Управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Структура
Первичным элементом является норма.
-Правовая норма- утвержденное и санкционированное государством правило поведения, которое обеспечивается мерами государственного принуждения. Нормы КП объединяются в правовые институты
-Правовой институт- совокупность юр норм, регулирующие общественные отношения (институт основ конституц строя, институт гражданства, институт президентства)
-Подотрасль- совокупность норм КП, которые регулируют систему взаимообусловленных общественных отношений 1)конституц гуманитарная подотрасль (регулирует отношения по установлению правового статуса чел и гражд, закреп права и обяз, устанавливает гарантии и способы защиты прав и свобод)
2) избирательное право
3) парламентское право (регулирует порядок деятельности ФС РФ, статус депутатов ГД и членов СФ, порядок формирования комиссий и комитетов, порядок роспуска ГД)
4)констиц-корпоративное право (порядок деятельности общ объединений и порядок формирования))
6. Конституционно-правовые отношения. Понятие и виды.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - общественное отношение, урегулированное нормами конституционного права или возникшие на их основе
ВИДЫ:
В зависимости от характера подразделяются на :
имеются самые разные основания кп, но мы выделим 3 вида:
-общие кп: в тгп записанно-нормы права толь регул сложившиеся отношения, а не создают их.
-конкретные кп: известен и субъект и объект
-правовые состояния, как виды конституционных правоотношений: четко выделен один субъект, но обязанность в этом случае ложится на всех и на каждого
Народ- субъект конст-прав отношений(состояние). Порождает состояние народовластия-непрерывная обязанность всех обеспечить народовластие(законы должны вырвжать интересы народа)
РФ я-я светским государством(правовое состояние). Субъект-рф обязанность- обеспечивать светский характер в госу-ве, тк законом церковь отделена от государства
В зависимости от функции
Регулятивные (упорядочивают ситуации);
Охранительные (возникают в результате реализации санкции КП и охранительных отраслей).
3. В зависимости от содержания К-П отношения:
Материальные – реализуются субъективные права и юр.обязанности
Процессуальные – обеспечивают реализацию норм материального права
7. Объекты конституционно-правовых отношений.
Объекты- мат и дух предметы по поводу которых складываются конституционные правоотношения.
-Территория ст 70-71 (Государственная территория как объект конституционно-правовых отношений выступает в правоотношениях между Российской Федерацией и субъектами Федерации.)
-Гос власть
-Права, свободы, обяз чел, личности и гражданина
-гос казна, все публичные финансы
-деятельность субъектов КП (Действия субъектов конституционно-правовых отношений являются объектами правомочий и обязанностей в большинстве конституционно-правовых отношений (ст. ст. 84, 85, 88, 104, 109 Конституции РФ).)
-результаты деятельности субъектов КП-сформировано правительство, представительные органы муниципального образования
8. Субъекты конституционно-правовых отношений. Понятие, правовой статус, виды.
Субъекты конституционно-правовых отношений - участники общественных отношений, регулируемых конституционным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые приобрели свойства субъекта в силу норм конституционного права.
Характерная особенность-их множественность
Виды:
Индивиды
-граждане рф, они вступают в различные конституционные правоотношения, реализуя свои права, свободы и обязанности
-иностранные граждане, они пользуются всеми правами и свободами и несут обязанности как граждане рф, но они не пользуются политическими правами и свободами, могут быть избранны и избираться только в органы местного самоуправления, если имеется соответствующий докумен
- лица без гражданства, в конституции правосубъектности ограничены, тк не могут подтвердить свою принадлежность
- лица с 2 и большим числом гражданств, они несут все обязанности, но не могут быть зарегистрированным кандидатом в депутаты, камандиром военно-воздушного судна, заниматься поиском полезных ископаемых.
