Политическая система российского общества, ее особенности
Политическая система общества- это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.
Правовая система – сложно структурное, многоуровневое образование, состоящее из совокупности элементов и подсистем, имеющее свою историю, социально-экономические, политические, национальные и культурные основания и предпосылки развития.
Политическая система в современном российском обществе имеет ряд отличительных особенностей:
1) Главным компонентом и одновременно центром правовой системы является субъект права или субъект правовой системы. Прежде всего, это человек как носитель субъективных юридических прав и обязанностей и участник правовых отношений, т. е. субъект, обладающий способностью иметь права и обязанности, реально имеющий и своими собственными действиями осуществляющий эти права и обязанности:
а) позитивистский подход правопонимания – названные свойства субъект приобретает в силу правовых норм, т. е. лишь в том случае, когда они закреплены в позитивном, писаном праве (законодательстве). Если же закон (государство) не предоставит субъекту правовые свойства, то он и не будет субъектом права.
б) социологический - субъектом права является тот, кто реально (или через своих представителей) участвует в правовой деятельности, вступает в правовые отношения, заключает сделки, договоры и т. п., т. е. тот, кого сами участники данных отношений признают в качестве субъекта независимо от того, как к этому относится государство.
в) естественно-правовая доктрина - права принадлежат человеку от рождения никто ему их не дает и никто не может их отнять.
2) правовое сознание (не существует в отрыве от субъекта и может рассматриваться отдельно лишь в ходе теоретического анализа) – совокупность эмоционально-чувственных и мысленных, идеальных образов, при помощи которых человек воспринимает и оценивает наиболее существенные общественные отношения (в частности, по производству, обмену и присвоению различных благ) в категориях прав и обязанностей, эквивалентности деяния и воздаяния за него, равенства, справедливости, свободы и защиты от произвола, ответственности за нарушение правовых норм и договоров и т. д., а также действует в сфере правового регулирования (установления правовых норм и их реализации). Особое место занимает политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп. России наблюдается смешение либерализма, консерватизма и социал-демократизма.
Правовое сознание возникает в индивидуализирующейся культуре, когда человек начинает осознавать себя, свою уникальность, свою собственную сущность. Личное самосознание, личное достоинство – абсолютно необходимые предпосылки формирования правового сознания и правовой культуры в целом. Их отсутствие или слабость, а также авторитарная государственность, ряд других обстоятельств привели к формированию правового нигилизма - системы взглядов и представлений, отрицательно оценивающих роль права в жизни общества, о которых уже упоминалось и которые очень трудно нейтрализовать, ликвидировать.
Если в общественном правовом сознании выделить правовую идеологию и психологию, то можно сказать, что в России правовой нигилизм проявляется на обоих уровнях. В правовую идеологию он проникал через марксизм-ленинизм - «знамя нашей эпохи».
В правовой психологии широких слоев населения в силу антинародной политики должностных лиц государства, попрания прав и свобод граждан было бы наивно искать положительное отношение к праву. Исключение составляли одиночки, положившие в середине 60-х гг. XX в. начало диссидентскому движению в СССР. И лишь с середины 80-х гг. начался новый этап в развитии общественного правового сознания в России, когда внимание общества стало сосредоточиваться на идеях прав и свобод личности, на идее общественного договора и необходимости формирования такого политического устройства, при котором государство зависит от гражданского общества.
На сегодняшний день:
а) Консерватизм выражается в формуле «православие – самодержавие – народность». Православие становится, по сути, государствообразующей религией, несмотря на светский характер современного российского государства. Самодержавие проявляется в вертикализации государственных и политических институтов, подчиняющихся непосредственно или опосредованно верховному правителю и его администрации. Народность базируется на стремлении унифицировать общество в вере в такого верховного правителя.
б) Либерализм - свобода самовыражения, выражающаяся в свободе действий. Это формирование инновационного типа личности для новой экономики – «экономики знаний». Ему присущи следующие характеристики: любознательность, стремление управлять миром, принятие на себя ответственности за плохие стороны мира, сопряженное с потоком лучших решений и попытками внести изменения, откровенность и терпимость к подчиненным, одобрительное отношение к их оригинальности и стремлению к новациям.
в) Социал-демократизм базируется на обещании равенства не только стартовых возможностей, но и результата для любого члена общества. Например, все имеют право на бесплатное образование, которое является катализатором для получения престижной работы.
