Правотворчество: понятие, принципы, виды.

Правотворчество – это деятельность компе­тентных органов государства по принятию, изменению и отмене нормативно-правовых актов и юридических норм.

Черты правотворчества.

1) по результатам пра­вотворческой работы - законам и иным нормативным ак­там - судят о государстве в целом, о степени его демократич­ности, цивилизованности, культурности.

2) постоянная задача законодателя - повышение качества правовых решений, снижение до минимального числа неэффективных нормативных актов

3) право­творчество — не особая функция государства, а правовая форма государственной деятельности.

4) правотворчество - это, как правило, государственная деятельность, т. е. этим занимаются главным образом органы государства (Госу­дарственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ, Прави­тельство РФ и т. д.). В истории правотворчества известны и другие под­ходы, когда право создавалось по уполномочию государства общественными организациями (в СССР), не­посредственно в результате прямого правотворчества народа (на вече в средневековом Новгороде) или судом (в англосаксонской правовой системе).

5) смысл и значение правотворчества состоит в том, чтобы из­брать такой вариант регулирования, юридической регламента­ции, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал бы прогрессу обще­ства.

6) основным импульсом к созданию за­кона или иного нормативно-правового акта служит обществен­но-значимая проблема, острая социальная ситуация, нерешен­ный вопрос, имеющий значение для большого числа людей, для государства в целом.

Принципы правотворчества – это основные начала осуществления правотворческой деятельности.

1) Принцип законности - разра­ботка и принятие нормативно-правовых актов должны осуще­ствляться с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов. К этому принципу примыкает требование соответствия норматив­ных актов конституции страны и действующему законодатель­ству.

2) Принцип научности - подготовка проекта нормативно-правового акта и его принятие осуществ­ляется с непосредственным участием представителей разных наук.

3) Принцип использования правового опыта - всякий вновь разрабатываемый нормативно-правовой акт должен опираться на уже известный положительный право­вой опыт государства и цивилизации в целом.

4) Принцип демократизма и связи с практикой. Демократи­ческие механизмы позволяют эффективно выявлять истинные стремления и волю народа. Всенародное голосование (референ­дум) — один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы. Связь с практикой как принцип правотворчества выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные про­цессы, ориентироваться на практику применения уже действу­ющих законов, своевременно устранять пробелы в праве, вос­принимать все лучшее, что предлагается правоприменительны­ми органами.

В зависимости от субъекта, осуще­ствляющего создание права выделяют следующие виды правотворчества:

1. референдум (одобрение или неодобрение проекта закона путем всенародного голосования);

2. принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства;

3. санкционирование государством обычаев;

4. выработка судебного прецедента.

5. подзаконное правотворчество. Оно имеет место во всех случаях, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами государства, не относящимися к высшим представи­тельным органам государства. К субъектам подзаконного правотворчества относятся: пре­зидент (глава государства), правительство, иные высшие орга­ны государства, обладающие по закону правом создания юри­дических норм и нормативных актов.

Особый вид правотворчества, примыкающий к подзаконно­му правотворчеству, - правотворчество ОМСУ и негосударственных юридических лиц.

61. Законодательный процесс и его стадии (на примере РФ).

Законодательный процесс – это урегулированный нормами права порядок разработ­ки, обсуждения проектов нормативно-правовых актов (законов) и принятия нормативно-правовых актов (законов) высшим органом государственной власти.

Отправным моментом в процессе создания закона является законодательная инициатива - принадлежащее уполномочен­ным государственным органам право внесения законопроекта в законодательный орган. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Право законодательной инициативы осуществляется в соответствии с Регламентом Го­сударственной Думы.

Стадии:

1) стадия. Внесение законопроекта в Государствен­ную Думу субъектом права законодательной инициативы.Право законод. инициативы принадлежит: Президенту РФ, Совету федерации и членам СФ, депутатам Госдумы, Правительству, законод. органам субъектов РФ; КС, ВС и ВАС РФ (ст. 104 К РФ).

2) стадия. Рас­смотрение законопроекта Государственной думой.

а) в первом чтении. Обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок или отклонить законопроект.

б)доработка и рассмотрение законопроек­та во втором чтении. Цель этой стадии — проанализировать содержание законопроекта с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия.

в) в третьем чтении. На этом этапе происходит окончательное согласование текста законопроекта: устраняются возможные внутренние про­тиворечия, устанавливается правильная взаимосвязь статей, проводится редакционная правка, необходимая в связи с изме­нениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотре­нии его во втором чтении. в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта is целом либо к обсуждению его отдельных глав, статей. Если законопроект не принят Государственной Думой в тре­тьем чтении, он дальнейшему рассмотрению не подлежит. При положительном исходе голосования одобренные законы на­правляются па рассмотрение Совета Федерации.

Принятие закона Государственной думой простым большинством 50% + 1 голос принимаются ФЗ, а не менее 2/3 от общего числа депутатов ФКЗ

3) стадия. Рассмотрение закона Советом Феде­рации.На эту процедуру высшей палате Федерального Собра­ния отводится 14 дней. В случае отклонения ФЗ Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению Госу­дарственной Думой и Советом Федерации.

Принятие закона Советом Федерации простым большинством 50% + 1 голос принимаются ФЗ, а не менее 2/3 от общего числа депутатов ФКЗ.