Индивидом я-я все перечисл категории
2) организации-в кп выделяются не характерные организации для других отраслей права
вид 1 государство в целом, оно выступает субъектом конституционного и межправового отношения государства как субъекта
1) когда перед часть тер-рий др государству
2) в состав рф вступает новый субъект
3) образуется новый субъект рф( чита объедин с бурятским авт ок= забайк край)
4) когда измен границы между субъектами рф
вид 2 все субьекты
вид 3 админ территориальные единицы субъектов рф
вид 4 муниципальные образования
вид 5 все органы гос власти
вид 6 органы местного самоуправления
вид 7 негосударственные некомерческие общественные объединения-общественные объединения, политические партии, общ-политические движения, религиозные объединения
Все организации вступают в конституционно-правовые отношения
3) социальные общности
1- российский многонациональный народ
2-нация- это большая этническая общность людей, которая отличается общностью территорий, общностью экономической жизни, общностью языка и психологического склада, которые проявляются в культуре, таким образом, если не хватает элемента, то это национальность или этническая общность , но не нация
3-народности- это этносы, которые не имеют общности территорий, а дисперсно проживают в различных субъектах рф в виде автономий
4-этнические группы- коренные малочисленные народы, численность которых не превышает 50 тысяч (нанайцы 600 чел,но даже они имеют право сохранять свою особенность )
*-семья-в 2 странах(королевство Бутан, западная Самоа) семья тоже я-я субъектом конституционных правоотношений, на выборах голосует только глава семьи, он выражает консолидированную волю всей семьи. В России семья я-я субъектом семейных правоотношений
9. Конституционно-правовые отношения с участием индивидуальных субъектов права.
К индивидуальным субъектамотносятся: а) граждане РФ; б) иностранные граждане; в) лица без гражданства; г) лица с двойным гражданством.
-граждане рф, они вступают в различные конституционные правоотношения, реализуя свои права, свободы и обязанности
-иностранные граждане, они пользуются всеми правами и свободами и несут обязанности как граждане рф, но они не пользуются политическими правами и свободами, могут быть избранны и избираться только в органы местного самоуправления, если имеется соответствующий докуменТакже иностранные граждане исполняют соответствующие обязанности (в частности, по уплате законно установленных в РФ налогов и сборов). Правовой статус иностранцев различается в зависимости от вида проживания на территории России: у постоянно проживающих и временно проживающих права различны.
- лица без гражданства, в конституции правосубъектности ограничены, тк не могут подтвердить свою принадлежность
- лица с 2 и большим числом гражданств, они несут все обязанности, но не могут быть зарегистрированным кандидатом в депутаты, камандиром военно-воздушного судна, заниматься поиском полезных ископаемых.
10.Реализация в конституционно-правовых отношениях правосубъектности организаций.
Правосубъе́ктность — способность лица иметь и осуществлять, непосредственно или через своих представителей, субъективные права и юридические обязанности, то есть выступать субъектом правоотношений.
организации-в кп выделяются не характерные организации для других отраслей права
вид 1 государство в целом, оно выступает субъектом конституционного и межправового отношения государства как субъекта
1) когда перед часть тер-рий др государству 2) в состав рф вступает новый субъект 3) образуется новый субъект рф( чита объедин с бурятским авт ок= забайк край) 4) когда измен границы между субъектами рф
вид 2 все субьекты
вид 3 админ территориальные единицы субъектов рф
вид 4 муниципальные образования
вид 5 все органы гос власти
вид 6 органы местного самоуправления
вид 7 негосударственные некомерческие общественные объединения-общественные объединения, политические партии, общ-политические движения, религиозные объединения
Все организации вступают в конституционно-правовые отношения
11.Особенности конституционно-правовых отношений с участием социальных общностей.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - общественное отношение, урегулированное нормами конституционного права или возникшие на их основе
социальные общности –один из субъектов к-п отношений(+ индивиды+ организации)
1- российский многонациональный народ
2-нация- это большая этническая общность людей, которая отличается общностью территорий, общностью экономической жизни, общностью языка и психологического склада, которые проявляются в культуре, таким образом, если не хватает элемента, то это национальность или этническая общность , но не нация
3-народности- это этносы, которые не имеют общности территорий, а дисперсно проживают в различных субъектах рф в виде автономий
4-этнические группы- коренные малочисленные народы, численность которых не превышает 50 тысяч (нанайцы 600 чел,но даже они имеют право сохранять свою особенность )
*-семья-в 2 странах(королевство Бутан, западная Самоа) семья тоже я-я субъектом конституционных правоотношений, на выборах голосует только глава семьи, он выражает консолидированную волю всей семьи. В России семья я-я субъектом семейных правоотношений
12.Возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений.
ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ - это юридически значимые действия и события с которыми нормы конституционного права связывают возникновение, изменение, прекращение конституционно-правовых отношений. – юр факты
Юр факты, они закреп нормами права.
-Волевое поведение субъектов(поступки)
-Различные поступки(избрание президента рф, избиратели юридически значимыми действиями избрали президента-> это породило юридически значимое действие/////// прием нового субъекта в состав рф-республики Крым)
События не зависят от воли и сознания людей, они возникают объеткивно(землетрясение, цунами –порождают админ правоо-ния
при достижении 18 лет, истечение срока полномочий президента рф или госдумы
Деяние
-действие (это обстоятельства, связанные с деятельностью человека, проявлением его воли)
-бездействие
Они отличаются от обычных общественных отношений тем, что влекут за собой определенные правовые последствия.
13.Конституционно-правовые нормы. Понятие, виды, особенности норм.
Конституционно-правовые нормы- это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.
Виды:
1) по характеру предписания
Особенности
1.Много норм-деклараций. Обычно они формулируются в преамбуле или вводной части Конституций (преамбула к КРФ)
2.Нормы-дефиниции (определения):научные легалные официальные дают развернутые определения понятий и категорий – эти определения являются обязательными для всех
3.Нормы-принципы – определяют правовой статус (демократическое, суверенное, федеративное ).
4.Нормы – расчеты – устанавливают стандарты(особенно в избират праве-сколько чего изучено, сколько голосов, возраст президента )
5.Нормы - гарантии ( глава 2 КРФ Права и свободы человека и гражданина)
6. Нормы-цели- определяют перспективы развития общества и государства
В зависимости от содержания, нормы делятся на регулятивные и охранительные
Нормы конституционного права отличаются и по структуре. Обычно они состоят из одной диспозиции.(гипотеза, диспозиция, санкция)
14.Источники конституционного права. Понятие и классификация.
Источники КП понимается в трех смыслах:
1) материальный источник права, под ним понимается производствен-
ные отношения в обществе( экономический базис). Именно производственные отношения обуславливают появление всех явлений, в том числе и права.
2) этнопсихологические источники права - стереотипы мышления и поведения отдельных наций, народов, этнических групп.
3)источник в юридическом смысле. Под источником права понимается внешняя форма выражения юридических норм. Источник КП понимается как внешняя форма выражения КП норм.
Все источники КП подразделяется на следующие группы:
1- нормативный акт
2- правовой обычай
3- судебный прецедент
4- священные предания
5- правовая доктрина
6- джентельменские соглашения
7- общепризнанные принципы и нормы международного права
15.Нормативный правовой акт как источник конституционного права.
Нормативно-правовой акт — это изданный в особом порядке правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы.
К источникам КП, относятся только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты.
1) Конституция- база текущего законодательства. Конституция обладает высшей законной юридический силой.
2) Конституционные законы принятые фед собр РФ на основе соглашений
3) Закон о внесении поправок в конституцию
4) ФЗ, которые содержат нормы КП(нормативно-правовые акты, принятые федеральным собранием, которые содержат нормы права)
5) Органические законы (нпа принятый парламентом)
6) Референдумные законы (голосование граждан). Парламент не может вносить изменения
7) Подзаконные акты (указы и распоряжения президента рф)
8) Акты правительства рф (постановления и распоряжения правительства рф)
9) Акты конституционного суда рф (толкование, а не прецеденты)
10)Ведомственные акты (нпа органов местного самоуправления)
11) Акты органов местного самоуправления
16.Правовой обычай как источник конституционного права.
Конституционно-правовой обычай –правила поведения в обществе, которые в силу неоднократного поведения становятся общественными, регулируют отношения в сфере осуществления гос власти, защиты прав и свобод человека, личности и гражданина
Виды: конституционное соглашение, парламентские обычаи, этнические обычаи.
Конституционное соглашение(конвенционные) возникают на основании норм права, законов, но начинают регулировать общественные отношения принципиально иначе (важнейшая часть неписанной конституции Британии, Новой Зеландии).
