Контрольная работа будет в форме тестов по нормативным актам, которые выделены жирным шрифтом и подчеркиванием.

Вопросы к третьей контрольной работе № 3 по истории конституционного права нового времени

Контрольная работа будет в форме тестов по нормативным актам, которые выделены жирным шрифтом и подчеркиванием.

Формирование и развитие конституционного государства в Англии в новое время

1. Государственный строй Англии в период революции середины XVII века (1640-1660 гг.):борьба парламента с королевской властью при Стюартах, Петиция о правах 1629 года, законодательная деятельность Долгого парламента (1640-1642 гг.) – Трехгодичный акт 1641 г., Великая ремонстрация, политические партии английской революции (пресвитериáне, индепендéнты, лéвеллеры), падение монархии и установление республики, Протекторат Кромвеля – режим военной диктатуры (1653-1658 гг.), «Орудие управления» - лорд-протектор, однопалатный парламент, Государственный совет, избирательное право.

2. Формирование конституционной дуалистической монархии в Англии во второй половине XVII - начале XVIII веков:реставрация Стюартов и формирование конституционной дуалистической монархии, тори и виги,Habeas corpus act «Хáбеас кóрпус акт»1679 года, значение «славной революции» 1688 года, билль о правах 1689 года – ограничение компетенции короля в пользу парламента в законодательной, финансовой, военной и судебной сферах, права подданных, трехгодичный акт 1694 года, акт об устроении 1701 года - контрассигнатура, несменяемость судей, общая юридическая характеристика конституционной дуалистической монархии.

3. Формирование конституционной парламентарной монархии в Англии в XVIII - начале XIX веков: отказ короля от права вето, появление кабинета министров, непосещение королем заседаний кабинета министров, образование партийно - однородного кабинета министров, установление ответственности кабинета перед парламентским большинством, общая юридическая характеристика конституционной парламентарной монархии.

4. Избирательные реформы 1832, 1867 и 1884 - 1885 годов в Англии: недостатки английской избирательной системы, расширение числа избирателей и перераспределение избирательных округов, избирательная реформа 1832 года, избирательная реформа 1867 года, избирательная реформа 1884 - 1885 гг.

5. Развитие конституционного права Англии в конце XIX - начале XX веков:развитие двухпартийной системы, образование политических партий консерваторов и либералов, ослабление влияния либеральной партии в конце XIX в., раскол либеральной партии в 1886 г., образование лейбористской партии (1906 г.), усиление роли Кабинета министров в конце XIX - начале XX веков, роль кабинета в законодательном процессе, делегированное законодательство, акт о парламенте 1911 года и ограничение законодательных полномочий палаты лордов.

Вопросы к третьей контрольной работе № 3 по истории англо-саксонской и континентальной систем права

1. Англо-саксонская система права:непрерывность, постепенность развития английского права, общее право, право справедливости, судебная реформа 1873-1875 гг., слияние общего права и права справедливости, прецедентное право,приоритет процессуального права над материальным, судебный прецедент, структура судебного решения, статутное право, отказ английского права от кодификации, консолидация английского права.

2. Континентальная (романо-германская) система:историческое формирование континентальной системы, кодификация германского права в отдельных германских государствах середины XVIII в., Прусское земское уложение – Прусский ландрехт 1794 г., Австрийское гражданское уложение 1811 г., кодификация французского права при Наполеоне, источники континентальной системы права, закон и подзаконные нормативные акты, наличие кодексов по различным отраслям права, положение судов, толкование права судами, публичное и частное право, императивные, управомачивающие и диспозитивные нормы, отрасли публичного права, разделение частного права на гражданское и торговое.

