Пути преодоления правового нигилизма.
Основные пути преодоления правового нигилизма - это повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы и др.
В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление - правовой идеализм. Если правовой нигилизм означает недооценку или игнорирование права, то правовой идеализм - его переоценку, идеализацию. Оба эти явления питаются одними корнями - юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры. Платон считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма и стереотипы правового нигилизма.
Правовое воспитание.
Правовое воспитание- это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.
Цель - развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.
Правосознание– это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действительности, восприятие ее в мыслительных и чувственных образах.
Правовая культура- обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека.
Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле.
Правовое воспитание узком смысле - речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц – представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается.
Правовое воспитание в узком смысле - целенаправленное повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.
Составные части правового воспитания:
1) субъекты воспитания (органы государства, государственныеслужащие, политики, преподаватели, журналисты и др.);
2) объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.);
3) содержание воспитания (выражается в приобщении людей кполитическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.);
4) методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание ииные приемы психолого-педагогического воздействия на объектвоспитания);
5) формы воспитания:
а) правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.);
б) правовая пропаганда (заключается в распространении правовых идей и правовых требований среди населения телевидением,радио, иными средствами массовой информации);
в) юридическая практика (способствует передаче юридическойинформации, знаний посредством участия граждан в процессепрежде всего правоприменительной деятельности и т.п.);
г) самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений).
Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект.
Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение - на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека.
В деле повышения правовой культуры общества упор должен быть сделан на правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России.