КРИТЕРИЙ: границы частной жизни устанавливаются самим человеком.
В ст. 23 Конституции РФ предполагает тайну переписки, телефонных переговоров и иные тайны (семейная тайна). Под тайной подразумевается ограничение круга лиц, причастных к этой информации.
К примеру, информация о том, что Эверест является самой высокой горой в мире, не будет является тайной.
Однако, если в отношении какой-либо информации предпринимаются усилия для того, чтобы его сохранить, то в данном случае это будет являться тайной. А сами эти усилия показывают, что проводится граница между частной и публичной жизнью.
К примеру, журналист выкрал у одного футболиста контракт, где указано, что он получает 100 000 000 долларов. Следовательно, все знают, что он получает вот такую огромную сумму. Далее все газеты начинают перепечатывать данную информацию и даже называют разные суммы. Следовательно, мы не можем сказать, что в этом случае нарушается тайна (частная жизнь), потому что эта информация распространилась до невозможности. В данном случае нельзя говорить, что есть вмешательство на неприкосновенность частной жизни. Такое правило действует до того момента, когда этот футболист начинает пресекать данную информацию.
Также касается и коммерческой тайны. Пока коммерческая тайна охраняется, она является тайной. К примеру, секрет изготовления кока-колы очень сильно охраняется. Никто не вправе выяснять данную информацию. Однако, если не предпринимаются усилия для сохранения этой тайны, то можно сказать, что такая информация перестаёт быть тайной.
Ограничивать право на частную жизнь может только тогда, когда есть сфера частной жизни, существуют границы частной жизни, но тем не менее в определённых случаях разрешается пересекать эти границы без согласия лица.
Ограничение права происходит только тогда, когда есть вмешательство в это право. Мы должны понять сферу действия конкретного права. Когда речь идёт об ограничении права на частную жизнь, то мы должны знать, что пересекаются установленные человеком границы частной жизни. Следовательно, государству разрешается пересекать эти границы.
Далее: есть ли вмешательств предусмотрено ли это вмешательство законом (ФЗ) преследовало ли оно правомерную цель являлось ли оно необходимым в демократическом обществе.
Частной жизнью охватывается:
- физическая и психологическая целостность отдельного лица (охватывается понятием «врачебная тайна»);
- личность индивидуума, имя (Постановление Европейского суда по делу «Бургхартц против Швейцарии» (Burghartz v. Switzerland) от 22 февраля 1994 г., Series A, № 280-B, p. 28, § 24);
- право на развитие личности, а также право на установление и развитие отношений с другими людьми и внешним миром (Постановление Европейского суда по делу «Нимиц против Германии» (Niemietz v. Germany) от 16 декабря 1992 г., § 29);
- право на конфиденциальное общение;
- брак, семья, деторождение, усыновление, развод и т.п.
«Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. В понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер»(Определение Конституционного Суда РФ от 9 июня 2005 года № 248-О).
«ПРАВО БЫТЬ ОСТЕВЛЕННЫМ В ПОКОЕ» - это классическая формулировка личного заградительного права.
ЛИЧНОЕ ЗАГРАДИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА – это категория прав, которые характеризуются запретом вмешательства в эти права. Их содержание предполагает запрет вмешательства в какую-либо сферу. Перечисляя сферы, мы получаем конкретные конституционные права: право на жизнь, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни.
Главное содержание права на неприкосновенность частной жизни – это запрет вмешательства («неприкосновенность»).
Однако у личных заградительных прав существует позитивный аспект. Позитивный аспект – это право требовать чего-либо (предоставить, сделать и т. д.). Позитивный аспект необходим, чтобы обеспечить (гарантировать) реализацию личных заградительных прав.
Должны существовать правовые гарантии того, чтобы у определённых лиц не было бы желания нарушать наши конституционные права. Если нет таких гарантий, то конституционное право становится эфемерным.
«Целью статьи 8 Конвенции является защита личности от произвольного вмешательства публичных властей, она не просто принуждает государство воздержаться от такого вмешательства: в дополнение к первоначальному негативному восприятию также могут быть и позитивные обязательства, состоящие в фактическом уважении личной жизни» (Постановление Европейского суда по делу «Одиевр (Odievre) против Франции» от 13 февраля 2003 г., § 40).
«Государство обязано предпринимать действия, необходимые для эффективной защиты частной или семейной жизни. Такие обязательства могут включать принятие мер, направленных на обеспечение уважения частной жизни даже в сфере отношений лиц между собой» (Постановление Европейского суда по делу "X и Y против Нидерландов" (X and Y v. Netherlands) от 26 марта 1985 г., Series A, N 91, p. 11, § 23).
К примеру, в семье отец порет ремнём ребёнка. Потом определённые уполномоченные лица забирают ребёнка, и суд лишает родителей родительских прав. В данном случае мы не можем говорить, что государственные органы вмешиваются в семейные дела, и, тем самым, нарушается право на неприкосновенность частной жизни. Это было бы ошибкой. Потому что в данном случае государство защищает право на свободу личной неприкосновенности ребёнка. Мы не должны воспринимать семью в качестве монолита. Здесь речь идёт о частной жизни каждого члена семьи в отдельности.
При определенных обстоятельствах у лица существует «правомерное ожидание» защиты и уважения его частной жизни. Это важнейшее содержание позитивного аспекта личного заградительного права. Если нарушается правомерное ожидание, то это само по себе нарушает конституционное право. Запрет угрозы посягательства на права.
Когда мы вовлекаемся в публичную жизнь, то у нас нет правомерного ожидания.
ПРИМЕРЫ ОГРАНИЧЕНИЙ
ЗАДАЧА №1
«Погребение лиц, уголовное преследование в отношении которых в связи с их участием в террористической деятельности прекращено из-за их смерти, наступившей в результате пресечения данной террористической акции, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Тела указанных лиц для захоронения не выдаются, и о месте их захоронения не сообщается»(ст. 14.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).
Нарушается ли в данном случае право родственников погибших на похороны своих близких (детей)?
1) Есть ли в данном случае вмешательство (вторжение) в частную жизнь? Охватывается ли вменяемое деяние ст. 23 Конституции РФ (право на неприкосновенность частной жизни)?
В данном случае здесь речь идёт о семейных взаимоотношениях, которые являются составной частью права на неприкосновенность частной жизни. Прощание с родственниками охватывается семейными взаимоотношениями, следовательно, здесь речь идёт о частной жизни.
Но в данном случае мы видим, что государство запрещает родственникам знать, где и как пройдут похороны. Также они запрещают проститься с телом.
Значит, есть вмешательство.