Зарубежный опыт кодификации права социального обеспечения
«Статьей 34 Конституции Французской Республики установлено, что законодатель имеет право определять фундаментальные принципы социального обеспечения. Законодательную базу данной отрасли права и главный источник составляет Кодекс Социального Обеспечения Франции, состоящий из нескольких частей. Первая - законодательная, содержит статьи, принимаемые, изменяемые и отменяемые законами. Вторая часть является регламентарной, содержащей статьи, принимаемые, изменяемые и отменяемые актами Президента, Правительства Французской Республики, принимаемыми только на основании заключений Государственного Совета. Эти акты имеют наибольшую юридическую силу среди актов исполнительной власти. Третью часть кодекса составляют нормы, содержащиеся в так называемых простых декретах Премьер-министра. Кроме того, в Кодекс включены статьи, содержащие ведомственные постановления. Содержание Кодекса регулярно изменяется и дополняется за счет появляющихся актов, так что можно сказать, что он содержит все основные правовые нормы, относящиеся к праву социального обеспечения. Кроме того, следует отметить еще одну интересную особенность. При подготовке Кодекса к изданию в печати в него включаются также основные положения судебной доктрины. Таким образом, Кодекс представляет собой издание, позволяющее найти ответы практически на все основные вопросы о социальном обеспечении как специалистам, так и простым гражданам, для которых это важно, но не просто».[62]
Среди особенностей Кодекса Социального обеспечения Франции необходимо отметить несколько существенных особенностей:
I. Французское право не стесняется судебной практики, в отличии от российского права, в котором силён позитивизм и лицемерие. Конечно, нужно понимать, что допускать свободное судейское усмотрение крайне опасно, так как судья живой человек, а не механизм, и может по-разному трактовать закон, однако столь же понятно, что каким совершенным бы ни был закон, вряд ли удастся сделать его столь совершенным, чтобы не возникало даже нужды в споре о праве в суде. Причиной этого является многообразие человеческих интересов: так, один будет цепляться за каждую запятую в тексте закона, пытаясь заработать на этом, когда другой будет молча соглашаться с решениями органов государственной власти, даже если в конкретном случае они будут противоречить его собственным интересам. Конечно, это две крайности, однако они имеют место в современном праве, и вряд ли когда-либо исчезнут. К слову, поэтому право и ориентируется не только на типичного человека, но и на всякого, так как каждая нетипичность имеет место быть. Данная позиция очень близка праву социального обеспечения, так как субъекты права социального обеспечения возможно более, чем субъекты какой-либо иной отрасли отличаются разнообразием и нуждаются во внимании к своим особенностям. Ярким примером служит инвалид. Так, обыкновенные светофоры не подходят для инвалида по зрению. Инвалиду с проблемами опорно-двигательного аппарата не подходят типичные тротуары и дороги, входы в различные учреждения;
II. Очевидно, Французский Кодекс опирается на внешние по отношению к нему законодательные акты и не является самостоятельным;
III. Основанием, положенным в основу системы кодекса, является орган, издающий норму права. Целесообразность данной системы очевидно объясняется особенностью французского права, однако вряд ли такая система кодекса необходима в Российской Федерации.
«В отличие от Франции в Австрийской Республике не существует Кодекса о социальном обеспечении, однако принята иная форма систематизации законодательства о социальном обеспечении – инкорпорация.»[63]
Недостатки инкорпорации были выяснены в предыдущей главе, поэтому не стоит их указывать снова. Понятно, что австрийский опыт систематизации права социального обеспечения не стоит того, чтобы обращать на себя внимание при работе над кодификацией права социального обеспечения в Российской Федерации, однако это не значит, что допустимо пренебрегать мнениями теоретиков права в Австрии.
«Основным источником социального права в Федеративной Республике Германия на сегодняшний день является Социальный кодекс».[64]
Чтобы представлять себе современное немецкое право нужно понимать несколько основополагающих моментов в истории Германии:
I. История социального обеспечения Германии началась весьма давно – в 1794 году с Прусского Всеобщего Земского Уложения, имевшего одну весьма общую норму о заботе о нуждающихся. Но и серьёзное развитие социального обеспечения началось довольно давно – при Бисмарке началась законодательная работа, предполагавшая унификацию социальной политики разных частей империи. В 1911 году было принято Государственное Страховое Уложение, объединявшее в себе три закона. В последующие года вопрос о кодификации не ставился: продолжалось издание законов о социальном обеспечении, реформировалось пенсионное законодательство, изменялось Государственное Страховое Уложение, однако о едином кодексе, включающем в себя все нормы социального обеспечения, речи не было. Лишь в 1970 началась работа над кодификацией;
II. Германия являлась страной, выступившей агрессором по отношению ко всему миру, начав две мировые войны. Ситуация в Германии после первой мировой войны была не менее катастрофической, чем после второй мировой войны. Как известно, любое цивилизованное государство не может жить без права и право социального обеспечения не является исключением. Предоставление мер социальной защиты в цивилизованном государстве не может осуществляться без законодательного закрепления, и поэтому перед Германией после второй мировой войны встал вопрос о создании удобной законодательной базы в форме кодекса для предоставления социального обеспечения немцам.
При работе над кодификацией права социального обеспечения был выбран способ постепенного издания кодекса, издания его по частям. Как мы знаем, был выбран такой же способ при работе над созданием Гражданского Кодекса.
Структура Социального Кодекса Федеративной Республики Германия такова:
I. Первый том Кодекса является общей частью и содержит материально-правовые нормы;
II. Второй том Социального Кодекса регулирует социальную защиту лиц, находящихся в поиске работы;
III. Третий том Социального Кодекса Федеративной Республики Германия регулирует поддержку труда;
IV. Четвёртый том является общими предписаниями по социальному страхованию;
V. Пятый том кодекса регулирует правоотношения по государственному страхованию в случае болезни;
VI. Шестой том Социального Кодекса регулирует государственное пенсионное страхование;
VII. Седьмой том Социального Кодекса ФРГ регулирует государственное страхование от несчастных случаев;
VIII. Восьмой том регулирует социальную помощь несовершеннолетним и молодёжи;
IX. Девятый том Кодекса регулирует социальную защиту инвалидов, в частности реабилитацию и абилитацию;
X. Десятый том Социального Кодекса регулирует процессуальное право применительно к праву социального обеспечения;
XI. Одиннадцатый том Социального Кодекса ФРГ носит название «Soziale Pflegeversicherung», что можно перевести как «Социальное страхование на случай необходимости ухода за больным»;
XII. Двенадцатый том регулирует правоотношения по социальной помощи.