3. Французский гражданский кодекс (ФГК) 1804 года: создание, источники и институционная система кодекса,ФГК – компромисс между правом французской революции без его крайностей и историческим дореволюционным правом, физические лица, отсутствие понятия юридического лица во ФГК,вещное право во ФГК - виды вещных прав, понятие права собственности (ст. 544) и его ограничения,содержание права собственности на земельный участок (ст. 545), неприкосновенность собственности (ст. 545),движимые и недвижимые вещи, особенности их отчуждения, владение,держание, приобретательная давность владения, ограничение виндикации движимых вещей,права на чужие вещи и сервитуты,обязательственное право во ФГК - понятие договора (ст. 1101), виды обязательств (из договоров, как бы из договоров, из деликтов, как бы из деликтов),принципы договорного права, принцип свободы договора,условия действительности договоров,соглашение как необходимое условие действительности договоров, пороки соглашения (заблуждение, обман, угроза), убыточность договора (ст. 1118, 1674), обязательная сила договора (ст. 1134), имущественная ответственность должника за нарушение договора, непреодолимая сила (случай), обязательства из причинения вреда (деликтов), договор найма рабочей силы,брачно-семейное право Франции в ФГК - гражданский брак, условия вступления в брак, сокращение препятствий к вступлению в брак, развод как исключительная мера, отношения между супругами в браке, ограничение правоспособности замужней женщины,режим общности имущества мужа и жены, раздельность имущества супругов,отношения между родителями и детьми, внебрачные дети, наследственное право – наследование по закону и по завещанию.

4. Французский уголовный кодекс (Code penal) 1810 года:понятие преступления, отмены аналогии законы и аналогии права, действие уголовного закона во времени, обратная сила уголовного закона,классификация преступлений в странах континентальной Европы – трехчленное деление преступных деяний на преступления, проступки и нарушения, субъект преступления, классификация преступных деяний во французском уголовном кодексе 1810 г. – публичные и частные преступления и проступки, система наказаний во французском Уголовном кодексе 1810 г. – деление наказаний на уголовные, исправительные и полицейские.

5. Германское гражданское уложение (ГГУ) 1900 года: составление общегерманского уложения, пандектная система и общая характеристика уложения, физические лица, правоспособность и дееспособность, понятие и признаки юридического лица, основные функции института юридического лица, союзы (хозяйственные и нехозяйственные) и учреждения,западные теории юридического лица – теории фикции и концессионная система, теории реальности юридических лиц и система свободного образования,вещное право, движимые и недвижимые вещи, право собственности (ст. 903),ограничения земельной собственности (ст. 905-906),владение,посредственное и непосредственное владение, расширение владельческой защиты, приобретательная давность владения на движимые вещи, обязательственное право,понятие обязательства, правовые ограничения свободы договора, закрепление социальных норм, направленных на защиту экономически слабых субъектов, запрещение злоупотребления правом (ст. 226), недействительность сделки, противоречащей «добрым нравам» (ст. 138),договор найма рабочей силы, обязательства из недозволенных действий (деликтов), брачно - семейное право - обязательный гражданский брак (1875 г.), условия вступления в брак, развод, отношения между супругами в браке, отношения между родителями и детьми, наследственное право – наследование по закону и по завещанию.

Древний мир не знал народного представительства. В афинской и римской республиках полноправные граждане лично участвовали в народном собрании, собираясь для принятия законов и решения государственных дел. Они не избирали депутатов, уполномоченных гражданами действовать от своего имени. Это непосредственное участие граждан в управлении возможно только в государствах с небольшими территориями и незначительным количеством граждан. Рим, превратившись из города-государства в столицу мировой державы, сделался абсолютной монархией. В европейских государствах в новое время непосредственное правление народа оказывается невозможным в силу больших размеров государственной территории и многочисленности населения. Поэтому вместо собраний всего народа стало применяться собрание народных представителей. Теория государственного права отмечала, что воля и мнение народного представительства выражают волю и мнение всего народа.

Народное представительство сложилось постепенно чисто историческим путем в Англии. Английский парламент появился в XIII в. и добился ограничения королевской власти. Он возник не по какому-либо образцу-прототипу и не на основании какого-либо теоретического плана.Парламентам принадлежат следующие важнейшие полномочия: 1) принятие законов; 2) финансовые права: утверждение налогов и государственного бюджета; 3) контроль над действиями исполнительной власти.

Нижние палаты парламентов первоначально формировались путем выборов на основе имущественного ценза (условия), то есть голосовать имели право только имущие граждане. При этом считалось, что только состоятельные граждане, собственники недвижимости обладают материальными средствами, досугом, образованностью для участия в политической жизни страны. Избирательное право было тесно связано с уплатой налогов, поэтому находили невозможным предоставить избирательное право тем, кто не участвует своими взносами в государственных расходах.

Уже в XV в. в Англии был установлен имущественный ценз для избирателя в 40 шиллингов дохода с земельной собственности. Англичане твердо придерживались принципа, что только обладание недвижимым имуществом обеспечивает надлежащее осуществление избирательного права. Те же воззрения утвердились и в североамериканских колониях Англии, в которых избирательное право было связано с обладанием не только недвижимой, но и движимой собственностью. Конституция США 1787 г. установила, что избирательное право регулируется штатами.

