.
5. Глава государства
Высшее должностное лицо государства. Существуют 2 формы осуществления полномочий главы государства: монарх и президент. Монарх приобретает свою власть по наследству, осуществляет свои полномочия как правило пожизненно, в руках монарха концетрируется вся полнота власти (формально), монарх не несет юридической и политической ответственности за свои решения. Президент, как глава государства – это выборная сменяемая должность, как правило избирается всем населением путем прямых выборов по мажоритарной избирательной системе. Президент осуществляет свои полномочия срочно, то есть избирается на определенный срок. Президент может возглавлять ветвь исполнительный власти, то есть являться одновременно и главой правительства, например в президентской республике. Может не относится ни к одной из ветвей власти (как например в РБ) и являться главой государства, осуществляя как законодательную, так и исполнительную распорядительную функцию.
6. Органы государственного управления
Органы государственного управления – это исполнительно-распорядительные органы. Они обеспечивают реализацию законов и фактически организуют управление обществом. Система органов государственного управления строго централизована, нижестоящие органы подчиняются вышестоящим. Как правило, должности служащих органов государственного управления замещаются по назначению, а не по избранию, то есть это производные органы. Система органов государственного управления:
- Высшие органы государственного управления. К ним всегда относится правительство, иногда президент (если он возглавляет правительство).
Правительство – это коллегиальный орган общей компетенции. Существуют несколько способов формирования правительства:
1) Парламентский (правительство формируется из членов политической партии, победившей на выборах в парламент)
2) Внепарламентский (для президентских и смешанных республик. Правительство назначается президентом, кандидатуры согласуются с парламентом или с одной из его палат. Правительство возглавляется премьер-министром, в президентской республике – президентом. В состав входят руководители центральных органов государственного управления – государственные комитеты. Основные функции правительства – это исполнение законов и организация всего государственного аппарата
- Центральные органы государственного управления
Министерство – отраслевые органы управления специальной компетенции, то есть круг вопросов, которые они в праве решать, четко определен соответствующим актом законодательства. Государственные комитеты – это межотраслевые органы управления, ответственные за определенную управленческую функцию в различных сферах общественной жизни.
- Местные органы государственного управле