Парламентские обычаи —правило поведения депутатов парламента и других должностных лиц, которые в силу частого применения становятся общеизвестными Сюда относятся, например, способы обычного, неэлектронного голосования: вставанием, поднятием рук, расхождением в разные стороны/ спикер палаты общин сидел на мешке с шерстью-это говорило о его богатстве Парламентские обычаи в России санкционированы
Этнические обычаи – правила поведения представителей отдельных народов, регулирующие отношения в данной общности людей(особая роль в многонациональных государствах, в контексте права народа на самоопределение).(Конституционный закон о гарантии прав коренных малочисленных народов РФ)
Санкционирование обычаев может быть молчаливым, признание судами, указание в законе о руководстве обычаем.
17.Судебный прецедент как источник конституционного права.
Судебные прецеденты - решения вышестоящих судов, обязательные для нижестоящих судов при решении анлогичных дел. Особая роль в странах англосаксонского права как основного источника права (Британия, США, Индия). Придают системе права казуистичность и гибкость. Применение судебных прецедентов в качестве источников права означает, что суды в этих странах не только осуществляют обычную функцию юрисдикции (т.е. разрешения споров на основе права), но и выполняют функцию нормотворчества. Постановления Конституционного Суда РФ, несомненно, являются источником конституционного права, хотя в судах общей юрисдикции такой источник формально у нас не признан.
18.Партийно-государственные акты как источники конституционного права.
Партийным документам в некоторых развивающихся странах официально придается статус юридического акта, которые одобряются референдумом, но разрабатываются правящей партией, содержат изложение основных принципов политики государства, общественного государственного строя. (Например, новая редакция Национальной хартии Алжира, принятая и 1986 г.) В некоторых странах важнейшие государственно-правовые нормы, регулирующие, в частности, порядок избрания главы государства, pегламентирующие некоторые аспекты статуса должностных лиц и т. п., содержатся в уставе правящей партии (Ангола, Мозамбик, Конго). Иногда сам партийный устав провозглашается надконституционным актом (Танзания). Фактически обязательны для исполнения, например, решения высших органов Трудовой партии Кореи в Корейской Народно-Демократической Республике (Северной Корее).
Решения партий в отдельных сферах жизни общества могут рассматриваться в качестве источника права и в некоторых развитых капиталистических странах. Так, в США квазиправовыми актами, регулирующими определенные стороны избирательного процесса, являются решения национальных съездов (конвентов) Республиканской и Демократической партий.
Итак, в определенных случаях акты, изданные партиями, выступают в качестве источников государственного права. Вместе с тем партийные акты, несмотря на их значимость в отдельных странах, - это дополнительный источник права.
19.Правовая доктрина как источник конституционного права.
Доктрина-используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве положения из работ известных ученых для юридического решения возникшего спора, имеющего конституционное значение.
Правовая доктрина — считалась и считается в течение длительного времени характерным источником права для англо-саксонской правовой семьи.
Например, в Великобритании к мнениям наиболее известных учёных-юристов (главным образом прошлого), обращаются в случае, когда пробел в праве не может быть заполнен статусом или судебным прецедентом. Такими доктринами являются, например, труды Блэкстона («Комментарии законов Англии», 1765), Коука («Правовые институты Англии», 1628), Фостера («Решения королевских судов», 1763), а также различные труды Дж. Локка, Дж. Милля, Э. Берка, А. Дайси и др.[1]
В романо-германской правовой семье правовая доктрина потеряла своё былое правовое значение. Например, в Российской Федерации источником права она не признаётся. В то же время компетентные научные труды, толкование законодательства (к примеру, научные комментарии Конституции, федеральных законов) могут являться своего рода вспомогательными началами для должностных лиц и государственных органов, применяющих нормы права.
20.Нормативный договор как источник конституционного права.
Нормативный договор — один из видов источников права, представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государствоили его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права).
Нормативный договор - это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы. Нормативные договоры обязательны для многочисленного или формально неопределенного круга лиц. Существенным признаком, отличающим договор от правового акта, является его санкционирование несколькими субъектами правотворчества.