Во Франции по конституции 1791 г. избирательное право получили французские граждане, уплачивающие прямой налог в размере, по крайней мере, трехдневной заработной платы. Тем самым устанавливался небольшой имущественный ценз, основанный на уплате налога. В период Легитимной монархии Бурбонов и Июльской монархии избирательным правом пользовался очень небольшой круг самых богатых налогоплательщиков.

Например, в Англии до первой избирательной реформы 1832 г. избирательным правом пользовались не более 3 % населения страны. Во Франции в период июльской монархии (1830 – 1848) общее число избирателей не превышало 225 тыс., а при отмене имущественного ценза число избирателей увеличилось бы до 6 миллионов.

В дальнейшем постепенно происходила демократизация избирательного права, снижение имущественного ценза, расширение числа избирателей и введение всеобщего избирательного права. Под распространением всеобщего избирательного права понимают распространение избирательного права на всех совершеннолетних граждан без какого-либо имущественного ценза. Установление всеобщего избирательного права было лишь частично вызвано идеей естественного права, согласно которой избирательное право является естественным правом гражданина. Но гораздо большее значение при этом имели соображения государственной целесообразности и давление классов, которые не пользовались избирательным правом. В европейских странах происходил постепенный рост материального благосостояния народных масс, рос их образовательный уровень. В результате имущественный ценз стал рассматриваться как несправедливая и отжившая привилегия богатых.

Всеобщее избирательное право было впервые введено во Франции в 1792 г., но удержалось недолго. Окончательное оно утвердилось во Франции в период революции 1848 г. и в дальнейшем не отменялось. В США всеобщее избирательное право не было провозглашено федеральным законом, но постепенно установилось по законодательству штатов. Уже конституции новых штатов - Луизианы 1812 г., Миссисипи 1817 г. не признавали никакого имущественного ценза. К началу XX в. огромное большинство штатов, исключением являлись всего три штата отказались от имущественного ценза. Спорным являлся вопрос о предоставлении избирательного права неграм.

В 1867 г. всеобщее избирательное право было введено на выборах в рейхстаг по конституции Северо - Германского союза. В 1871 г. всеобщее голосование закрепляла и общегерманская конституция 1871 г.

В Англии избирательное право расширялось постепенно: от землевладельческой аристократии к городской буржуазии и интеллигенции (1832 г.), к городским рабочим (1867 г.) и сельским рабочим (1884 г.). Но всеобщее избирательное право в Англии было введено только в 1918 г. почти через семьсот лет после возникновения парламента.

Важным признаком конституционного государства является то, что государственная власть в нем ограничена признанием за личностью неотъемлемых, ненарушимых и неприкосновенных прав. Государство не имеет права стеснять или нарушать права и свободы своих граждан. Естественные права человека - это такие права, которые принадлежат человеку от рождения, неотделимы от человеческой жизни, прекращаются только со смертью и недопустимо их отчуждение кем бы то ни было. Эти права не создаются государством, а принадлежат человеку в силу рождения как личности. К числу неотчуждаемых прав человека относят обычно право на жизнь, свободу, собственность, безопасность, личную неприкосновенность и др. Права человека не зависят от гражданства и принадлежат всем без исключения людям, проживающим в данном государстве.

Права гражданина - это такие права, которые принадлежат только гражданам данного государства - лицам, имеющим с данным государством устойчивую политико-правовую связь, которая подтверждается специальными документами и фактическим проживанием человека в стране. Эти права обычно характеризуются как позитивные. Позитивные права - это те права, которые возникают в силу их закрепления в конституции и иных правовых актах, то есть производны от государства. К ним относятся, например, избирательное право, право на объединения, право участвовать в управлении, право на бесплатное основное образование за счет государства, на государственное медицинское обслуживание и др.

Конституционное государство признает гражданское равноправие, то есть отмена всех сословных привилегий, равенство всех перед законом, перед судом и перед налогами, формально одинаковая для всех доступность государственных должностей, прекращение власти дворянина над крестьянами, отмена крепостного права и феодальных повинностей. Сословное неравенство сменилось формальным равенством всех перед законом. Это формальное равенство не отменяло классовых, имущественных различий. Отсутствие сословных привилегий и запретов предоставляет отдельной личности возможность перехода из одного общественного класса в другой и возвышения по ступеням социальной лестницы. Но такая возможность оказывается практически весьма ограниченной, но она все же существует, между тем как сословный строй ее совершенно отрицает или в высшей степени стесняет.

