Правотворчество: понятие, принципы, виды.
Правотворчество – это деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене нормативно-правовых актов и юридических норм.
Черты правотворчества.
1) по результатам правотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, о степени его демократичности, цивилизованности, культурности.
2) постоянная задача законодателя - повышение качества правовых решений, снижение до минимального числа неэффективных нормативных актов
3) правотворчество — не особая функция государства, а правовая форма государственной деятельности.
4) правотворчество - это, как правило, государственная деятельность, т. е. этим занимаются главным образом органы государства (Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ, Правительство РФ и т. д.). В истории правотворчества известны и другие подходы, когда право создавалось по уполномочию государства общественными организациями (в СССР), непосредственно в результате прямого правотворчества народа (на вече в средневековом Новгороде) или судом (в англосаксонской правовой системе).
5) смысл и значение правотворчества состоит в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал бы прогрессу общества.
6) основным импульсом к созданию закона или иного нормативно-правового акта служит общественно-значимая проблема, острая социальная ситуация, нерешенный вопрос, имеющий значение для большого числа людей, для государства в целом.
Принципы правотворчества – это основные начала осуществления правотворческой деятельности.
1) Принцип законности - разработка и принятие нормативно-правовых актов должны осуществляться с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов. К этому принципу примыкает требование соответствия нормативных актов конституции страны и действующему законодательству.
2) Принцип научности - подготовка проекта нормативно-правового акта и его принятие осуществляется с непосредственным участием представителей разных наук.
3) Принцип использования правового опыта - всякий вновь разрабатываемый нормативно-правовой акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государства и цивилизации в целом.
4) Принцип демократизма и связи с практикой. Демократические механизмы позволяют эффективно выявлять истинные стремления и волю народа. Всенародное голосование (референдум) — один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы. Связь с практикой как принцип правотворчества выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагается правоприменительными органами.
В зависимости от субъекта, осуществляющего создание права выделяют следующие виды правотворчества:
1. референдум (одобрение или неодобрение проекта закона путем всенародного голосования);
2. принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства;
3. санкционирование государством обычаев;
4. выработка судебного прецедента.
5. подзаконное правотворчество. Оно имеет место во всех случаях, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами государства, не относящимися к высшим представительным органам государства. К субъектам подзаконного правотворчества относятся: президент (глава государства), правительство, иные высшие органы государства, обладающие по закону правом создания юридических норм и нормативных актов.
Особый вид правотворчества, примыкающий к подзаконному правотворчеству, - правотворчество ОМСУ и негосударственных юридических лиц.
61. Законодательный процесс и его стадии (на примере РФ).
Законодательный процесс – это урегулированный нормами права порядок разработки, обсуждения проектов нормативно-правовых актов (законов) и принятия нормативно-правовых актов (законов) высшим органом государственной власти.
Отправным моментом в процессе создания закона является законодательная инициатива - принадлежащее уполномоченным государственным органам право внесения законопроекта в законодательный орган. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Право законодательной инициативы осуществляется в соответствии с Регламентом Государственной Думы.
Стадии:
1) стадия. Внесение законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы.Право законод. инициативы принадлежит: Президенту РФ, Совету федерации и членам СФ, депутатам Госдумы, Правительству, законод. органам субъектов РФ; КС, ВС и ВАС РФ (ст. 104 К РФ).
2) стадия. Рассмотрение законопроекта Государственной думой.
а) в первом чтении. Обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок или отклонить законопроект.
б)доработка и рассмотрение законопроекта во втором чтении. Цель этой стадии — проанализировать содержание законопроекта с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия.
в) в третьем чтении. На этом этапе происходит окончательное согласование текста законопроекта: устраняются возможные внутренние противоречия, устанавливается правильная взаимосвязь статей, проводится редакционная правка, необходимая в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении. в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта is целом либо к обсуждению его отдельных глав, статей. Если законопроект не принят Государственной Думой в третьем чтении, он дальнейшему рассмотрению не подлежит. При положительном исходе голосования одобренные законы направляются па рассмотрение Совета Федерации.
Принятие закона Государственной думой простым большинством 50% + 1 голос принимаются ФЗ, а не менее 2/3 от общего числа депутатов ФКЗ
3) стадия. Рассмотрение закона Советом Федерации.На эту процедуру высшей палате Федерального Собрания отводится 14 дней. В случае отклонения ФЗ Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.