Нормативный договор может быть международным, либо же это может быть договор в рамках одного государства, например, между федерацией и её субъектами.
21.Общепризнанные принципы и нормы международного права как источник конституционного права
ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА — по Конституции РФ часть национальной правовой системы, источники конституционного права. В международной практике под общепризнанными понимают нормы, признанные представительным большинством государств. Такие нормы имеют юридическую форму международного обычая или договора (конвенции) и содержатся в уставах ООН, Совета Европы, международных договорах, конвенциях (конвенционные нормы), декларациях, пактах, в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, статутах и иных источниках. Основные принципы международного права (неприменение силы, невмешательство во внутреннюю политику другого государства, суверенное равенство государств, равноправие и самоопределение народов, добросовестное выполнение государственных обязательств и др.) содержатся в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН
22.Акт государственного переворота как источник конституционного права. Условия легитимности.
В Латинской Америке было более 160 государственных переворотов, и после каждого переворота издавались указы, схожие друг с другом: приостанавливается действие конституции, запрещаются все партии, вводится чрезвычайное положение и т.п. Эти указы также могут быть источником конституционного права. Они являются источниками, если субъекты конституционно-правовых отношений признают своими действиями их законным и легитимным. Указ президента о поэтапной конституционной реформе № 1400 отменил старую Конституцию и предусмотрел создание совершенно новых органов власти. Этот указ можно характеризовать как акт государственного переворота. На основании указа назначили референдум 1993 года и на референдуме, на основании акта государственного переворота, приняли новую Конституцию. Тогда же провели выборы в Государственную Думу и Совет Федерации, и политические силы не протестовали, т.е. они этот указ тоже признали.
23.Методы конституционно-правового регулирования.
МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ-это совокупность приемов и способов воздействия на общественные отношения, с целью их перевода в более благоприятное состояние.
Они всегда закрепленны нормами права.
1)Императивный метод-отношения власти и подчинения
2)Диспозитивный метод-характеризуется равноправием сторон и свободой действий (в гражданском праве преобладает)
3)Специфический метод
4)Нормаустановительный метод регулирования общ отношений- устанавливается только норма права и порождает конституц-правоотношения
5)Метод установления правовых состояний- он называет одного субъекта кон-правоотношений, а обязанность возлагается на всех и на каждого(не ущемлять честь и достоинство гражданина )
6)Метод императивный(отношения влсти и подчинения)-в отличии от админ права имеются определенные элементы собственного элемента- позитивное обязывание на совершение действий. Оно пердполагает, что можно действовать органам гос власти только в пределах своих полномочий/ установление конст-правовых запретов на совершение конст-правовых действий/ способ конституцонных ограничений (применяется только тут) -условия на должность президента, ограничение на службу в армии
7)Метод диспозитивный правового регулирования-( субъекты конст-прав отношений равноправны)
гос-во только устанавливают рамки поведения субъектов и обеспечивают оптимальное сочетание частных и публичных интересов (сочитание интересов гос-ва и свободной личности) (имеем возможность провести митинг) государство устанавливает рамки для поведения
Методы имеют ярко выраженную специфику
24.Система конституционного права как национальной отрасли права.
КП –совокупность юридических норм, закрепляющих основы конституционного строя, правовой статус человека, личности и гражданина, форму государства, систему органов гос власти и местного самоуправления, порядок их организации и деятельности.
Структура.
Основой является правовая норма-принятые, санкционированные государством правила поведения в обществе, которые обеспечиваются силой гос убеждения
Правовой институт – совокупность юридических норм регулирующих однородные или сложные общественные отношения.
1. органов конституционного строя
2. форма государства
3. президентства
4. правительства
5. гражданства
Подотрасли права – совокупность юридических норм регулирующих систему однородных и взаимосвязанных отношений.
1. Конституционно-гуманитарное право – регулируют отношения по установлению правового статуса человека, личности, гражданина, и устанавливают гарантии защиты прав и свобод.
2. Парламентское право – совокупность юридических норм регулирующих порядок деятельности федерального собрания РФ, правовой статус гос-ва, регулирует весь законодательный совет, порядок роспуска гос. Думы.
3. Избирательное право – регулирует порядок организации и проведения выборов.
