Разделение властей как принцип организации и деятельности гос аппарата. Механизм «сдержек и противовесов» властей в РФ.

Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Власть портит людей, бесконтрольная же власть портит вдвойне. Пожалуй, самый трудный вопрос заключается в том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статута и престижа. В противном случае они автоматически утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей, над разработкой которого трудились многие ученые, но особая заслуга здесь принадлежит Ш. Монтескье.

Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Как писал Ш. Монтескье, «чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.»

Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение – исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила – чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства. Все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.

Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он – арбитр в спорах о праве.

Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами. Во-первых, реализация этого принципа неизбежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каждый орган специализируется на «своей» работе), создаются условия для роста профессионализма их работников. Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему – создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.

Вместе с тем рассматриваемый принцип открывает немалые возможности для негативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия и др.

Система сдержек и противовесов - разделение компетенции между органами государственной власти, обеспечивающее их взаимный контроль. В соответствии с Конституцией РФ механизм государственной власти на высшем уровне представлен Федеральным Собранием — парламентом, Президентом и Конституционным Судом — органом конституционной юрисдикции. Конституция РФ (ст. 102, 103) наделяет Федеральное Собрание законодательной властью. Однако законодательные полномочия Федерального Собрания строго очерчены, во-первых, его конституционной компетенцией, во-вторых, правом отлагательного вето Президента РФ и правом федерального органа конституционного контроля признавать принятые парламентом законы неконституционными. Большими распорядительными полномочиями обладает Президент РФ в отношении Правительства РФ в целом (вправе отправить его в отставку) и в отношении высших должностных лиц государства: назначает Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы); назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (по предложению Председателя Правительства); назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания) и т.д.

Судебная власть в механизме разделения властей играет особую роль. Смысл и назначение судебного надзора в механизме разделения властей состоят в обеспечении гарантий защиты от произвола органов исполнительной власти, от принятия и исполнения законов, нарушающих конституционные права и свободы граждан. Так, за Конституционным Судом РФ закреплена исключительная привилегия толковать Конституцию РФ (ч. 5 ст. 125) и объявлять недействительными акты органов государственной власти (ч. 6 ст. 125). Однако судебная власть (в том числе судебный надзор) не безгранична. Так, пределы судебной власти ограничены нормами, строго регламентирующими само право на обращение в суд. Возможность признания Конституционным Судом РФ закона неконституционным также ограниченна. Суд принимает дела о соответствии законов Конституции только по запросам определенных органов и лиц (ч. 5 ст. 125)

2. Процесс правового регулирования и его основные стадии.

Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс, он предполагает активную деятельность людей, их коллективов как в процессе создания права, так и в ходе его воплощения в жизнь.

Процесс воздействия права на поведение людей и общественные отношения начинается с момента осознания необходимости и возможности регламентации с помощью права каких- то жизненных ситуаций. В некоторых условиях люди действуют в соответствии с правом даже при отсутствии или вопреки действующим юридическим предписаниям. Например, в условиях товарного голода, дефицитности тех или иных товаров люди совершают сделки купли-продажи не по закону, а по традиционным правилам, предусматривающим право продавца и покупателя самим определять цену товара. В условиях тоталитарного политического режима люди, несмотря на угрозу применения к ним карательных юридических санкций, реализовывали свое естественное право на свободу мысли и ее высказывание. Эти и другие примеры могут свидетельствовать о регулятивной роли права до его оформления в виде формальных определенных норм, принятых и гарантированных государственной властью.

Регулятивное воздействие права наиболее зримо и эффективно начинается с издания законотворческими органами государства нормативных актов. Возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права — первая стадия правового регулирования. На этой стадии создается нормативная основа правового регулирования, введенные в правовую систему нормы регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права (индивида или организации) устанавливается круг возможных прав и обязанностей.

На первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное, неиндивидуализированное воздействие права. Нормы права ориентируют участников правовой жизни на достижение поставленных ими целей, предупреждают о возможности наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования. В нормах права как бы прогнозируются препятствия на пути удовлетворения правовых интересов членов общества и указываются возможные правовые средства их преодоления. На первой стадии реализуются информативные возможности права, оказывается активное воздействие на сознание, волю, а значит, и на активное поведение людей в сфере правового регулирования.

На второй стадии правового регулирования осуществляется индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых появляются конкретные права и обязанности. Здесь участники правовой жизни наделяются мерами поведения, вытекающими из норм права и условий конкретной правовой ситуации, другими словами, осуществляется индивидуализация их прав и обязанностей. На этой стадии у конкретного человека или организации, чья честь, достоинство или репутация были опорочены, возникает согласно ст. 152 ГК РФ конкретное право обращения в суд, а у судебного органа — обязанность принять исковое заявление. На этой стадии активно функционирует элемент правового регулирования, именуемый правоотношением.

Третья стадия правового регулирования характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации (в конкретном правоотношении). Так, цель правовой зашиты чести и достоинства, деловой репутации гражданина или организации будет достигнута, когда, например, порочащие сведения, опубликованные в средствах массовой информации, будут по решению суда опровергнуты и потерпевшему будет возмещен моральный вред и другие убытки.

