Понятие, причины, формы правового нигилизма и пути его преодоления.

Правовым нигилизмом называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам.

Причинами возникновения правового нигилизма считают:

1) деспотичный характер государственной власти;

2) особенность исторического развития государства;

3) использование репрессивного законодательства;

4) пробелы в законодательстве, в правовой системе;

5) наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества;

6) отсутствие в государстве демократических и правовых традиций;

7) переходный период, который вызвал трудности в правовой системе;

8) несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности.

Можно выделить следующие признаки правового нигилизма:

1) широкое распространение и повсеместность;

2) неподконтрольность;

3) наличие в государстве разнообразных форм его проявления;

4) дополнение другими видами нигилизма (в частности, религиозным, нравственным и др.);

5) соединение нигилизма с разными формами протеста;

В современном российском обществе выделяют следующие формы правового нигилизма:

1) Прямое сознательное нарушение законов и подзаконных актов (умышленная криминальная деяельность( в т. ч. организованная)

2) Массовое неисполнение и нарушение правовых норм (на бытовом уровне, гос. органами, неправовые способы решения споров)

3) Распространение антиправовой психологии (особые социальные нормы, оправдывающие антиправовое поведение, эстетизация преступности, сознательная или неосознанная пропаганда СМИ жестокости, насилия, преступного образа жизни).

4) Война законов (создание параллельной правозаменяющей системы законодательства, противостояние между федеральным центром и некоторыми субъектами, издание взаимоисключающих актов органами различных ветвей власти)

5) Нарушение законов и подзаконных актов в угоду «целесообразности» - принятие неправовых решений для достижения тех или иных целей органами гос. власти.

6) Массовое нарушение прав и свобод человека (гос.органами, невозможность правовыми спосабами защитить свои права, незащищенность права на жизнь)

7) низкий авторитет суда и иных ПО, который возникает в результате бюрократической волокиты, больших матер. затрат на ведение процесса, судебных ошибок, распространения нарушения прав человека при осуществлении правоохранительной деятельности и исполнении наказаний.

Законность и правопорядок.

Принцип законности – утверждающий всеобщность требования соблюдения законов и основанных на них подзаконных нормативных актов, верховенство и единство закона, равенство граждан перед законом и судом и вытекающую из него неотвратимость юридической ответственности любого лица за совершенное правонарушение, пронизывает все стороны жизни, содержания и действия права начиная с его формирования в процессе правотворчества и заканчивая применением и другими видами реализации права.

Принципы законности:

1) единство – в стране существует единый, одинаковый режим соблюдения, исполнения требований закона;

2) верховенство закона – этот принцип применим не только к законам, но и к другим нормативно-правовым актам;

3) целесообразность – выбор наиболее оптимальных вариантов норм права, при этом неправильное применение закона в целях целесообразности недопустимо;

4) реальность – исполнимость требований закона. Значение законности в современном обществе очень высоко. Она выражается в выполнении обществом требований законодательных актов, в стремлении привести их в соответствие с правовыми идеалами.

Гарантии законности – объективные условия, с помощью которых обеспечивается соблюдение режима законности:

1) общие гарантии:

а) экономические – достаточный уровень экономического развития государства;

б) политические – легитимность власти, степень демократизации общества и иное; законность не может существовать в обществе, где отсутствуют соответствующие политические условия;

в) культурные – уровень нравственного развития общества, свобода его развития, правосознание каждого субъекта правоотношений;

2) специальные гарантии:

а) специально-организационные – практическая деятельность правоохранительных органов;

б) специально-юридические – правовые средства, с помощью которых осуществляется законность в обществе; профилактика с целью предупреждения правонарушений; конкретные меры, направленные на предупреждение правонарушений.

Для достижения законности в обществе необходимо выполнение целого комплекса мер, направленных на совершенствование личностных факторов (отношение субъектов к праву), факторов внешней среды (экономическая обстановка, политические условия, деятельность правоохранительных органов), факторов, характеризующих конкретную ситуацию (ряд обстоятельств, в которых оказалась личность). Только при условии выполнения этих взаимосвязанных действий по обеспечению законности можно говорить о достижении положительного результата.

Объективное состояние социальных связей, явившееся результатом действия законности, – правопорядок.

Правопорядок регламентируется правовыми нормами, издаваемыми государством, достижение правопорядка является одной из целей деятельности государства. Поэтому государство гарантирует наличие того правопорядка, который соответствует уровню развития демократии и общечеловеческих ценностей в конкретном обществе.

Правопорядок – состояние урегулированных правом связей в обществе, основанное на законности.

Правопорядок - это состояние фактической урегулированное правом связей в обществе, качественное выражение законности.

Правопорядок - это система взаимосвязанных и взаимодействующих элементов: субъектов правопорядка; отношений и связей между субъектами; правовых норм, регулирующих данные связи, и актов реализации права.

Указанные субъекты, отношения, правовые нормы, акты реализации права отличаются: множественностью; многообразием; наличием разнообразных связей; различными качественными характеристиками; одновременно целостностью.

2. Структуру правопорядка составляют:

правовая организация общества;

правоотношения и связи в обществе;

упорядоченность правоотношений и связей.

Правовая организация включает в себя:

конституцию, устанавливающую основы конституционного строя, формы правления и государственного устройства, систему органов государственной власти, основы правопорядка в целом;

государство (легитимизированное конституцией);

органы государственной власти, их компетенцию, взаимоотношения и связи между ними;

негосударственные образования:

граждан.

Правоотношения и связи в обществе могут быть:

вертикальными (императивными);

горизонтальными (диспозитивными);

статическими (то есть длительное время находящимися в одном и том же состоянии, например гражданство);

динамическими (находящимися в развитии - большинство правоотношений);

принимать иной характер.

Упорядоченность правоотношений и связей предполагает охват и регламентацию правовыми нормами:

всех участников правоотношений в обществе;

четкое определение их статуса, субъективных прав, юридических обязанностей, полномочий;

разнообразных связей в обществе;

методов правового регулирования;

иных вопросов, нуждающихся в регламентации.

Наши рекомендации