Принятие закона Советом Федерации простым большинством 50% + 1 голос принимаются ФЗ, а не менее 2/3 от общего числа депутатов ФКЗ.
Если Совет Федерации не рассмотрел закон в установленный срок, то закон считается одобренным и направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Исключение составляют ФКЗ, которые приобретают статус закона исключительно после одобрения (а не принятия, как в случае с ФЗ) Государственной Думой и одобрения Советом Федерации. Кроме того, обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 106 Конституции РФ.
4) стадия. Рассмотрение федеральных законов Президентом РФ.В соответствии со ст. 107 Конституции РФ принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования, который обязан в течение 14 дней подписать федеральный ФЗ и обнародовать его. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления ФЗ отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают этот закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ.
5) стадия. Обнародование и вступление закона в силу.Тексты законов РФ подлежат официальному опубликованию в «Собрании законодательства РФ», «Российской газете» и «Парламентской газете» в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ. Вступают в силу законы, как правило, по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. В результате закон начинает действовать на всей территории России и применяется к общественным отношениям, возникающим после введения его в действие.
Нормативный акт.
В российском государстве единственным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (хотя роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются.
1) Конституция РФ находится на вершине иерархии законодательства и имеет обязательное значение для всех остальных нормативных актов. Текст Конституции РФ, состоящий из 137 статей, содержит нормы права, относящиеся к различным отраслям права. Особое значение имеют нормы Конституции РФ, определяющие компетенцию высших органов государства по изданию нормативно-правовых актов определенного вида (ст. 90, 105, 106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных конституционных законов, федеральных законов (ст. 104-108) и некоторые другие вопросы.Верховенство Конституции РФ в системе нормативных актов Российского государства определяется следующими основаниями, она:
а) принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа;
б) устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя;
в) содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления;
г) принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.
2) Федеральные конституционные законыпринимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и отличаются особым порядком их принятия - требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
3) Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой,
4) Субъекты РФ по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральному законодательству. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима на территории всего государства.
5) Подзаконные акты РФ (Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти).
а) Нормативно-правовые акты Президента РФ. Указы - обязательны для исполнения на всей территории РФ, в качестве предмета регулирования имеют основные направления внутренней и внешней политики, в случае противоречия указа К РФ и законам России на основании заключения Конституционного Суда РФ указ Президента РФ может быть отменен.
б) Нормативно-правовые акты Правительства РФ. Правительство РФ принимает постановления и издает распоряжения. Постановления - имеют нормативный характер. Распоряжения - решения по текущим и оперативным вопросам. Акты Правительства РФ могут быть приняты лишь в рамках своей компетенции и на основании и во исполнение законов.Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.
в) Акты федеральных органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать предусмотренные положениями о них акты, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных российскими законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов. К ним относятся: приказы, инструкции,постановления,распоряжения,положения,письма,уставы,разъяснения и т. д.Они обязательны для исполнения для всех подведомственных организаций, должностных лиц.Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, после чего публикуются (не позднее 10 дней после регистрации). Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются.Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу с момента их официального опубликования в газете «Российские вести». Такое опубликование должно последовать не позднее 10 дней после государственной регистрации акта.
г) Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ. Издаваемые нормативные акты распространяются лишь на территорию соответствующего региона. Согласно законодательству, решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение 7 дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления данного нормативного акта в силу.Администрация субъектов РФ (в некоторых регионах - правительство) вправе приниматьпостановления,распоряжения,приказы.Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может издавать: постановления, распоряжения.
д) Локальные нормативные акты - юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации и т. д. Локальные акты государственных и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности:
i) приказы, издаваемые руководителем организации,
ii) уставы и положения, на основе которых организации осуществляют свою деятельность.
В большинстве случаев для того чтобы приобрести юридическую силу, они должны быть зарегистрированы в соответствующем муниципальном органе власти. Например, устав ООО требует регистрации в органах государственной власти, и только после этого приобретает юридическую силу, становясь обязательным для членов данного юридического лица.
е) Нормативный договор - соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Заключение договора строится на следующих принципах: равенство, автономия (независимость) сторон и их свободное волеизъявление, имущественная ответственность за нарушение договора вследствие нарушенного обязательства.Особенность договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора заключается в том, чтобы он не противоречил действующему законодательству.