По характеру требований — императивные (обязывающие), им­перативно-атрибутивные (предоставительно-обязывающие), рекомендуемые, допускаемые и т. д.

В зависимости от различий вобъекте и способе социального регулирования все социальные нормы можно подразделить намо­ральные, нравственные, правовые и целесообразные (утилитарные, технические) нормы (см. также главу V «Право и ценности»).

Моральная норма является правилом, регулирующимвнут­ренний, интимный (лат. intimus — глубоко личный, внутренний, сокровенный), мир человека черезсамообязывание. Норма морали не может быть установлена каким-либо внешним авторитетом, на­пример авторитетом государства или общественного мнения. Един­ственным авторитетным «органом», обязывающим человека следовать норме морали, является совесть. Моральная норма, предписывающая «не желать (выделено нами. — Авт.) дома ближнего своего», тре­бует от субъекта прежде всего «чистоты» помыслов, а не устанавли­вает правового запрета на совершение кражи из «дома ближнего своего» (он содержится в другой норме: «не кради»). Аморальным (не соот­ветствующим моральной норме) в данном случае будет уже само «желание» чужого имущества, которое могло быть и не реализовано во внешнем поведении лица. Моральная норма, обязывающая пода­вать милостыню нуждающимся, регулирует не столько внешние дей­ствия человека, сколько мотивы, по которым человек должен совер­шать милостыню: «Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры... чтобы прославляли их люди. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука... не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне» (Мф.: 6,1-А}. Поэтому, например, демонстративная раздача милостыни не свидетельствует о мораль­ности действий человека, если она обусловлена желанием обществен­ного одобрения, а не искренним стремлением помочь нуждающемуся.

Глава XIII. Нормы права

Различия между требованиями морали и права могут быть проиллю­стрированы словами Нагорной проповеди Христа: «Вы слышали, что сказано древним: "не убивай, кто же убьет, подлежит суду". А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф.: 5, 21-22). Таким образом, моральные нормы регулируют прежде всего внутренние мотивы поведения человека, в то время как нормы нравственности, права и целесообразности являются ре­гуляторами преимущественно «внешних» поступков людей.

Нравственные нормы, или нормы нравов, представляют собой обязывающие правила поведения, сложившиеся в конкретном об­ществе, соблюдение которых поддерживается силой общественного мнения. Таковы, например, нормы этикета: правила поведения за столом, правила вежливости в общении, правила взаимоотношений между старшими и младшими и т. д. К нормам нравов относятся также некоторые обычаи, например обычай гостеприимства.

Нормынравственности, права и целесообразности отлича­ются от норм морали тем, что они требуют соответствия нормам тольковнешнего поведения, внутренние же мотивы их реализации не имеют в данном случае определяющего значения. С точки зрения нравственности не важно, почему, например, младший по возрасту первым приветствует старшего: делает ли он это из чувства искрен­него уважения или из-за желания получить какое-либо поощрение за свое поведение от родителей. Точно так же не важны внутренние мотивы, которыми руководствуется человек, соблюдая правила пра­вописания, делая по утрам зарядку или дрессируя собаку, т. е. вы­полняя требования технических норм.

Вместе с темморальные, нравственные и технические (не имеющие правового значения) нормы отличаются от правовых тем, что они налагают на человека определенныеобязанности (делать или не делать что-либо), но никому не предоставляют права требо­вать их безусловного выполнения. Так, человек, подавая милостыню нуждающемуся, исполняет моральную обязанность. При этом мо­ральная норма не наделяет нуждающегося правом требовать мило­стыню от подающего и в случае неисполнения им данной мораль­ной обязанности — принуждать к ее исполнению. Нравственная норма, например норма этикета, обязывает всех взрослых людей, на­ходящихся в обществе, использовать во время еды столовые приборы.


22-1351



ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

Но данная норма никому не предоставляет права требовать испол­нения этой обязанности от других. Поэтому ее неисполнение может вызвать отвращение, нежелание общаться с таким человеком или какие-либо иные аналогичные последствия, но не предполагает со­вершения принудительных действий, направленных на ее обеспечение. В отличие от норм морали, нравственности и целесообразности пра­вовая норма всегда предоставляет субъекту право требовать от другого лица исполнения обязанностей. Таким образом,нормы морали, нравственности и целесообразности имеютодносторонне обязы­вающий характер; правовые нормы имеют двусторонний,предо-ставительно-обязывающий характер. Однако характер обязывания различен: в моральных нормах имеет место внутреннее самообязы-вание, в нормах нравов — внешнее обязывание, в правилах целесо­образности субъект возлагает на себя обязанность с целью достичь определенного практического результата.

Итак, в выделенных видах социальных норм вектор ценност­ного значения постепенно сдвигается от «внутреннего», ценностно-мотивированного поведения к поведению «внешнему» (формальному, легальному). Так, в моральных нормах значимо не столько «внеш­нее» поведение, сколько его внутренние мотивы. В нравственности значимо «внешнее» поведение, но при этом предполагается, что ему сопутствуют соответствующие внутренние мотивы. В праве значимо «внешнее» поведение, а внутренние мотивы интересуют постольку, поскольку могут прояснить «внешнее» поведение. Наконец, в пра­вилах целесообразности внутренние мотивы практически не играют роли, а значимость поведения определяется достижением цели.

Обычно выделяемыекорпоративные нормы, как ирелигиозныенормы, не представляют собой отдельной разновидности и могут быть и нормами морали («не желай дома ближнего своего»), и нор­мами нравов (норма, предписывающая лицам мужского пола сни­мать в церкви головной убор), и техническими нормами (правила совершения обряда), и правовыми нормами (нормы канонического права), точно так же как выделяемые обычнообычаи и традициине являются самостоятельным видом социальных норм, а лишь ука­зывают на способ формирования правила поведения.

Глава XIII. Нормы права

Наши рекомендации