Если Совет Федерации не рассмотрел закон в установленный срок, то закон считается одобренным и направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Исключение составляют ФКЗ, которые приобретают статус закона исключительно пос­ле одобрения (а не принятия, как в случае с ФЗ) Государственной Думой и одобрения Советом Федера­ции. Кроме того, обязательному рассмотрению в Совете Федера­ции подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам, исчерпывающий перечень которых содер­жится в ст. 106 Конституции РФ.

4) стадия. Рассмотрение федеральных законов Прези­дентом РФ.В соответствии со ст. 107 Конституции РФ приня­тый ФЗ в течение 5 дней направляется Пре­зиденту РФ для подписания и обнародования, который обязан в течение 14 дней подписать федеральный ФЗ и обнародо­вать его. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента по­ступления ФЗ отклонит его, то Государствен­ная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают этот закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию и обнародованию Президен­том РФ.

5) стадия. Обнародование и вступление закона в силу.Тексты законов РФ подлежат официальному опубликова­нию в «Собрании законодательства РФ», «Российской газете» и «Парламентской газете» в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ. Вступают в силу законы, как правило, по истечении 10 дней после дня их офи­циального опубликования. В результате закон начинает дей­ствовать на всей территории России и применяется к обще­ственным отношениям, возникающим после введения его в действие.

Нормативный акт.

В российском государстве единствен­ным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (хотя роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются.

1) Конституция РФ находится на вершине иерархии зако­нодательства и имеет обязательное значение для всех осталь­ных нормативных актов. Текст Конституции РФ, состоящий из 137 статей, содержит нормы права, относящиеся к различным отраслям права. Осо­бое значение имеют нормы Конституции РФ, определяющие компетенцию высших органов государства по изданию норма­тивно-правовых актов определенного вида (ст. 90, 105, 106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных конституционных законов, федеральных законов (ст. 104-108) и некоторые другие вопросы.Верховенство Конституции РФ в сис­теме нормативных актов Российского государства определяется следующими основаниями, она:

а) принята на референдуме в результате сво­бодного волеизъявления всего народа;

б) устанавливает основные начала, принци­пы, нормы общественного и государственного строя;

в) содержит перечень основных прав челове­ка и фиксирует структуру и компетенцию высших органов го­сударственной власти и управления;

г) принимается, изменяется в результате со­блюдения усложненной процедуры правотворчества.

2) Федеральные конституционные за­коныпринимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и отличаются особым порядком их приня­тия - требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Фе­дерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Государствен­ной Думы.

3) Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой,

4) Субъекты РФ по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральному законодательству. В этом проявляется принцип един­ства правовой регламентации и правового режима на террито­рии всего государства.

5) Подзаконные акты РФ (Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов ис­полнительной власти).

а) Нормативно-правовые акты Президента РФ. Указы - обязательны для исполне­ния на всей территории РФ, в качестве предмета регулирования имеют основные на­правления внутренней и внешней политики, в слу­чае противоречия указа К РФ и законам России на основании заключения Конституционного Суда РФ указ Пре­зидента РФ может быть отменен.

б) Нормативно-правовые акты Правительства РФ. Прави­тельство РФ принимает постановления и издает распоряже­ния. Постановления - имеют нормативный характер. Распо­ряжения - решения по текущим и оперативным вопросам. Акты Правительства РФ могут быть приняты лишь в рамках своей компетенции и на основании и во исполнение законов.Постановления и распоряжения Правительства РФ подпи­сываются Председателем Правительства РФ и подлежат офи­циальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их приня­тия.

в) Акты федеральных органов исполнительной власти. Федеральные органы исполни­тельной власти могут издавать предусмотренные положениями о них акты, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных российскими законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специ­альном указании вышестоящих органов. К ним относятся: приказы, инструкции,поста­новления,распоряжения,положения,письма,уставы,разъяс­нения и т. д.Они обязательны для исполнения для всех подведомственных организаций, должностных лиц.Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и иные законные инте­ресы граждан, а также любые межведомственные акты подле­жат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, после чего публикуются (не позднее 10 дней после регистра­ции). Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установ­ленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются.Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу с момента их официального опублико­вания в газете «Российские вести». Такое опубликование долж­но последовать не позднее 10 дней после государственной ре­гистрации акта.

г) Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ. Издаваемые нормативные акты распространяются лишь на территорию соответствующего региона. Согласно законодательству, решения областного уров­ня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в тече­ние 7 дней со дня их принятия, но не позднее даты вступ­ления данного нормативного акта в силу.Администрация субъектов РФ (в некоторых регионах - правительство) вправе приниматьпостановления,распоряжения,приказы.Глава ад­министрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может издавать: постановления, распоряжения.

д) Локальные нормативные акты - юридические документы, содержащие нор­мы права, принимаемые субъектами управления на предприя­тии, в организации и т. д. Локальные акты го­сударственных и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности:

i) приказы, издаваемые руководителем организации,

ii) уставы и положения, на основе которых организации осуществляют свою деятельность.

В большинстве случаев для того чтобы приобрести юридическую силу, они должны быть зарегистрированы в соответствующем муници­пальном органе власти. Например, устав ООО требует регистрации в органах государственной власти, и толь­ко после этого приобретает юридическую силу, становясь обя­зательным для членов данного юридического лица.

е) Нормативный договор - соглашение двух или нескольких лиц об уста­новлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Заключение договора строится на следу­ющих принципах: равенство, автономия (независимость) сто­рон и их свободное волеизъявление, имущественная ответствен­ность за нарушение договора вследствие нарушенного обяза­тельства.Особенность договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предус­мотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, со­держанию и предмету договора заключается в том, чтобы он не противоречил действующему законодательству.

Наши рекомендации