Президентская республика

По образцу конституционной дуалистической монархии в Англии в конце XVIII в. была создана президентская республика в США. США сочетали всеобщее избирательное право, федерализм и сильную исполнительную власть президента. Президент как глава государства и исполнительной власти соответствовал монарху, но его власть была производной от народа, срочной и ответственной. Президент избирался народом на определенный срок и был юридически ответственен, с соблюдением очень сложной процедуры, перед избираемым же народом парламентом. Президент избирается независимо от парламента, народом, в США коллегией выборщиков и поэтому он получает очень большую легитимность, пользуясь доверием большинства избирателей.

Президент соединяет функции главы государства и главы исполнительной власти. Он назначает министров по собственному усмотрению вне состава парламентского большинства, либо назначает их при ограниченном участии парламента, в США при назначении министров необходимо согласие верхней палаты конгресса-сената. Министры несут политическую ответственность перед президентом и не ответственны перед парламентом, то есть президент по собственному усмотрению смещает министров. Парламент не может отправить министров в отставку, выразив недоверие их политике, но и президент не имеет права досрочно распустить парламент. Должность премьер-министра отсутствует, правительства как коллегиального органа нет, министры каждый в отдельности подчинены президенту и являются лишь советниками президента, призванными консультировать его, а все решения в сфере исполнительной власти принимаются президентом единолично.

Президентская республика обеспечивает стабильность исполнительной власти, но министры и президент недостаточно контролируются парламентом. Латиноамериканские страны заимствовали президентскую форму правления у США. Но в этих республиках президент, наделенный столь значительной властью и независимостью, опираясь на армию, становился диктатором. Здесь происходили постоянные перевороты и покушения на жизнь президентов.

Парламентарная республика

По образцу английской парламентарной монархии была создана парламентарная республика во Франции, так называемая третья республика по конституции 1875 г. Франция сочетала парламентаризм, всеобщее избирательное право с крайней централизацией, нестабильной исполнительной властью, огромной ролью бюрократии. Президент по своим функциям близок к конституционному монарху, но он избирается парламентом на определенный срок и ответственен перед ним. Президент избирается парламентом, а народ не участвует в его выборах. Все акты президента должны быть контрассигнованы, подписаны главой правительства или ответственным министром, без чего они не могут вступить в юридическую силу. Президент не наделен правом вето, или отлагательное вето им не применяется.

Президент назначает правительство из числа представителей партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте, в его нижней палате. Правительство несет политическую ответственность перед парламентом. При вынесении недоверия правительству парламентом, оно уходит в отставку или президент по предложению главы правительства досрочно распускает парламент, его нижнюю палату и проводятся досрочные парламентские выборы. Исполнительная власть принадлежит правительству, главной фигурой в государстве является глава правительства. Однопартийное правительство, пользующееся доверием большинства избирателей, обладающее большинством мест в парламенте становится ведущим органом власти. Но если правительство коалиционное, состоящее из представителей различных партий, то оно всегда непрочное. Множественность партий, отсутствие двухпартийной системы приводят в невозможности сформировать устойчивое однопартийное правительство, к частой смене правительств. Нестабильность исполнительной власти является отрицательной чертой парламентарной республики.

Французские конституции 1791 , 1793 и 1795 г. подчиняли исполнительную власть законодательной, а конституция 1799 г., напротив, закрепляла преобладание исполнительной власти над законодательной. История французского парламентаризма начиналась с конституционной хартии 1814 г., которая допускала, чтобы министры были членами палат парламента, и требовала, чтобы последние выслушивали их, когда они этого пожелают. В эпоху реставрации Бурбонов (1814-1830) король назначал правительства по собственному усмотрению, как с учетом, так и без учета партийного состава палаты. В эпоху июльской монархии (1830-1848) правительство не могло управлять вопреки мнению палаты депутатов, но еще не установилось формирование правительства с учетом состава палаты. Конституция 1848 г. не разрешила с достаточной ясностью вопрос о взаимоотношениях законодательной и исполнительной властей. Конституция 1852 г. была с самого начала проникнута враждебностью к парламентаризму и не признавала ответственность министров перед парламентом.