4. Конституционно-корпоративное право – подотрасть, содержит нормы регулирующие порядок формирования, деятельность различных общественных объединений.
в КП есть очень много:
Норм деклараций – определяют правила поведения со стороны государства.
Норм дефиниций – (определения) дают определения важнейших понятий.
Норм принципов – определяют статус субъектов права.
Норм расчётов – при помощи этих норм устанавливаются какие-либо стандарты.
Норм целей – определённые перспективы развития общества и государства.
25.Конституционно-правовое принуждение. Понятие и классификация принудительных мер.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ-меры воздействия на поведение людей в целях соблюдения норм конституционного права, поддержания стабильности конституционно-правовых отношений.
Другое название-меры ответственности
1)Конст-правовое предупреждение о недопустимости совершения неправомерных действий Пример: состоялся съезд политической партии, там сформировали руководящии органы, утвердили устав и приняли программу. Для получения статуса, надо зарегистрироваться в органах гос регисистрации минюста России. В органах регистрации проводят проверку и находят положение о разжигании национальной, расовой розни или изменении конституционного строя насилием. Гос регистрация предупреждает о необходимости исключить эти пункты или не будет регистрации
Предупреждений всегда очень много, их выносят органы гос регистрации, прокуратура
2)Мера конс-правового пресечения - если уже совершенно правонарушение , но в целях предупреждения более тяжких последствий это пресекают Пример с политической партией, не смотря на пердупреждение гос регистрации и предупреждение прокуратуры, партия выступает на митингах, публикует программу -это уже правонарушение-> гос регистрация минюста приостанавливает деятельность партии, руководствуясь федерльным законом , тк партия преостановлена , то она не может совершать никаких действий, только выплачивать зарплату сотрудникам
3)Мера конституционно-правовой ответственности она наступает только в случае совершения виновного противоправного действия, субъектом кон-правовых отношений, нарушая нормы конституционного права. Мера ответственности связана с лишением правового статуса Пример: отстранение президента от должности за имзену родине или др и дальнейший суд президента как простого гражданина / если партия допускает разжигание розни, то партия ликвидируется по иску генпрокурора верховному суду или одного из его заместителей
26.Меры конституционно-правового предупреждения.
Конст-правовое предупреждение о недопустимости совершения неправомерных действий Пример: состоялся съезд политической партии, там сформировали руководящии органы, утвердили устав и приняли программу. Для получения статуса, надо зарегистрироваться в органах гос регисистрации минюста России. В органах регистрации проводят проверку и находят положение о разжигании национальной, расовой розни или изменении конституционного строя насилием. Гос регистрация предупреждает о необходимости исключить эти пункты или не будет регистрации
Предупреждений всегда очень много, их выносят органы гос регистрации, прокуратура
27.Меры конституционно-правового пресечения.
Меры пресечения имеют целью прекращение противоправного поведения.
Мера конс-правового пресечения - если уже совершенно правонарушение , но в целях предупреждения более тяжких последствий это пресекают Пример с политической партией, не смотря на пердупреждение гос регистрации и предупреждение прокуратуры, партия выступает на митингах, публикует программу -это уже правонарушение-> гос регистрация минюста приостанавливает деятельность партии, руководствуясь федерльным законом , тк партия преостановлена , то она не может совершать никаких действий, только выплачивать зарплату сотрудникам
28.Меры конституционно-правового восстановления. (плохо разработан вопрос, нет инфо нормальной)
Принудительные меры защиты, восстановления прав нацелены на охрану, обеспечение субъективных прав физических, юридических лиц тогда, когда они сами не способны в силу определенных причин осуществлять свои права. Защитно-восстановительную функцию в конституционном праве выполняет, например, признание выборов несостоявшимися и, как следствие, назначение новых выборов. Данная мера не является реакцией на какое-либо право нарушение. Она призвана обеспечить право граждан иметь депутата, выборного должностного лица, представляющего значительную часть избирательного корпуса. Признание же выборов недействительными в случае, если допущенные при проведении голосования или подведении его итогов нарушения, не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, является одновременно и мерой пресечения, и мерой защиты избирательных прав граждан. На восстановление пассивного избирательного права нацелена отмена судом или вышестоящей избирательной комиссией решения избирательной комиссии об отмене регистрации кандидата в депутаты и восстановление гражданина в статусе кандидата в депутаты.
