Правотворчество: понятие, принципы и основные виды.

Правотворчество – это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т. п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т. п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.

Правотворчество характеризуется тем, что:

1) оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;

2) основной результат этой деятельности – юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных правовых актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

3) это важнейшая функция государства по управлению обществом. В рамках реализации этой функции формируется стратегия развития общества и государства, принимаются существенные правила поведения;

4) уровень и культура правотворчества, а соответственно, и качество принимаемых нормативных правовых актов – это показатель уровня цивилизованности и демократизации общества.

Субъект, осуществляющий данный вид правовой деятельности должен руководствоваться следующими принципами:

1) научность.Этот принцип предусматривает, что при создании норм права субъект правотворчества обязан учитывать достижения науки, результаты социологических исследований (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества и т. п.), правоприменительной практики (в процессе применения норм права выявляются различные их дефекты). Только в этом случае вновь принятая норма права будет способна эффективно регулировать общественные отношения, т. е. с наименьшими затратами достигать целей правового регулирования общественных отношений;

2) профессионализм. Данный принцип указывает на то, что правотворческую деятельность могут и должны осуществлять только лица, обладающие достаточным уровнем общей, политической и правовой культуры, носители социально-правовой практики;

3) законность. Этот принцип означает, что правотворческая деятельность должна осуществляться в рамках и на основе конституции, иных законов и подзаконных актов, что субъект правотворчества должен точно и строго соблюдать процедуру и компетентность принятия нормативных правовых актов;

4) демократизм. Указанный принцип характеризует степень участия граждан в правотворческом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в гражданском обществе. Он так же предусматривает обязанность субъекта правотворчества в рамках этой деятельности выявлять и выражать в нормах права волю и интересы населения страны;

5) гласность. Этот принцип означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию правовой информации;

6) своевременность. Данный принцип предполагает правильное определение субъектом правотворчества времени подготовки и принятия нормативного правового акта, исходя из анализа степени зрелости тех общественных отношений, которые предполагается подвергнуть право­вому воздействию, т. е. выяснить обладают ли они всеми необходимыми признаками (массовидность, нормативность, возможность внешнего пра­вового контроля), наличие которых позволит осуществить их правовую регламентацию;

7) исполнимость. Этот принцип указывает на то, что субъект правотворчества в процессе подготовки проекта нормативного правового акта должен учитывать финансовые, кадровые, организационные и юридические условия, наличие которых позволит принятому акту реально действовать;

8) планирование. Данный принцип предусматривает, что в процессе правотворческой деятельности должно иметь место четкое распределение правотворческой работы по предмету, этапам и времени. Только при соблюдении этого требования деятельность будет носить системный и целенаправленный характер.

Следовательно, принципы правотворчества – это основополагаю­щие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для субъектов, творящих право.

Правотворчество – богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения. Оно может быть, естественно, неоднородным.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды:

1)непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

2)правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);

3)правотворчество отдельных должностных лиц (например, главы государства, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления;

5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

1) законотворчество (правотворчество высших представительных органов – парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);

2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа);

3) подзаконное (легальное) правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам – президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах. Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

Наши рекомендации