В третьей республике политическая ответственность правительства перед палатой депутатов сложилась постепенно, только к 1879 г. Республиканские партии были раздроблены и не могли сформировать устойчивого однопартийного правительства. Правительства носили коалиционный характер, не отличались партийным единством и были недолговечны. С 1873 до 1896 г. сменилось 34 правительства. Французские министры могли быть членами как палаты депутатов, так и сената. Французское правительство несло политическую ответственность как перед нижней палатой депутатов, так и перед верхней палатой - сенатом. При этом палату депутатов мог досрочно распустить президент с согласия сената, а сенат был нераспускаем. Между тем право досрочного роспуска палаты есть противовес парламентской ответственности.

В Англии

Капиталистический дух наживы. Пуритане считали, что необходимо копить деньги, быть прижимистым, экономным, чтобы вкладывать деньги не в потребление, не в приобретение недвижимости (купил имение и стал дворянином, живущим за счёт оброка с крестьян), а вкладывать деньги в дело, в производство товаров.

Наличие массы юридически свободных людей, лишённых средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу капиталистам, чтобы добыть средства к существованию. В Англии к концу XVIII в. крестьян согнали с земли, превратив в массе своей в безземельный пролетариат.

Петиция о правах 1629 года

Борьба парламента с королевской властью при Стюартах нашла отражение в конституционном законодательстве. В 1629 г. парламент принял, а король Карл I утвердил Петицию о правах. Она стала подтверждением старых прав парламента. Петиция:

1. Осуждала произвольное наложение податей, налогов. Парламент просил короля, чтобы средства на государственные расходы взимались не иначе как с согласия парламента.

2. Осуждала произвольное установление воинской повинности. Парламент просил короля, чтобы он не ставил солдат на воинский постой и не производил таким образом насилия над поданными для взимания податей.

3. Осуждала нарушение прав личной свободы, то есть заключение людей в тюрьмы без объяснения причин и оставление в тюрьме без судебного рассмотрения их дел. Парламент просил короля, чтобы не совершались произвольные аресты и заключения в тюрьму без указания причин.

Отказ короля от права вето

Прежде всего, произошёл отказ короля от права вéто - права отказать в утверждении законопроекта, принятого парламентом. С 1707 г. в силу конституционного обычая король отказался от права вето на законы, принятые парламентом. Тем самым он передал всю полноту законодательной власти парламенту, а законопроекты обсуждались королем и парламентом до их принятия.

Образование партийно - однородного кабинета министров

Долгое время считалось непреложным, что члены кабинета, министры назначаются и смещаются по усмотрению короля. Вскоре обнаружилось, что если у правительства нет поддержки в парламенте, то ему не удается провести необходимый закон или утвердить бюджет. Если прочность кабинета министров обуславливалась согласием его с парламентом, то, следовательно, министров лучше всего набирать из той партии парламента, которая в данное время составляет в нём большинство. С переходом господства к другой партии избирается и соответствующий кабинет.

В 1716 г. был принят закон, увеличивающий срок полномочий палаты общин с трёх до семи лет, то есть избиратели каждые семь лет избирали новый состав палаты общин. Как и прежде английский парламент состоял из двух палат, в которых господствовала аристократия. Аристократия была представлена в парламенте в сущности два раза: в верхней палате, где сидели по наследству титулованные лица, старшие сыновья, и в нижней, где по выбору являлись младшие сыновья или зависимые от аристократии люди. Избирательным правом пользовались всего 5 % населения. Выборы являлись открытыми. Широко применялся подкуп. С начала XVIII в. избирательная борьба в Англии превращается в поединок двух фракций - тóри и вúгов одного и того же господствующего класса, землевладельческой аристократии. Однако английская аристократия не была замкнутым сословием. Её ряды пополнялись за счёт разбогатевших промышленников и торговцев.

Партии тори и вигов организационно не оформлялись. Они не собирались на съезды, не имели выборных руководящих органов. В стране существовали не члены партии, а только её сторонники. Партии не имели организаций на местах, в избирательных округах. Партии занимались только парламентской деятельностью.

Постепенно утвердился конституционный обычай - правительство - кабинет министров формируется партией, получившей наибольшее число мест на выборах в палату общин. Короли вынуждались составить кабинет из членов партии, располагавшей большинством в палате общин. С 1714 по 1783 г. виги беспрерывно стояли у власти. В конце XVIII в. у власти оказались тори. Кабинет стал составляться королём из господствующей в палате общин партии - тори или вигов. Кабинет состоял из лидеров правящей партии. Партия, составлявшая большинство в палате общин, становилась правительственной, правящей. Партия меньшинства стала оппозицией, которая надеялась взять вверх на следующих выборах в палату общин и сделаться тогда правящей правительственной партией.