29.Меры конституционно-правовой ответственности.
Мера конституционно-правовой ответственности она наступает только в случае совершения виновного противоправного действия, субъектом кон-правовых отношений, нарушая нормы конституционного права. Мера ответственности связана с лишением правового статуса Пример: отстранение президента от должности за имзену родине или др и дальнейший суд президента как простого гражданина / если партия допускает разжигание розни, то партия ликвидируется по иску генпрокурора верховному суду или одного из его заместителей
Выделяют негативную и позитивную юридическую ответственность. Негативная ответственность заключается в применении к лицам в особой процессуальной форме мер принудительного воздействия(санкций) за совершенные ими правонарушения, а также в обязанности указанных лиц претерпевать соответствующие лишения. Позитивная ответственность понимается как осознанное и активное исполнение людьми своих обязанностей.
30.Конституционно-процессуальное обеспечение реализации всех мер принуждения.
В конституционном праве четко выделяются такие меры принуждения(меры воздействия на поведение людей в целях соблюдения норм конституционного права, поддержания стабильности конституционно-правовых отношений): предупреждение (применятся когда не совершенно правонарушение) Пресечения (если уже совершено правонарушение, но в целях предупреждения более тяжких последствий это пресекается). Меры восстановительные.( Принудительные меры защиты, восстановления прав) Меры конституционно-правовой ответвеннотси. Применение всех мер кпп должно осуществляется в определённой конституционно правовой форме, это есть конституционно правовое обеспечение реализации всех принудительных мер, если нарушаются нормы кпп, то тогда любое решение подлежит отмене по формальным основания или эти отношения прекращаются
31.Обеспечение конституционно-правовых норм универсальными санкциями охранительных отраслей национальной системы права.
Большинство норм кп в силу их исключительной важности обеспечиваются универсальными санкциями правоохранительных отраслей права, среди них преобладают санкции норм уголовного права. (ст.3 КРФ) присвоение власти или присвоение властных полномочий наказывается по ФЗ. Сформулированная отсылочная норма. Здесь дейсвтует УКРФ. Если мы посмотрим, что касается избирательного права граждан, то в укрф много статей, которые предусматривают УО при нарушении норм избирательного права. В соответствии с нормой 1249 ГК РФ это вред подлежит возмещению в полном объеме. Санкции гк носят универсальный характер. Они для всех отраслей права, где действием или бездействием… КОАП, то та более 40 состав адм. правонарушений сформулированы для защиты КП и свобод граждан. Тем не менее есть и отраслевые санкции, они сформулированы в КРФ.
32.Источники науки конституционного права.
Источниками науки конституционного права являются и нормативные правовые акты (в том числе и ранее действовавшие), содержащие конституционно-правовые нормы, прежде всего Конституция РФ. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в нормативных правовых актах концепции, понятия, используемые в конституционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.
Наука не могла бы в должной мере выполнить свои задачи, если бы она не имела источником научного познания практику, те процессы, которые происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов. Поэтому источником науки конституционного права является и конкретная практическая деятельность органов государственной власти, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права.
33.Понятие и юридические свойства конституции.
На земном шаре находится 218 государств, самое главное сформулировать общее определение конституции, под которое подошла бы любая конституция. Его возможно сформулировать только описательным методом
КОНСТИТУЦИЯ-основной закон государства, свод законов конституционного права, обычаев и судебных
Содержание конституций как основание их классификации.
-по содержанию
1)политические
Старейшие конституции. В них закреплен механизм осуществления гос власти, но не затронута экономическая, финансовая, социальная сфера, отсутствуют соц-экономические права
Конституция 1814 Норвегии; 1900 Аргентины; 1900 Австралии
2) социальные
Все новейшие конституции, принятые после 2 мировой войны.
Достаточно сказать что в конституции России около 20 статей- социальные
Конституция 1925 г
1. СССР-союзная республика,
2. Правовой статус автономных республик, областей,
3. Формы собственнос