3) правовая деятельность, складывающаяся из
а) правотворческой деятельности органов государственной власти. Через правотворческую деятельность, которая отражает основные социально-экономические, культурные и иные потребности общества, в нормативно-правовую систему включаются юридические предписания – нормы, программы, модели поведения и деятельности людей и органов (организаций) российского общества. Главные задачи, которые нужно решить в ходе правотворческой деятельности в ближайшие годы – формирование системы законодательства, которая бы отражала и направляла переход от огосударствленной экономики к рыночной экономике; к формированию среднего класса, созданию уровня материального благосостояния, достойного человека; от навязываемой народу узкой группой партийного руководства политики к политике, основанной на интересах электората и определяемой в конечном счете избирателями; от имперской национальной политики к политике, основанной на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. она должна быть законодательно урегулированной так, чтобы был сформирован работающий механизм по выявлению, учету и согласованию интересов всех групп и слоев российского общества, по созданию юридически совершенных нормативно-правовых актов, чтобы можно было исключить или хотя бы минимизировать социальные, политические и юридические дефекты в выражении воли законодателя. На уровне Федерального Собрания РФ требуется выработка основопогагающих в этой сфере нормативно-правовых документов - регламентов палат; на уровне субъектов Федерации - создание модельного регламента их законодательных (представительных) органов, в котором были бы отражены общие принципы и особенности их собственной законодательной деятельности и участия в федеральном законотворчестве. Особое внимание федеральный законодатель должен уделять системному, кодификационному правотворчеству, результатом которого станут крупные блоки правовых норм, комплексно регулирующие области, виды общественных отношений.
б) правоприменительной деятельности правоохранительных (суда, органов внутренних дел, прокуратуры и т. д.) и иных органов государства. Правоприменение – властное индивидуально-правовое регулирование общественных отношений. Основное предназначение правоприменительной деятельности - проведение в жизнь правовых норм с учетом индивидуальных особенностей каждой конкретной ситуации. Кроме того, через правоприменение осуществляется государственное принуждение в случае нарушения правовых норм.
в) деятельности по реализации права всеми названными органами и иными организациями и субъектами российской правовой системы. В любом государственно-организованном обществе законодатель может устанавливать те или иные юридические нормы и принципы, тот или иной правовой статус лиц и организаций, и общественное правовое сознание – стремиться и желать установления и (или) соблюдения каких угодно прав и свобод, каких угодно правовых режимов, но если это не будет воплощено в реальном правовом порядке, то уровень правовой культуры в данном обществе станет отражать не идеальные мотивы и стремления, а то, что есть на самом деле.
4) правовые тексты, главным образом нормативно-правовые акты - писаное право, составляющее нормативно-правовую подсистему правовой системы. С точки зрения юристов позитивистской ориентации, нормативно-правовые акты - суть правовой системы, а с позиции естественно-правовой - это не более чем важный ее компонент.
Термин «законодательство» в теории и на практике используется в широком и узком смысле. Законодательство в широком смысле слова означает все действующие в стране нормативные акты. В узком смысле - это система действующих законов.
Особенности в РФ:
a Конституция РФ имеет не только высшую юридическую силу, но и прямое действие, что означает право и обязанность суда, других органов государственной власти и управления, всех должностных лиц при отсутствии необходимого закона применять непосредственно Конституцию РФ, на которую в таком случае делается прямая ссылка.
a Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ «неопубликованные законы и иные НПА не применяются». Данная норма направлена на искоренение практики «тайной дипломатии» советского государства против своего народа, которая была широко распространена и выражалась в том, что неопубликованные нормативные акты регулировали, а точнее, ограничивали права и свободы советских граждан, налагали на них новые обязанности.
a В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Приведенная норма, во-первых, делает нашу правовую культуру открытой для передовых, прогрессивных положений, принципов и норм международного права, во-вторых, устанавливает приоритет норм, содержащихся в международных договорах Российской Федерации, перед внутринациональным законодательствам.
Эти особенности свидетельствуют о противоречии между пол. структурой и ее культурным основанием.
Слабая интегрированность в российскую политическую систему разнородных групп, партий, движений проявляется в том, что политические силы имеют ограниченный доступ к процессу принятия решений. Это касается прежде всего процесса принятия решений, которые до последнего времени осуществляла узкая группа лиц: Президент — глава Администрации Президента — премьер-министр.