Юридически ничто не связывает короля в выборе премьер-министра. Однако фактически он может призвать к власти только лидера партии парламентского большинства. Король назначает министров, но он назначает тех людей, которых ему указывает премьер-министр. При этом министры выбирались из членов парламента. Закон о должностях 1706 г. установил, что член нижней палаты общин, получив назначение на государственную должность, обязывался подвергнуться переизбранию, если желал оставаться в парламенте. Министры обязывались быть или депутатами палаты общин или членами палаты лордов, чтобы не порвать живую связь законодательной и исполнительной власти.

Полномочий палаты лордов

В верхней палате английского парламента - палате лордов заседали наследственные законодатели - лорды. Юридические полномочия верхней палаты являлись почти такими же, как полномочия нижней палаты. На деле же палата лордов занимала подчинённое политическое положение к палате общин. В 1911 г. либералы провели Акт о парламенте, который ограничил законодательные полномочия палаты лордов.

Содержание акта о парламенте 1911 г. сводилось к следующим положениям:

1. Ограничение законодательных полномочий палаты лордов:

а) финансовые законопроекты-билли не могли изменяться палатой лордов и должны были быть рассмотрены и одобрены не позднее чем через один месяц с момента поступления в верхнюю палату. Иначе билль подписывается королем без одобрения палаты лордов. У лордов тем самым отнимался контроль за финансовыми биллями.

б) по отношению к остальным нефинансовым биллям палата лордов потеряла абсолютное вето, по которому она имела право не утвердить законопроект, принятый палатой общин и он не мог вступать в силу. На следующей сессии можно было вновь предлагать этот законопроект, вплоть до согласия палаты лордов. Абсолютное вето уступило место относительному вето, то есть палата лордов могла задержать принятие нефинансового билля на два года. Если нефинансовый билль принимался палатой общин три раза в трёх последовательных сессиях - заседаниях палаты и каждый раз отвергался палатой лордов, то после третьего принятия он предоставлялся на утверждение короля, минуя палату лордов. При этом между первой и третьей сессиями должны были пройти не менее двух лет.

2. Введение вознаграждения депутатам палаты общин. До 1911 г. они не получали жалования.

3. Срок полномочий палаты общин сокращался с семи до пяти лет, то есть избиратели раз в пять лет избирали палату общин.

Лекция № 1. Становление северо - американской государственности. Образование США

Северо - американские соединённые штаты сделались первым по времени в новое время демократическим государством, причём на большой территории. Афинская демократическая республика существовала на маленькой территории. средневековые городские республики имели аристократический характер. США возникли как союзное федеративное объединение бывших североамериканских колоний англичан, добившихся своей независимости от Англии в ходе вооруженной борьбы в конце XVIII века. Здесь не было ни короля, ни католической церкви, ни феодальной знати.

Образование конфедерации. «Статьи конфедерации» 1781 года

Почти все штаты, как стали называть себя бывшие колонии, стали независимыми государствами и приняли собственные конституции, провозглашая суверенитет и верховенство собственных законов. Борьба штатов за независимость длилась до 1783 г., когда Англия юридически признала независимость Соединенных Штатов. Во время войны за независимость возникла потребность в создании единого государства, которое могло бы заменить Англию для отдельных штатов. Филадельфийский второй континентальный конгресс соединил разрозненные колонии - штаты для борьбы с Англией.

Ещё до окончания войны за независимость второй континентальный конгресс принял первую Конституцию США - «Статьи конфедерации и вечного союза», которые были утверждены всеми штатами только к 1781 г. и вступили в силу в этом же году. Они представляли собой международно - правовой договор об образовании союза тринадцати суверенных государств - «суверенных штатов» - Конфедерации Соединённых Штатов Америки. Союз между штатами провозглашался вечным.

Бывшие колонии определялись в качестве штатов - государств и сохраняли за собой суверенитет, независимость, все права и полномочия, за исключением тех, которые прямо передавались Конфедерации в лице её органов. Центральное управление осуществлялось однопалатным конгрессом. Он состоял из представителей штатов в количестве от двух до семи, выбираемых законодательными органами штатов. Каждый штат в конгрессе имел один голос. Конгресс мог принять важное решение только квалифицированным большинством, не менее чем девяти штатов.