Стадия реализации прав и обязанностей может занимать длительный период, например, в длящихся правоотношениях (брачно-семейные, трудовые отношения). На третьей стадии происходит зашита нарушенных прав, устраняются препятствия на пути осуществления прав и интересов субъектов, т. е. реализуются правообеспечительная, правоохранительная функции права

3. Способы толкования норм права.

При ответе используй «общие сведения для всех вопросов о толковании» из 3 вопроса билета № 3.

–––––––––––––––

Способ толкования норм права – это совокупность однородных мыслительных приемов, средств, используемых для установления содержания норм права. Нет единства взглядов на количество способов толкования норм права, на их содержание. Практически все авторы признают существование грамматического, систематического и исторического толкования; есть сторонники выделения телеологического, функционального, логического, специально-юридического способов.

Грамматический (или филологический, или языковой) способ толкования предполагает анализ словесной формы норм права, поскольку они изложены при помощи языковых средств, иначе их выразить невозможно. Грамматическое толкование охватывает уяснение значения отдельных слов, терминов, обращается внимание на употребляемые предлоги, союзы (и, или), на временны̀е формы частей речи, на совершенный или несовершенный вид глагола, причастия, |деепричастия и т.д. Словам и выражениям закона следует придавать то значение, которое они имели в соответствующем литературном языке, если нет оснований для иной их интерпретации. В международном праве это правило называется иногда «золотым правилом толкования». Языковые средства выражения в некоторых случаях могут влиять и на содержательную сторону правовых предписаний, юридических конструкций, в частности, при переводе с одного языка на другой (полностью адекватный перевод не всегда возможен).

Систематический способ толкования представляет собой уяснение смысла правовой нормы с учетом ее места в системе права, в отрасли права, в правовом институте. Возможность его применения прямо следует из особого свойства права – системности. При систематическом толковании происходит сопоставление толкуемой нормы права с другими нормами, находящимися как в одном с ней нормативном акте (и даже в одной статье), так и в иных нормативных актах. Одна из наиболее сложных ситуаций при использовании систематического толкования возникает тогда, когда в процессе установления юридической основы для разрешения дела правоприменитель сталкивается с юридическими коллизиями, т.е. с такими ситуациями, когда одни и те же общественные отношения по-разному регулируются различными правовыми нормами одинаковой юридической силы.

Исторический (историко-политический) способ толкования норм права предполагает учет исторических обстоятельств, условий, политической ситуации, существовавших во время принятия толкуемой правовой нормы. Данный способ толкования важен в первую очередь для реализации норм, которые предоставляют правоприменителю определенную свободу: в этом случае желательно избрать наиболее эффективный вариант разрешения дела из всех возможных. Историческое толкование может использоваться и для более глубокого понимания толкуемой нормы права, при этом целесообразно сравнить ее с предписаниями, действовавшими ранее, выяснить причины внесенных изменений. Доп.: Не найдено окончательного ответа на вопрос: что делать в случае установления существенного изменения исторической ситуации со времени принятия толкуемой нормы? Является ли это основанием для неприменения нормы, или же необходимо строго соблюдать требования законности? В большинстве случаев именно в таком плане данная немаловажная практическая проблема не ставится.

Суть телеологического (или целевого) способа толкования норм права состоит в установлении цели нормы и использовании этого знания для уяснения ее смысла.

Отдельные авторы считают, что складывается функциональный способ толкования норм права, который опирается на знание обстоятельств, условий, в которых действует толкуемая норма. Этот способ, как и два предыдущих, используется в основном для толкования правовых норм, включающих оценочные элементы или предоставляющих субъекту свободу выбора того или иного варианта поведения. Результаты и исторического, и телеологического, и функционального толкований могут расходиться с требованиями, выраженными в толкуемой норме, в случае несовершенства, устаревания законодательства. Доп.: Есть нормы разрешающие и запрещающие, регулятивные и охранительные, обязывающие и управомочивающие, поощрительные и стимулирующие и т.д. У них разные функции, и это важно иметь в виду при их толковании и применении. Здесь учитываются тип и механизм правового регулирования, его направленность.

Логическое толкование - это интерпретация нормы права на основе законов логики. Логический способ толкования норм права также выделяется не всеми авторами, поскольку любая мыслительная деятельность по уяснению смысла норм права вне зависимости от конкретных используемых приемов в любом случае подчиняется законам логики. Т.о., любое толкование нормы права – это одновременно и логическое толкование.

Иногда в качестве самостоятельного называется и специально-юридический способ толкования норм права, когда все выделяемые приемы толкования применяются для постижения смысла именно юридической материи (специально-юридическое толкование обусловлено наличием в правовой науке и в законодательстве специфических терминов и понятий, которые приходится "растолковывать" тем, кто в них не сведущ, кто не является специалистом в данной области). При этом исследуются технико-юридические средства и приемы изложения правовых норм, уясняется содержание специальных терминов, юридических конструкций, что открывает смысл нормы в целом. Авторы, которые не выделяют специально этот способ, указывают на то, что в его содержание включаются такие приемы, которые могут быть отнесены к одному из общепризнанных способов толкования.

На всякий случай: Подробное изложение способов толкования впервые было дано немецким ученым Ф. К. Савиньи, виднейшим представителем исторической школы права, в работе «Система современного римского права» (1840 г.), хотя основы данной проблемы разрабатывались еще римскими юристами и средневековыми глоссаторами.

Билет №29

Наши рекомендации