Конгресс имел право контролировать вопросы, связанные с внешней и военной политикой - решения об объявлении войны и заключении мира, направление войск, отношения с иностранными государствами, назначение и отзыв послов, заключение международных договоров, назначение высших воинских чинов. В ведении штатов оставалась полная законодательная власть в отношении внутренней политики, включая право контроля собственной торговли, сбора налогов, выпуска собственных денег и т. п.

Конфедерация представляла собой слабый союз сильных штатов. Слабость конфедерации выражалась в следующем:

1. Конгресс, не имея возможности взимать общие налоги, не располагал собственными средствами для содержания армии и флота, а также для реализации других своих функций. Конгресс мог лишь просить необходимые средства у штатов. Многие штаты при этом имели собственные вооружённые силы, включая военные корабли.

2. Конгресс не имел права регулировать торговлю между штатами. В такой ситуации одни штаты устанавливали налоги на товары других.

3. Конгресс не мог запретить штатам введение и использование их собственных валют, что приводило к инфляции и затрудняло торговлю.

4. Все принимаемые конгрессом решения приводились в исполнение властями отдельных штатов. Центральная власть конфедерации не имела ни исполнительных, ни судебных органов, проводящих в жизнь решения конгресса. Конфедерация не имела ни принудительной власти, ни исполнительного органа, ни единоличного руководителя правительства. Вследствие отсутствия исполнительной власти, конгресс сам занимался всеми административными вопросами.

5. Отсутствие судебных органов приводило к тому, что конгресс опирался на суды штатов для претворения в жизнь общенациональных законов, а также для разрешения споров между штатами. На практике нередко суды штатов отменяли общеамериканские законы.

Американский федерализм

По форме государственного устройства США объявлялись федерацией. Федерация - это союзное, сложное государство, состоящее из нескольких государственных образований, субъектов федерации, обладающих известной политической самостоятельностью. Федерация представляет собой сложное суверенное государство, в состав которого входят государственные образования. Разграничение государственных полномочий между союзом - федерацией и составными частями субъектами федерации, штатами по Конституции США основано на следующем принципе: штаты предполагаются пользующимися всей полнотой государственной власти за исключением тех, наиболее важных полномочий, которые специальным перечислением переданы, делегированы штатами федеральным органам. Поэтому конституция содержала четкий перечень важнейших вопросов государственной жизни, отнесённых к компетенции федеральной власти: право устанавливать федеральные налоги для нужд федерации, чеканить монету (денежное обращение), внешние связи (объявление войны и заключение международных договоров), оборона и руководство вооружёнными силами (обеспечение обороны Союза, армия и флот), регулирование внутренней и внешней торговли между штатами и с иностранными государствами, установление единой системы мер и весов, установление границ и таможенное дело, деятельность почты, федеральный транспорт и пути сообщения, учреждение федеральных судов, поддержание общественного порядка и безопасности федерации («право подавлять в штатах внутренние беспорядки и мятежи»), принятие законов, необходимых для осуществления делегированных федерации полномочий.

Конституция содержала «отрицательный перечень», который налагал запреты на штаты, чтобы предупредить попытки субъектов федерации вторгнуться в сферу полномочий федерации. Конституция запрещала штатам вступать в какие-либо союзы, договоры или конфедерации с иностранными государствами, заключать международные договоры, выпускать собственные деньги, без согласия конгресса облагать пошлинами товары, содержать в мирное время войска.

Полномочия, не предоставленные федерации и не запрещённые к использованию штатами, составили остаточные полномочия, принадлежащие исключительно штатам. К ним относились, в основном вопросы, не требующие единообразного регулирования. Например, установление местного управления, поддержание общественного порядка, здравоохранения, уголовное, гражданское и процессуальное законодательство, проведение выборов, ратификация поправок к конституции США.

Конституция закрепляет принцип верховенства федерального права по отношению к праву отдельных штатов. Федеральная конституция, федеральные законы, договоры, заключённые от имени США, объявляются «верховным правом страны». Судьи в каждом штате обязаны следовать Конституции и законам федерации, даже если в конституциях и законах любого штата будут содержаться противоречащие им положения.

Субъектами американской федерации являлись штаты. Они представляли собой государственные образования с собствен

Наши рекомендации